12 апреля на американском канале HBO (в России — на Амедиатеке) стартует новый сериал «Суперсемейка». Его разработал знаменитый Джосс Уидон, автор книг «Баффи — истребительница вампиров» и Firefly». Он выступил с идеей, выступил продюсером, одним из сценаристов и режиссером нескольких эпизоды.
Правда, уже на финальном этапе производства создатель покинул проект — то ли из-за собственной усталости, то ли из-за многочисленных обвинений в непрофессиональном поведении при работе над предыдущими фильмами и сериалами.
Учитывая количество скандалов, дальнейшая карьера Уидона находится под большим вопросом. Но, к счастью, на выпуск «Суперсемейки» это не повлияло. Ведь как бы они ни относились к личным качествам его создателя, он умеет делать отличные сериалы.
Как и в предыдущих проектах, автору удалось прописать живых и одновременно драйвовых персонажей и создать необычный фэнтезийный мир. Однако есть у «Невероятных» и недостатки. Судя по четырем из шести серий, которые были отданы в прессу, сюжет то и дело скатывается к банальности, а отдельные сцены выглядят слишком затянутыми. Но обо всем по порядку.
Очень закрученный сюжет
В Лондоне в конце 1890-х после загадочного явления некоторые люди просыпаются со сверхъестественными способностями. При этом большинство их обладателей, которых сейчас называют «одаренными», — женщины. Некоторые из них собираются в специальном пансионе, которым управляет сильная и смелая Амалия Тру (Лора Доннелли), способная заглядывать в будущее. Ей помогает талантливая изобретательница Пенанс Адэр (Энн Скелли).
Женщине приходится решать множество проблем одновременно. Горожане настроены агрессивно, и родители держат собственных детей с сверхспособностями в кандалах. Высшее общество хочет объявить одаренным войну, и за ними тут же охотятся злодеи в масках. Да и некоторые из обладателей сверхспособностей выбирают путь криминала.
С самых первых сцен в «Суперсемейке» смешиваются практически все возможные жанры. И эта атмосфера сохранится на протяжении всей серии. После цепкого и мрачного вступления без слов главные герои берутся за дело: спасают одаренную девочку от похитителей. Более того, Amalia True разбрасывает злодеев в рукопашной, а Penance Adair использует множество фантастических гаджетов, явно не имеющих отношения к викторианской эпохе.
Но история не превращается в обычный фантастический боевик. Совсем скоро добавятся несколько детективных линий. Амалия сталкивается с бандой одаренных людей, устраивающих резню в театре. Тем временем кто-то похищает женщин со сверхспособностями, и для их привлечения используются листовки из самого пансионата. Безумный доктор пытается найти источник сверхспособностей. И это только несколько основных тем – есть и другие.
При этом сериал странным образом не превращается в кашу из множества персонажей и сцен. Линии удачно пересекаются друг с другом, а персонажи быстро запоминаются, хотя их очень много. Кстати, для тех, кто все же запутался, HBO подготовил шпаргалку с актерами и описанием персонажей (извините, без портретов)
Концовка каждой серии выстроена в лучших традициях сериалов, выходящих постепенно (а не целым сезоном, как на Нетфликсе). Второй эпизод изменит отношение к некоторым персонажам, а концовка третьего просто шокирует. Так создатели «Суперсемейки» заставляют зрителя каждый раз ждать продолжения и строить теории.
Но много банальных клише
При этом не стоит придираться к тому, что большую часть сюжета автор посвятил женским персонажам. Уэдон и раньше славился умением прописывать сильных героинь (вспомните ту же «Баффи» или «Кукольный дом»). Более того, в атмосфере викторианской Англии разделение по половому признаку выглядит очень реалистично.
Но и других штампов в истории хватает. Главные злодеи, конечно же, немолодые аристократы, планирующие бороться с угрозой, исходящей от одаренных. Столкновение Амалии Тру со злодейкой Мэлади (Эми Мэнсон) приводит к чрезмерно мелодраматической линии, которая выглядит прямо из мыльной оперы.
Развратный аристократ Хьюго Свон (Джеймс Нортон), конечно же, сыграет в сюжете свою роль. Но чаще всего его участие кажется необходимой данью взрослому рейтингу шоу: каждое второе появление сопровождается сексом сценами или, по крайней мере, обнажёнкой.
При очень хорошей идее подобные штампы кажутся слишком банальными и мешают воспринимать историю всерьез. Особенно в те моменты, когда сериалу не хватает динамики.
Фантастический мир и герои
Главным достоинством сериала является антураж и персонажи. Фэнтезийная основа дает авторам полную свободу без привязки к реальной истории. Итак, Уидон превращает Англию 19-го века в мир стимпанка. В первую очередь за это отвечает очаровательная героиня Энн Скелли. Ее повозкой управляет робот, а сама она водит моторизованную инвалидную коляску, запускает светошумовые гранаты, борется зонтиком с электрошокером и использует десятки других изобретений.
К счастью, бюджеты HBO позволяют как показывать разные фантастические технологии, так и визуализировать необычные способности героинь. Конечно, это не выглядит на уровне голливудских блокбастеров, но картина получилась захватывающей дух.
Увы, способности Амалии Тру кажутся второстепенными. Она изредка попадает в будущее, но чаще полагается на силу своих рук и ног. Но бои в сериале очень динамичные, а фантастическая составляющая добавляет им разнообразия. Есть, например, сцена, где героиня сражается с человеком, умеющим ходить по воде. И ей самой приходится плавать.
Сама идея сюжета позволяет авторам выйти далеко за рамки стандартных супергеройских историй. Не все одаренные извлекают выгоду из своих способностей или, по крайней мере, наслаждаются ими. Яркий пример — юная Примула (Анна Девлин). Она просто очень высокая и от этого только страдает, мечтая быть обычной. А одна из главных героинь сюжета Миртл (Виола Преттеджон) говорит на смеси всех возможных языков, поэтому ее никто не понимает.
Но время искусственно затягивается
Каждая серия сериала длится около часа. К сожалению, нельзя сказать, что это не вредит темпу повествования. Некоторые моменты кажутся слишком длинными. Особенно это касается разговоров второстепенных персонажей.
Встречи аристократов, обсуждающие борьбу с одаренными, занимают довольно много времени и выглядят максимально скучно. За окном целый волшебный мир, и зрителю приходится несколько минут смотреть на камеру, переключающуюся между крупными планами персонажей, к тому же говорящих банальности.
Из злодеев только Малади добавляет хоть какую-то энергию действию, а остальные большую часть времени ведут себя пассивно. Да и вообще по сюжету редко бывает какая-то боевая или трагическая сцена, после которой все персонажи не умолкают.
При постоянных изменениях темпа иногда начинают мешать даже художественные вставки. Атмосферы добавляют красивые широкие планы и сцены с музыкой, но они казались бы более уместными, если бы остальная часть истории развивалась быстрее.
«Суперсемейка» обязательно понравится любителям фэнтези и стимпанка. В этом сериале много ярких персонажей и непредсказуемый сюжет. Некоторая грубость может испортить ощущение, но в целом проект сохраняет атмосферу и погружает в мир необычных способностей и изобретений.