Каждое утро мы открываем глаза и видим мир. Понятно и знакомо. Он состоит из прикроватной тумбочки, любимой кофемашины и привычного вида из окна. Но есть и что-то очень знакомое — понимание, что такое быть собой. Оно приходит сразу после пробуждения и делает это настолько искусно, что мы даже не замечаем.
Наше «Я» предстает перед нами как нечто единое и постоянное. Просто получатель информации в бесконечном процессе восприятия мира через органы чувств. Или, наоборот, «главнокомандующий», который решает, что и когда делать дальше. Мы чувствуем, думаем и действуем. Во всяком случае, мы так думаем.
А что, если наше «Я» — это всего лишь еще один слой восприятия мира? И то, как мы это видим, есть не что иное, как «управляемая галлюцинация», лучшая догадка нашего ума, которая определяется не достоверностью, а полезностью? Нейробиолог Анил Сет размышляет над этими вопросами.
Как мозг создает мир
Сенсорные сигналы в чистом виде, такие как электромагнитные волны, воздействующие на сетчатку глаза, или акустические волны, воспринимаемые барабанными перепонками, довольно неоднозначны. Хотя они и отражают реальные вещи, но лишь косвенно. Ведь наши глаза – это не прозрачные окна с видом на окружающий мир, как наши уши, да и любые другие органы чувств.
Мир, который возникает вокруг нас в каждое сознательное мгновение, мир, полный людей и предметов, имеющих форму, цвет и местоположение, всегда создается нашим мозгом. Это связано с тем, что нейробиологи называют выводом. Это процесс вывода выводов, основанный на обработке наиболее подходящих догадок нашего мозга, скрытых нейронами.
Допустим, перед вами стоит красная кофейная кружка. Вы видите это именно так, потому что «красная кофейная кружка» — это лучшее предположение мозга, основанное на скрытых и практически непостижимых сенсорных данных, которые получают глаза. Задумайтесь на мгновение о красном цвете. Он существует? Нет. Ученые давно доказали, что любые цвета, которые мы видим, — это всего лишь свойство материальных объектов отражать электромагнитные волны в видимом диапазоне. И на этом строится вся концепция цвета. Это означает, что наше восприятие одновременно может быть как больше, так и меньше того, чем является реальный мир.
Как же тогда наш мозг «генерирует» цвета? Он отслеживает согласованность и регулярность того, как объекты и поверхности отражают свет. А затем просто предсказывает, что вызывает сенсорные входы. Именно содержание этого предсказания мы «читаем» как красное. Значит ли это, что он существует в нашей голове, а не в мире? Нет. Для восприятия красного цвета необходим и окружающий мир, и наш мозг, обрабатывающий его сигналы.
Весь этот процесс можно назвать «управляемой галлюцинацией». Он заключается в том, что наш мозг постоянно делает прогнозы для сенсорных сигналов, независимо от того, исходят ли они из окружающего нас мира или нашего тела. При этом сигналы также могут стать ошибками предсказания, сообщая мозгу о разнице между тем, что он ожидает, и тем, что он получает. Такая система помогает уму постоянно обновлять свои прогнозы.
Восприятие — это не процесс чтения сенсорных сигналов. Это нейронная фантазия, связанная с реальностью бесконечным «танцем» предсказаний и ошибок. Весь наш опыт – это активные конструкции, которые формируются изнутри. И здесь существует преемственность между восприятием и тем, что обычно называют галлюцинацией, когда человек видит или слышит то, чего другие не видят и не слышат.
Но в нормальном восприятии важен контроль. Наш перцептивный опыт не является произвольным. Ум не создает реальность. Если сознание необходимо для восприятия цвета, то физические объекты, такие как та же кофейная кружка, существуют в мире в любом случае, воспринимаем мы их или нет. Но то, как выглядят эти объекты, — полностью наша разработка, лучшие догадки нашего мозга. А поскольку все мы разные, каждый живет в своей индивидуальной вселенной.
Как мозг создает личность
Наше «я» — это тоже «управляемая галлюцинация», но совсем другого рода. Это связано с контролем собственного тела. В то же время опыт бытия собой состоит из множества различных частей, которые обычно тесно связаны между собой, но могут быть отделены друг от друга при психических или неврологических заболеваниях.
Существует множество различных способов осознать самость". Существует длительный опыт пребывания в роли конкретного человека с именем и воспоминаниями, созданными социальной или культурной средой. опыт свободной воли, связанный с нашими намерениями и ситуациями, в которых мы являемся причиной происходящего.Есть опыт восприятия мира с определенной точки зрения, например, от первого лица.Есть телесный опыт, когда мы отождествлять себя с объектом, которым является наше собственное тело. И, наконец, самое глубокое и основное — это переживание бытия. Все эти аспекты суть разного рода предсказания. И главным среди них является та часть восприятия, которая регулирует наше тело и поддерживает мы живы.
Если потянуть за эту нить, многое откроется. Все, что рождается в нашем сознании, есть предсказание восприятия, и весь наш опыт, наш сознательный опыт глубоко укоренен в нашей человеческой природе. Мы познаем окружающий мир и себя в нем через свое живое тело и благодаря ему.
Кто мы на самом деле? Мы красные. Мы существуем, но не обязательно так, как мы себе это представляем.