Шаг 1. Игнорируйте все пошаговые инструкции, включая эту

Я знаю, ты хочешь стать важной шишкой, иметь роскошный дом и крутую работу. Но давайте будем честными. Безумного, исключительного, невероятного успеха можно добиться, делая что-то исключительное и невероятное, чего никто или почти никто не делает.

Такой успех приходит только в том случае, если вы активно идете против того, что уже сделано, и верите, что способны совершить то, что другие считают невозможным. Поэтому никакие пошаговые инструкции в интернете здесь не помогут.

Думаете, Стив Джобс сидел и гуглил: «Как радикально изменить способ общения людей»? Думаете, Томас Эдисон ходил и искал в библиотеке книги с названием «Как создавать вещи, которые изменят мир»? Нет, они просто работали над тем, что казалось им важным, то, о чем другие даже не догадывались.

Проблема с пошаговыми стратегиями успеха заключается в том, что они являются жертвами так называемого искажения повествования.

Эта когнитивная предвзятость связана с нашей тенденцией искать причинно-следственную связь в событиях, которые не обязательно связаны друг с другом.

Например, из биографий Уоррена Баффета, Альберта Эйнштейна или Элеоноры Рузвельт неизбежно узнаешь об их детстве. Обычно о нем рассказывают в первых главах: описывают пародии с родителями и учителями, а также другие события, которые «привели» к тому, что эти люди впоследствии стали выдающимися.

Вот что не так с таким мышлением:

  • Что бы ни случилось с Альбертом Эйнштейном в детстве, миллионы других мальчишек пережили то же самое, но не стали Эйнштейнами.
  • То, что два события в жизни выдающегося человека кажутся подключен еще не означает, что он действительно есть. Биограф связывает их, потому что получается хорошая история.

Судите сами: на каждое событие, попавшее в чью-то биографию, приходится еще тысячи мелких событий, неизвестных автору, которые в сумме повлияли на человека не меньше, а может быть, и больше. Так что биографии, хотя и интересно читать, не помогают нам понять, что ведет к невероятному успеху.

Если и есть какой-то первый шаг на пути к нему, то он таков — подумайте о том, что критически важно в мире, что мало кто осознает или над чем работает. И начать работать! И это не полная гарантия, потому что наши определения успеха — всего лишь горстка сказок.

Шаг 2. Признайте, что успех — это фантазия, не имеющая ничего общего с реальностью

Большинство наших снов — это просто попытки компенсировать чувство неудачи в чем-то. Люди обычно стремятся к богатству или славе не из-за радости, которую могут принести богатство и слава. У них есть дыра в душе, которую они пытаются заполнить, чтобы больше не чувствовать себя ущербными. Возможно, они над ними издевались в школе в детстве, родители не уделяли им достаточно внимания или они регулярно чувствовали себя самыми тупыми в классе.

У всех нас есть эмоциональные шрамы из детства. Из-за них наше восприятие мира немного перекошено — мы переоцениваем важность денег, престижа, чужого одобрения. В результате наше определение успеха становится столь же искаженным.

Допустим, твой отец всегда проигрывал в казино. Во взрослом возрасте вы, вероятно, будете придавать слишком большое значение финансам и материальному благополучию. А может даже начать верить, что если ты не заработаешь миллионы, то ты неудачник и тебя никто любить не будет. Вам может показаться, что ваше определение успеха (много денег) вполне разумно и логично, но на самом деле вы просто поверили в свой вымысел. Куча других людей не связывают успех с деньгами и живут счастливо. По сути, нет ничего «успешного» в деньгах, славе или любви.

Каждый придумывает, что для него значит успех, а потом всю оставшуюся жизнь сравнивает себя с картиной, которую когда-то создал.

И, если быть до конца честным, большинство из нас даже не заморачиваются, а заимствуют определения успеха из семьи, окружения и культуры. В детстве мы видим, что люди вокруг нас зациклены на престиже, образовании или баловстве, и мы просто следуем их примеру. Проходят годы - мы забываем, что это была не наша идея. Мы начинаем верить, что так устроен мир, что это и есть успех.

И когда мы сталкиваемся с людьми, у которых другое определение успеха или которые указывают на то, что наше определение на самом деле не имеет особого смысла, нам становится не по себе. Ведь если того, по чему я оценивал себя столько лет, не существует, то какого черта я тогда делал в своей жизни?

Шаг 3. Поддайтесь отчаянию, потому что ваше определение успеха совершенно необоснованно

Большинство людей сопротивляются этому. Во-первых, это обесценивает многое из того, что они делали всю свою жизнь. Во-вторых, очень грустно осознавать, что то, что было для тебя так важно, на самом деле полная ерунда. И в-третьих, если то, чем вы занимались, неважно, может быть, все в жизни неважно?

Это может привести к экзистенциальному кризису. Обычно люди доходят до этого шага в возрасте 40-50 лет, и он настолько распространен, что даже получил собственное название - "кризис среднего возраста".

Всю свою жизнь вы считаете успехом хорошую работу, уютный дом, двоих детей и собаку. Ты работаешь больше 20 лет, чтобы добиться этого, а потом однажды просыпаешься и понимаешь: да, ты добился всего, чего хотел, но при этом остался таким же идиотом, каким был 20 лет назад. Вы не чувствуете себя успешным, вы не чувствуете, что что-то изменилось. Вы раздражаетесь и беспокоитесь, как и прежде. Ты все время сомневаешься в себе. Просто эти сомнения и тревоги изменили форму.

— Ну, что мне теперь делать? Вы думаете. Может быть, и нет правильного ответа, но точно есть неправильный ответ: «Вдвое больше, чем раньше».

Многие из тех, кто определял успех с точки зрения материальных благ, в 45 лет просыпаются с кучей денег, переживают экзистенциальный кризис и приходят к выводу, что решение проблемы — это еще большие деньги. Так что есть миллионеры, которые живут с постоянным чувством духовной бедности. Не повторяйте их ошибку.

В любой сфере всегда будет к чему стремиться. Вы никогда не почувствуете, что у вас достаточно денег, славы, власти, наград. Желание получать все больше и больше похоже на жизнь на постоянно движущейся беговой дорожке. И ведет в ад.

Шаг 4. Возьми попкорн, налей себе пива, все будет хорошо

Во время экзистенциального кризиса легко почувствовать, что весь мир рушится. Вы поняли, что успех — это иллюзия, и оказались без цели. Вы начинаете во всем сомневаться. Вы впадаете в отчаяние. Вам кажется, что ничего не имеет смысла.

И вот что происходит — жизнь идет своим чередом. Вам начисляют бонус, и хотя вы понимаете, что в масштабах Вселенной деньги — это ерунда, вы все равно довольны. Дни рождения приходят и уходят. Путешествовать по-прежнему весело. Сериал, который вы недавно смотрели, оказался невероятно крутым... Минуточку. Жизнь вообще удалась!

Постепенно начинаешь понимать, что не обязательно придумывать определение успеха, чтобы жить хорошо.

Вслед за этим открытием вскоре приходит другое — вы можете выбирать для себя абсолютно любые жизненные ценности и представления об успехе.

Для некоторых это следовать идеалу: быть хорошим родителем, быть честным, относиться к другим с уважением. Для других – быть полностью вовлеченным во все, что происходит в жизни, ценить каждое мгновение. Третьи находят успех в чем-то совершенно обыденном: просыпаться и идти на работу, готовить и угощать друзей, быть добрее.

И что удивительно, такие прозаические определения успеха более эффективны и приносят больше радости, а со временем дают невероятные результаты.

Шаг 5. Сосредоточьтесь на том, что важно для вас сейчас

Большие достижения требуют не столько дальновидного взгляда в будущее, сколько работы над тем, что кажется наиболее важным в текущий момент. Вернемся к Стиву Джобсу. Его вполне можно назвать образцом «невероятного успеха». Он не сидел и не думал: «Что сделает меня максимально известным и успешным?». Он работал над созданием устройств, которые улучшили бы его нынешнюю жизнь, и сосредоточился на том, как решать повседневные проблемы людей.

Мы видим инновации и творчество как результат большого вдохновения. На самом деле они возникают, когда кто-то ставит под сомнение известные аксиомы.

Историк науки Томас Кун пишет, что ветераны редко добиваются величайших научных прорывов. Ученые, которые построили свою карьеру и установили свой авторитет на основе устоявшейся системы понятий, менее склонны подвергать ее сомнению. Величайшие прорывы совершают аутсайдеры — люди без карьеры и престижа, такие как Эйнштейн. Они могут посмотреть на устоявшуюся систему понятий и сказать: «А что, если это не так? Что могло бы объяснить все лучше?».

То, что тогда считается «невероятным успехом», обычно начинается с пустяка, с неожиданности. И, как однажды сказал Джобс, хотя мы можем оглянуться назад и связать факты воедино, путь вперед никогда не кажется ясным в настоящий момент.

В конце концов, люди склонны выбирать ужасные определения успеха, потому что пытаются придать смысл своей жизни и цель. Но, похоже, для этого нужно просто заниматься проблемами сегодняшнего дня, неустанно работать над тем, что вас интересует и вдохновляет сейчас, не представляя, какой престиж это может принести в будущем. Такой подход к успеху не только эмоционально здоровее, но и более эффективен.