В первом сезоне «Секретных материалов» Дана Скалли вместе со своим бывшим инструктором из Академии ФБР Джеком Уиллисом отправляется на сигнал об ограблении банка. При задержании один из преступников сильно ранит Уиллиса. Скалли стреляет в грабителя, который умирает.

Некоторое время спустя Уиллис просыпается в больнице. Но он изменился, стал злым. В его тело вселилась душа грабителя, который теперь стремится воссоединиться с любимой и отомстить тем, кто сдал его ФБР.

Будучи аспирантом, Нина Стромингер, доктор философии. Доктор психологии и доцент Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета, смотрел «Секретные материалы». Среди всех эпизодов с монстрами и инопланетянами ее привлекла именно история переселения душ (кстати, это повторилось в сериале, когда Фокс Малдер и оперативник Зоны 51 обменялись телами).

Строминджер заинтересовался этой идеей. Ведь если грабитель смог покинуть собственное тело и оказаться в Уиллисе, то он не был единым целым со своей физической оболочкой. Была некая отдельная сущность, которая могла переходить от одного человека к другому.

Стрёмингер заметил еще один любопытный момент. При переселении душ герои переносят в новое тело не все, а только некоторые свои черты. И она хотела знать, есть ли закономерность в этой избирательности.

Это натолкнуло Нину на небольшой эксперимент. Вместе с коллегой из Уортонской школы Шоном Николсом исследователь задавал людям простой вопрос: «Если бы вам пришлось переселиться в другое тело, какие из ключевых черт вашей личности вы бы взяли с собой?»

В ответах были общие черты. Люди всегда говорили, что кроме личных воспоминаний и предпочтений им передавались бы черты, связанные с нравственностью, совестью. Какая-то хорошая, высоконравственная часть его личности. Именно она ассоциировалась у всех опрошенных с собственным «Я».

Но исследование Строминджера — лишь одно из многих. Все эти работы наглядно доказывают, что у людей есть устойчивое представление о каком-то глубинном «истинном я». И это «настоящее я» обязательно хорошее.

Существует ли на самом деле «истинное я»

Но это интересный вопрос. С точки зрения науки, внутреннее сознательное я почти наверняка не существует. Все, что известно из нейронауки и психологии, не поддерживает теорию о какой-то отдельной благой сущности, спрятанной где-то в глубине души.

Скорее всего, «настоящее я» — всего лишь иллюзия. Просто распространенная привычка видеть в себе добрую, высоконравственную душу.

Но это совсем не важно. «Функционально в каком-то смысле это не имеет значения, потому что представление об «истинном я» влияет на наше поведение и взгляд на мир точно так же, как если бы это «истинное я» действительно существовало», — говорит Ребекка Шлегель. , социальный психолог из Техасского университета A & М.

Как «истинное я» влияет на восприятие мира

Со всех сторон раздаются рекомендации: «Будь собой!» Именно этот совет воспринимается как определяющий в жизни, любви, карьере. Если вы будете самим собой, то есть если будете действовать в соответствии с тем, кем вы являетесь в глубине души, вы добьетесь успеха и счастья.

Но что мы подразумеваем под «быть собой»? Ученые получили на это весьма однозначный ответ.

В различных экспериментах они просили добровольцев оценить изменения личности, которые испытали люди после черепно-мозговых травм, приема психотропных препаратов, воображаемого обмена телами. Рейтинги похожи. Если человек изменился, но при этом сохранил нравственные качества — доброту, отзывчивость, честность, участники говорили, что он «остался самим собой». Если эти качества страдали, то звучало: «Он стал другим человеком».

Показательным является эксперимент, в ходе которого добровольцев попросили прочитать о двух больных деменцией. Первый, с тяжелой потерей памяти в результате болезни Альцгеймера, по мнению участников, сохранил свою индивидуальность. В отличие от второй, у которой с памятью и воспоминаниями все было в порядке, но «моральные способности» значительно снизились из-за лобно-височной деменции. Он, по мнению опрошенных, перестал быть собой.

Кроме того, в исследовании 2008 года ученые установили, что люди неохотно принимают препараты, способные повлиять на моральные качества: доброту, способность к сопереживанию. И гораздо меньше беспокоятся о препаратах, которые иногда снижают бдительность или ухудшают память.

Аннотация: «быть собой» в массовом сознании означает вести себя в соответствии с моральными принципами. Уход от них воспринимается как потеря себя.

Любопытно, что эта концепция морально хорошего «истинного я» универсальна. Аналогичные результаты дали исследования с участием добровольцев из Колумбии, Сингапура, России, хотя в культурах этих стран очень разные представления о природе человека. «Индусы-индуисты и буддисты из Тибета считают, что моральные аспекты личности играют ключевую роль в их самоидентификации, хотя последние вообще отрицают существование такого понятия, как личность, — пишет психолог Кристиан Джарретт в Исследовательском дайджесте Британского психологического общества.

Почему мы думаем, что у всех добрые души

Мы склонны думать о себе лучше, чем о других, что является одним из распространенных когнитивных искажений. Но когда дело доходит до «истинного Я», мы предполагаем, что и у других людей оно также высоконравственно. Такую предвзятость демонстрируют даже мизантропы, то есть те, кто изначально плохо относится к людям.

Возможно, это проявление нашей социальности как вида. Думать, что вокруг нет злодеев, полезно для самочувствия, помогает нам сотрудничать и доверять друг другу.

Другим объяснением может быть то, что люди обычно склонны сосредотачиваться на положительных чертах. Это называется «психологическим эссенциализмом».

Например, в ответ на просьбу описать стол мы говорим, что у него четыре ножки для устойчивости и поверхность, на которой можно есть или работать. То есть перечислим признаки «хорошего» стола. Никому и в голову не придет описывать сломанную, «плохую» модель.

Наше представление об «истинном я», желание подогнать его под положительные характеристики, может быть результатом того же эссенциалистского мышления.

Почему тогда многие люди враждебно относятся к другим людям

Действительно, это вызывает вопрос. Если мы так хорошо думаем о себе и других, то почему столько отвратительных споров, ругани и оскорблений в том же Интернете? Не противоречит ли это массовой вере в хорошее «истинное я»?

У философа-экспериментатора из Йельского университета Джоша Ноуба есть возможное объяснение: хотя мы все верим в нравственно доброе внутреннее существо, наше определение морали варьируется в зависимости от убеждений и внутренних ценностей.

В одном эксперименте Ноуб и его коллеги попросили людей описать, что они думают о вымышленном человеке по имени Марк. Он якобы был христианином и в то же время испытывал влечение к мужчинам. Мнения разделились. Консервативные участники эксперимента уверенно заявляли, что «истинное я» Марка заключается в вере, и поддаться чувствам к нему было бы отступлением от самого себя. Либералы, с другой стороны, сообщили, что сексуальность Марка была его «истинным я». С точки зрения последнего, отказаться от себя и своих порывов ради какой-то отвлеченной веры — это было бы предательством подлинной сущности Марка.

Далее все просто. Какой бы путь ни выбрал условный Марк, всегда найдутся люди, считающие этот выбор надругательством над истинной сущностью героя. И эта ругань вызывает раздражение и агрессию.

Почему вредно верить, что в глубине души ты хороший человек

Ответ прост: это обескураживает. Если нравственность внутреннего «я» принимается как должное и незаслуженно, возникает соблазн начать оправдывать плохие поступки.

С другой стороны, аморальные действия угрожают нашему чувству идентичности. А это большой стресс. Поэтому некоторые люди просто отрицают свое аморальное поведение, перекладывая ответственность за него на сторонние факторы: "Меня вынудили", "Меня спровоцировали", "Я не вот так — жизнь такая». Другие стремятся искупить свою вину быстрыми добрыми делами, такими как пожертвования. И снова стать хорошим в собственных глазах.

Такие решения действительно быстро возвращают человека в соответствие с его представлениями о своем «истинном я». Но они не поощряют этичный образ жизни в целом.

Как воспользоваться иллюзорным «истинным я»

Да, «истинного я» не существует, и в глубине души люди вовсе не обязательно хороши. Но у этой иллюзии есть важная функция.

Руководством может служить концепция собственного «истинного я». Глубокий внутренний стандарт, мотивирующий вас жить по совести.

Даже если обстоятельства не идеальны и заставляют вас спотыкаться, вы знаете, что внутри вас есть что-то хорошее — и вы ищете возможности выразить это. Такой подход придает смысл действиям и помогает строить жизнь, которой вы довольны и которой гордитесь.