Если вы фрилансер, работаете неполный рабочий день и предпочитаете проектную работу, вы можете считать себя членом нового класса — прекариата. Кстати, вы не одиноки: в России таких около 40% от числа всех работающих.

И примерно столько же желающих к ним присоединиться. По данным опроса НПФ Сбербанка и сервиса Работа.ру, 72% взрослых активных граждан мечтают бросить работу в государстве и заняться внештатной работой. И это несмотря на то, что британский экономист Гай Стэндинг в своей книге «Прекариат» ставил прекариев всего на одну ступень выше нищих и противопоставлял их успешным белым воротничкам, получающим все трудовые гарантии.

Фриланс, неформальная или неполная занятость, временные подработки — все это формы нерегулярной занятости, иными словами, нестандартной занятости. Термин «прекариат» возник по аналогии с «пролетариатом», только в основу легло английское слово precarious («нестабильный», «негарантированный»). Этот класс состоит из людей, которые работают постоянно в формате временного или неполного рабочего дня.

Чего нет у прекария:

  • стабильность, уверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие трудовых гарантий;
  • пенсии, пособия по безработице, больничные;
  • четкое техническое задание ;
  • фиксированная заработная плата два раза в месяц.

В общем, ситуация крайне нестабильная. Почему это так желанно для многих? Я понял это на личном опыте, но не сразу.

Когда после очередного декрета я попытался выйти на работу, оказалось, что меня никто не ждет с распростертыми объятиями, да и самому не очень хотелось вспоминать рабочий день строго с 8:00, бесконечные планерки и просит побыстрее выполнить задание «за того парня». Но мне нужно было кормить троих детей, и я наткнулась на удаленную работу.

Как я зарабатывал 10 000 рублей в месяц

За первые полгода мой доход не превышал 10 000 рублей. Иногда мне попадались дорогие статьи по 5000 каждая, но чаще удавалось получить заказы на посты в соцсетях по 700–800 рублей.

Деньги «на булавки», конечно, радовали, но не покрывали и трети необходимых расходов. Причем эти заказы шли совсем не густым потоком: только на бирже Weblancer.net было зарегистрировано около миллиона пользователей, и если хотя бы десятая часть из них — копирайтеры, то можно себе представить масштабы конкуренции. Кстати, там отметились многие мои коллеги.

Маргарита, копирайтер

На 3 курсе мне вдруг перестало хватать повышенной стипендии. Пока искал подработку, наткнулся на статью типа "Как заработать в интернете", а в ней - биржи копирайтера. Ну, я начал писать на Etxt.ru. Сначала, как сейчас помню, 3 рубля за 1000 знаков. Тогда - вау! - 10, 20 и даже 40 руб. :)

Надо сказать, мне повезло, что я не попал на биржу фриланса, но и без этого «интересностей» хватало. Один покупатель обещал заплатить в пятницу, а потом оказалось, что он имел в виду последнюю пятницу следующего месяца. Другой долго придирался к стилю и жаловался на отсутствие у меня дизайнерских навыков, третьему все нравилось, но как только я заговорила об оплате, он просто исчез.

Как я стал стыдиться своей работы

Работать «по возможности» оказалось по-своему удобно, но такой вид занятости требовал развития навыков, которых у меня не было: торговаться, искать клиентов, четко планировать свой день< /а>. И хотя Стандинг, на мой взгляд, слегка преувеличивает, вскоре выяснилось, что нерегулярная занятость имеет ряд неожиданных минусов.

Когда среднюю дочь спросили на собеседовании в школе: «Чем занимается твоя мама?», она ответила: «Что-то пишет… кажется». Я залил краской. Трудно было добавить что-то значимое. Фрилансеру ответить на такой вопрос гораздо сложнее, чем работнику, должность которого записана в трудовой книжке. «Я немного программирую», «рисую людям картинки на сайте», «пишу за деньги» — в определенный момент становится все более и более неловко говорить что-то подобное, особенно если ты не окружен удаленными коллегами (и они не окружают вас, поэтому они фрилансеры), а обычные люди.

Маргарита, копирайтер

Поначалу кажется, что фриланс — это сплошной плюс. Работай, когда хочешь. Где вы хотите. Как хочешь. И вообще, что это за работа, если на ней можно сидеть в пижаме и пить пиво? Сначала минусы незаметны, но они накапливаются.

  1. Социальная изоляция. Может быть, есть крутые копирайтеры, которые успевают везде и берут от жизни все. Но как фрилансер интроверт я нахожусь вне всех социальных кругов. Я встречался с другим, но у всех моих друзей есть постоянная работа. Они не могут тусоваться со мной всю ночь посреди недели. И я не могу видеть их по выходным, потому что я всегда пишу в субботу и воскресенье. Чувство изоляции усилилось, когда я переехал в другой город, где никого не знал. Я просто сидел в четырех стенах и писал статьи. И куда все эти поездки, когда хочется?
  2. Отсутствие стабильности. Есть хорошие заказы - круто, я бу. Нет - лезу в заначку или берусь за любую работу. Иногда даже постоянные клиенты теряются из-за кризиса, смены руководства или самих клиентов в отпуске.
  3. Растущая тревога. Что, если больше не будет поступать заказов? Что, если меня настигнет страшная болезнь, и я не смогу писать? Что делать, если у меня не будет нормальной пенсии, когда я состарюсь? Что, если я просто просижу свою жизнь за компьютером?»

Как я затянул пояс и увеличил свой доход

Я понял, что мне категорически не нравится просыпаться от сообщений заказчика, а не от будильника, обдумывать техзадание во время приготовления завтрака и наговаривать текст во время чистки зубов. В любой момент может возникнуть новая задача, и ее, скорее всего, нужно будет выполнить срочно. Границы работы и свободного времени полностью размыты.

Весь класс прекариев существует в модусе молодой матери, которая спит и ест в те минуты, когда ребенок (читай: работодатель) в ней не нуждается, и никогда не имеет свободного от всяких забот времени.

Но эти минусы все же не перевешивают плюсы. Нестандартный труд развивает гибкость мышления, что в конечном счете является ключом к выживанию любого разумного существа. Кроме того, такая работа дает возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и развить «soft skills». Главное – найти правильный баланс между стабильностью и свободой.

Дойдя до точки Х, я нашел в себе силы отказаться от разовых заказов. Она сидела почти без денег, но упорно искала постоянного покупателя. Нашла со второго раза в тематической группе на Facebook*. После месячного испытательного срока, когда стало ясно, что мы будем работать вместе, я прошел дополнительное обучение копирайтингу, хотя за плечами у меня было 10 лет работы журналистом и пара высших образований. Постепенно мне стали доверять все больший объем работы, и через полгода мой доход увеличился в пять раз.

Теперь моя зарплата равна доходу главного редактора местного издательства, только теперь я провожу на рабочем месте в несколько раз меньше времени. Не говоря уже о том, что вам не придется проводить в дороге несколько часов, а в реалиях современных мегаполисов это просто необходимо. Вместо того, чтобы трястись в метро или электричке, я, как ненадежный, могу в это время погулять с сыном по парку или сварить суп.

Как я завидовал своим коллегам-фрилансерам

Многие фрилансеры — программисты, переводчики, дизайнеры, копирайтеры и другие специалисты — работают в таком режиме более 10 лет и вообще не собираются возвращаться на штатную работу, потому что их свободная занятость дает им возможность профессионального роста, финансовые перспективы и дополнительное свободное время.

Юлия, журналист и редактор

Я проработал 22 года в офисе — в топовых изданиях своего времени. Я был редактором и долгое время думал, что фрилансеры — это те, кого не нанимают. Однажды я обнаружил, что за ту зарплату, на которую меня взяли, я делаю в 4–5 раз больше, чем договаривались, а когда каждые полгода в компании массовые увольнения, ощущение стабильности пропадает. И соответственно теряется и смысл офисной работы.

Я написал в Facebook*, что хочу работать фрилансером. Многие стали отговаривать, но другие тут же предложили удаленку с неполной загрузкой. Буквально через пару дней я написал заявление об увольнении.

Вот уже два года я в свободном полете. Главное преимущество в том, что я больше не работаю просто «из лояльности к компании»: любая моя линия оплачивается. И это влияет не только на прибыль, но и на самооценку. Доходы увеличились примерно на 50%. Оказалось, что в офисе я слишком много делал бесплатно.

Очень часто фрилансер зарабатывает намного больше, чем официально нанятый сотрудник, работающий от звонка до звонка, и дело тут даже не в профессиональных качествах, а в географии. Работодатель из Вятки просто не в состоянии платить столько, сколько владелец фирмы в Москве. В итоге последнему выгодно нанять фрилансера из Вятки, ведь он может платить ему вдвое меньше, чем жителю столицы. Удаленный сотрудник тоже будет доволен, зарабатывая в три раза больше, чем его коллеги в родном городе.

И если фрилансер из Вятки напрягается, в совершенстве овладевает английским языком и выполняет заказы для иностранных заказчиков, то вскоре он будет получать на порядок больше, чем раньше.

Денис, копирайтер

После пяти лет работы в офисе он купил машину за 3500 долларов. После семи лет фриланса у меня есть трехкомнатная квартира и два раза в год отпуск.

Если честно, мне еще далеко до таких высот. Но то, что со столичными заказчиками работать гораздо выгоднее, я усвоил твердо.

Что получилось

Преимущества нестандартной занятости:

  • Вы больше зарабатываете, а работаете меньше.
  • Свободный график и возможность подстроить его под свои личные потребности.
  • Вы должны развиваться.
  • < li>Если вам не нравится заказчик, вы можете отказаться с ним работать.
  • Вы не связаны географией и можете работать с канадскими клиентами, хоть с голливудскими, сидя в деревне со своим бабушка.

Минусы нестандартной работы:

  • Нет гарантий занятости.
  • Нет стабильности.
  • Нужно иметь не только базовые профессиональные навыки, но и множество дополнительных.
  • Никакого сообщества коллег.
  • Родственники считают, что раз ты сидишь дома, то должен делать кучу дел одновременно.

На самом деле прекариат занимается развитием. Новый виток эволюции не всегда происходит от хорошей жизни, значит, пришло время переломного момента. И только от нас зависит, выживем мы или станем пережитком прошлого, как динозавры. Но кризис – это еще и дополнительные возможности. И именно прекарии — это люди, находящиеся в авангарде прогресса. Страшно, но есть все шансы выиграть социальный джекпот.