Зависимость от лекарств
Многие медицинские организации определяют наркоманию как хроническое заболевание, поражающее систему вознаграждения, мотивацию, память и другие структуры мозга.
Зависимость лишает возможности делать выбор и контролировать свои действия и заменяет ее постоянным желанием принимать то или иное вещество (алкоголь, наркотики, лекарства).
Поведение зависимых людей обусловлено болезнью, а не слабостью, эгоизмом или отсутствием силы воли. Гнев и обида, которые часто испытывают наркоманы, исчезают, когда окружающие понимают, что такой человек просто не может с собой поделать.
Зависимость — это не болезнь, а привычка
Однако сейчас ученые убеждены, что подход к наркомании исключительно как к болезни не оправдан.
Марк Льюис, известный нейробиолог и автор книги «Биология желания», является сторонником нового взгляда на зависимость. Он считает, что изменения в структуре мозга сами по себе не являются доказательством его болезни.
Мозг меняется постоянно: в период созревания организма, в процессе обучения и освоения новых навыков, в ходе естественного старения. Также структура мозга меняется при восстановлении после инсульта, а главное, при прекращении приема наркотиков. Кроме того, существует мнение, что не сами наркотики вызывают привыкание.
Люди становятся зависимыми от азартных игр, порнографии, секса, социальных сетей, компьютерных игр, покупок и еды. Многие из этих зависимостей классифицируются как психические расстройства.
Изменения мозга, наблюдаемые при наркомании, ничем не отличаются от тех, которые происходят при поведенческих зависимостях.
По новой версии зависимость развивается и заучивается наизусть как привычка. Это сближает зависимость с другими вредными формами поведения: расизмом, религиозным экстремизмом, одержимостью спортом и нездоровыми отношениями.
Но если зависимость приобретается, почему избавиться от нее гораздо труднее, чем от других типов приобретенного поведения?
Когда дело доходит до обучения, мы представляем себе новые навыки: иностранные языки, езда на велосипеде, игра на музыкальном инструменте. Но мы также приобретаем привычки: мы научились грызть ногти и часами сидеть перед телевизором.
Привычки приобретаются без особого намерения, а навыки приобретаются осознанно. Зависимость по своей сути ближе к привычкам.
Привычки формируются, когда мы делаем что-то снова и снова
С точки зрения неврологии привычки — это повторяющиеся паттерны синаптической активации (синапс — это точка контакта между двумя нейронами).
Когда мы снова и снова думаем о чем-то или выполняем одни и те же действия, синапсы активируются одинаковым образом и формируют привычные паттерны. Так любое действие запоминается и укореняется. Этот принцип применим ко всем природным сложным системам, от организма до общества.
Привычки укореняются. Они не зависят от генов и не определяются средой.
В основе формирования привычек в самоорганизующихся системах лежит такое понятие, как «аттрактор». Аттрактор – это устойчивое состояние в сложной (динамической) системе, к которому он стремится.
Аттракторы часто изображают в виде ямочек или ямочек на гладкой поверхности. Сама поверхность символизирует набор состояний, которые может принимать система.
Систему (человека) можно представить в виде шара, катящегося по поверхности. В конце концов, шарик попадает в отверстие аттрактора. Но выбраться из него не так-то просто.
Физики сказали бы, что для этого нужна дополнительная энергия. Если провести аналогию с человеком, то это усилие, которое необходимо приложить, чтобы отказаться от какого-то поведения или образа мыслей.
Зависимость — это рутина, которая с каждым разом все больше и больше выходит из нее
Личностное развитие также можно описать с помощью аттракторов. В данном случае аттрактор – это качество, определенным образом характеризующее человека, сохраняющееся длительное время.
Зависимость является таким аттрактором. Тогда отношения между человеком и наркотиком представляют собой петлю обратной связи, которая достигла определенной степени самоусиления и связана с другими петлями. Именно это вызывает привыкание.
Такие петли обратной связи загоняют систему (человека и его мозг) в аттрактор, который со временем постоянно углубляется.
Зависимость характеризуется непреодолимой тягой к веществу. Это вещество приносит временное облегчение. Как только ее действие заканчивается, человека охватывает чувство утраты, разочарования и беспокойства. Чтобы успокоиться, человек снова принимает вещество. Все повторяется снова и снова.
Зависимость увековечивает потребность, которую она должна была удовлетворить.
После многих повторений для наркомана становится естественным увеличивать дозу, еще больше укрепляя привычку и основные паттерны синаптической активации.
На фиксацию зависимости также влияют другие коммуникативные петли обратной связи. Например, социальная изоляция, только подкрепляемая фактом зависимости. В результате у зависимого человека остается все меньше и меньше возможностей восстановить связь с людьми и вернуться к здоровому образу жизни.
Саморазвитие помогает преодолеть зависимость
Зависимость не имеет ничего общего с сознательным выбором, плохим характером и неблагополучным детством (хотя последнее все же считается фактором риска). Это привычка, сформированная путем повторения самоусиливающихся петель обратной связи.
Хотя зависимость не лишает человека полностью выбора, избавиться от нее гораздо сложнее, потому что она укореняется очень глубоко.
Невозможно сформулировать одно конкретное правило, которое помогло бы справиться с зависимостью. Требуется сочетание настойчивости, индивидуальности, удачи и обстоятельств.
Однако специалисты сходятся во мнении, что взросление и саморазвитие во многом способствуют выздоровлению. С годами взгляды человека и его представление о собственном будущем меняются, зависимость становится менее привлекательной и уже не кажется такой непреодолимой.
Повторение одного и того же в конечном итоге приводит к скуке и разочарованию. Как ни странно, эти негативные эмоции побуждают нас продолжать действовать, даже если мы уже сто раз пытались что-то сделать, но у нас ничего не получалось.
Сама одержимость зависимостью и абсурдность изо дня в день преследовать одну и ту же цель противоречит всему творческому и оптимистическому в человеческой природе.