15 декабря на российские экраны вышел кинокомикс «Человек-паук: Домой нет». Это третий сольный фильм об известном супергерое Питере Паркере в Кинематографической вселенной Marvel (он также появился в нескольких кроссоверах). Но что еще более важно, это первый по-настоящему массовый релиз студии со времен предыдущего «Человека-паука»: ни прощание с «Черной вдовой», ни введение новых героев, Шан-Чи и Вечных, не привлекли столько поклонников.

И наверняка многие из них возлагают большие надежды. Казалось, что после глобального кроссовера всех героев вселенной в двух частях «Мстителей» Marvel уже не сможет придумать что-то более впечатляющее. Однако уже из рекламной кампании стало известно, что студия замахнулась на совершенно необычный ход: в новом фильме Питер Паркер встречается с персонажами из старых франшиз о Человеке-пауке.

И это окончательно превращает картину в развлечение для фанатов, в котором не стоит искать логику. Хотя - как ни странно - даже недостатки этого фильма можно считать поводом его посмотреть. Ведь авторы несколько раз подбрасывают совершенно непредсказуемые повороты, а накал драмы в какой-то момент может довести до слез.

Неожиданный сюжет и сильная драматургия

В финале второй части злодей Мистерио (Джейк Джилленхол) подарил Питеру Паркеру (Том Холланд) последнюю ничью перед смертью. Он публично обвинил Человека-паука в его смерти, а заодно раскрыл всему миру имя супергероя. Видео растиражировал скандальный репортер Джей Джона Джеймсон (Джонатан Кимбл Симмонс триумфально вернулся к знаменитой роли). После этого жители разделились на два лагеря: одни продолжали считать Паркера героем, другие окрестили его преступником.

Из-за этого начались проблемы не только у Петра, но и у его семьи и друзей. В отчаянии герой отправляется к Доктору Стрэнджу и просит у него заклинание, которое заставит всех забыть о его истинной личности. Но ритуал идет не по плану, и в мире начинают собираться все, кто сражался с Человеком-пауком в других вселенных. Стрэндж считает, что всех злодеев нужно срочно отправить обратно. Но Паркер узнает, что они там погибнут, и решает дать всем шанс загладить свою вину.

То, что картина будет кроссовером с предыдущими франшизами, давно не секрет. Это как-то пытались скрыть только поначалу. Потом еще в трейлерах показывали Доктора Осьминога и Зеленого Гоблина с картин Сэма Рэйми начала 2000-х (Альфред Молина и Уиллем Дефо вроде совсем не постарели, они все так же великолепны), а также Электро и Ящерица из произведений Марка Уэбба 10-х годов (шутит сам персонаж Джейми Фокса, который стал выглядеть лучше, но Рис Иванс кажется совершенно лишним).

Но присутствие этих персонажей в рекламе не разрушает интриги. Для сравнения можно вспомнить промоушен «Финала», когда все трейлеры собирали с первых минут фильма, заставляя фанатов строить самые безумные теории. «Человек-паук» не достигает такой степени секретности: общая канва сюжета кажется предсказуемой. Но многие поклонники, посмотрев картинку, заметят, что их не раз обманывали в рекламных роликах.

Да и само участие злодеев из других вселенных не такой однозначный ход, как может показаться. Ведь, например, Отто Октавиус изначально был добрым человеком и другом Паркера. А большинство антагонистов оказались просто пострадавшими людьми, нуждавшимися в помощи. Поэтому расклад сил в сюжете несколько раз будет меняться самым неожиданным образом.

Более того, при всем обилии персонажей фильму «Человек-паук: Домой нет пути» удалось сделать его историей Питера Паркера. В предыдущих произведениях герой постоянно терялся на фоне более сильных наставников: сначала Тони Старка, потом Мистерио. Теперь основная драма строится прежде всего на переживаниях Паука. А у особо эмоциональных зрителей слезы придутся не раз: герою предстоит столкнуться и с трудным выбором, и с потерями.

Под конец авторы полностью выкручивают на максимум буквально все составляющие: эмоции, масштаб и даже саундтрек. Все это приводит к очень необычному повороту, который, с одной стороны, зацикливает историю Человека-паука, а с другой стороны, открывает путь для сиквелов.

Но полное отсутствие логики

Когда речь идет о блокбастерах по комиксам, не совсем справедливо приводить в пример малоизвестный авторский фильм. Но тут сложно удержаться от иронии. В 2010 году режиссер Квентин Дюпье (он же Мистер Оизо) выпустил очень странный фильм под названием Шина. Начальная сцена этой картины посвящена беспричинности происходящего в любом сюжете. То есть автор заявляет, что в любом произведении часть событий не имеет под собой никакой основы и присутствует просто по желанию сценариста и режиссера.

Этот неожиданный пример — лучшая иллюстрация к фильму «Человек-паук: Домой нет пути». В новом фильме Marvel каждый второй крупный поворот происходит по причине настолько надуманной, что ее невозможно воспринимать всерьез. Так, в одной из сцен Человек-паук сразится с Доктором Стрэнджем в зеркальном мире. Просто потому, что это красиво. А по поводу самой основы сюжета, когда Питер мешает заклинанию, в Интернете не раз шутили. Если герой хотел, чтобы его семья знала о его сверхспособностях, он мог рассказать им об этом.

Увы, даже самые трагические моменты будут строиться по принципу «не было бы характера, не было бы и проблем». Паркер и его близкие регулярно создают опасные ситуации, несмотря на предостережения разумных коллег, а потом, мучаясь, пытаются все исправить. А когда слушаешь грубые высказывания Джея Джона Джеймсона, иногда хочется спросить: "А в чем он не прав?"

Кроме того, в этом фильме слишком много персонажей. Когда в историю вводятся сразу пять злодеев, легко увидеть, что ни одному из них не будет уделено достаточно времени. И так со всеми второстепенными персонажами. Причем в данном случае сценаристы поступили самым простым и не очень честным способом: почти половину ленты, большую часть фоновых персонажей просто превратили в комические элементы.

Но на самом деле все перечисленное нельзя считать серьезными недостатками картины. Сами авторы шутят о беспричинности происходящего устами Доктора Стрэнджа. Становится ясно, что условность сюжета совершенно преднамеренная. И вряд ли кто-то, кроме самых занудных критиков, будет серьезно анализировать драматургию кроссовера всех фильмов о юном супергерое с паутиной. Все пойдут смотреть фильм за знакомыми персонажами и интересными отсылками. А с этим все идеально.

Много фансервиса и камео

Как было сказано выше, студия не стала скрывать, что в новом фильме встретятся персонажи из разных сериалов. Точнее, Том Холланд объяснил в интервью, что они пытались сделать сюрприз, но сохранить интригу было просто невозможно.

Разумеется, такой ход привлек внимание буквально всех поклонников жанра. Ведь именно фильмы Сэма Рэйми когда-то заложили основу экранных комиксов нового поколения: за ними уже последовали «Люди Икс» и «Железный человек». А «Новый Человек-паук» остался в сердцах многих как недооцененная франшиза, развалившаяся из-за амбиций студии.

Так и лента «Домой нет» превратилась в своеобразную «Войну бесконечности» для фанатов Паука. Этот фильм позволяет снова встретиться с любимыми героями и, что еще важнее, дает многим из них тот самый второй шанс исправить ошибки.

Хотя внешность некоторых персонажей уже давно не секрет Полишинеля, не будем прямо спойлерить сюжет. Отметим лишь, что одна из сцен закроет, пожалуй, самую трагическую арку из всех фильмов Паркера.

Кроме того, «Человек-паук: Домой нет» — это бесконечная коллекция камео и просто забавных моментов для фанатов. Появятся и совершенно неожиданные персонажи. Пусть на пару минут, но любители вселенной будут в восторге. Все самые важные и мемные фразы из франшиз будут услышаны. И даже не обойдется без отсылки к мультфильму «Человек-паук: Через вселенные». Ведь трудно удержаться от сравнения слишком похожих историй.

В сюжете картины «Домой нет» есть абсолютно все, что от него ожидаешь. И даже немного больше.

Но слабое действие и слишком много ссылок

Уже давно ведутся споры о том, справедливо ли выпускать фильмы о супергероях так, как это делает Marvel. Ведь отдельные картины кинематографической вселенной уже нельзя смотреть в отрыве от других произведений. И трилогия о Человеке-пауке — самое яркое отражение такого подхода.

Если условные «Стражи Галактики» еще понятны тем, кто не знаком с миром Марвел, а в «Шан-Чи и Легенда Десяти Колец" отсылки выглядят обязательной данью студии, тогда уже вторая часть приключений Питера Паркера была полностью основана на событиях «Мстителей».

Третий фильм окончательно погряз в связях с MCU. Чтобы понять действие, нужно знать и большинство полнометражных произведений Marvel, и сериал «Локи» (там появилась концепция мультивселенной), и все предыдущие фильмы о Человеке-пауке.

Хотя уже «Война бесконечности» и «Финал» доказали, что Marvel может себе это позволить. Это больше восхищает, чем осуждает: у компании действительно огромная фанатская база. Так что написанное можно воспринимать как предупреждение: зрителям потребуются все знания. А любители комиксов и вовсе заметят тончайшие отсылки: обратите внимание, например, на название книги Флэша Томпсона.

Единственная составляющая фильма, которую действительно можно серьезно критиковать, — это действие. Обе предыдущие части ругали за слабую постановку, излишнее мерцание и перегибы с графикой. К сожалению, в «Человеке-пауке: нет пути домой» дела обстоят не намного лучше. Тем более, что полеты Паука показаны очень красиво, а одна из вступительных сцен в квартире тетушки героя снята почти тарантино дальним планом. Но когда дело доходит до драк, монтаж словно сходит с ума: вырезаются даже самые простые моменты, где почти ничего не происходит.

Вдвойне обидно, потому что идея в экшене очень хороша: массовые сцены с почти десятком движущихся героев, а силы Человека-паука и большинства его врагов позволяют разворачиваться событиям не только в самолете, но и в воздух. Но рассмотреть что-то будет сложно: покажут несколько эстетических замедленных движений, а потом все снова погрузится во тьму и мерцание.

Можно с уверенностью сказать, что все фанаты обязательно пойдут на этот фильм и составят собственное мнение. Еще до выхода, благодаря предпродажам, «Человек-паук: Домой нет пути» собрал около 130 миллионов рублей, что почти вдвое превышает кассовые сборы «Венома-2" .

И большинство зрителей наверняка останутся довольны. Ведь картина дает именно то, чего ждут фанаты: ностальгию, отсылки, шутки и встречу с любимыми героями. Вряд ли кто-то ожидал большего.

Да, и не забывайте, что в ленте есть две сцены после титров. Первый связывает киновселенную со знакомым персонажем, второй — это трейлер новой работы Marvel.