Сегодня мне 30 лет и я отмечаю большое событие в своей жизни - я победил депрессию. Я пишу этот пост, потому что считаю правильным делиться такими историями. В нашем обществе не принято говорить вслух о своих личных проблемах, особенно предпринимателям с определенным уровнем публичности. Но именно из-за таких культурных норм я оказался там, где никому не пожелал бы оказаться.

Все началось около четырех лет назад. Проработав полдня в воскресенье, я пришел домой вечером, и мне вдруг стало плохо. Настолько, что пришлось вызывать скорую. После осмотра врачи сделали вывод: «У вас сильно повысилось давление из-за нервов». Так внезапно я стал гипертоником. Через некоторое время я решил изучить эту проблему, обследовавшись в двух больницах. В обоих мне дали заключение, что с сосудами у меня все в порядке и надо просто меньше нервничать. Врачи также рекомендовали бороться с давлением, начав плавать, кататься на велосипеде или бегать. «Можно ли заниматься всеми этими видами спорта одновременно?» Я пояснил.

После этих диагнозов я стал убеждать себя, что не стоит так париться из-за проблем, и решил уделять триатлону еще больше времени. Это предложение неожиданно помогло, но не решило проблему. Примерно раз в 2-4 недели у меня все же были сбои и я всегда старался иметь с собой запас таблеток на эти случаи. В таком режиме я прожил еще два с половиной года, до конца 2017 года.

В 2017 году я принял участие сразу в двух серьезных соревнованиях на выносливость. В апреле была гонка на 240 км по Сахаре, а в октябре для меня была четвертая гонка IRONMAN, которая окончательно отбила у меня охоту участвовать в многочасовых испытаниях на выносливость. Поскольку у меня больше не было целей в фитнесе, количество тренировок к концу 2017 года сократилось примерно до одной в неделю.

В 2018 году я решил посвятить все время, которое раньше тратил на обучение, работе. За первые полгода это окупилось, я запустил несколько новых интересных проектов и прилично увеличил обороты в компании. А к лету началось самое интересное.

Проблемы с давлением возвращались ко мне с еще большей интенсивностью и периодичностью. Нападения происходили в решающие моменты, например, во время интервью и публичных выступлений или просто при просмотре боевика. Поняв это, я снова стал пить успокоительные, но уже на опережение, перед напряженными делами. Кроме гипертонии появились новые ощущения - дикий дискомфорт в теле перед сном. Мне стало очень тревожно, стало трудно дышать. Это такое странное чувство, что если я засну, то больше никогда не проснусь. Отход ко сну стал для меня мучением, и чтобы хоть как-то облегчить это чувство, я стал выпивать напиток по 100-200 граммов рома каждую ночь перед сном.

К середине лета стало еще «веселее»: он стал просыпаться среди ночи с криком.

Примерно раз в два дня мне снились кошмары, и, что хуже всего, после них возвращалось чувство тревоги, которое не давало мне снова заснуть. Из-за этого я стал хуже спать и позже просыпаться. К августу 2018 года моя энергия начала резко падать. Каждый раз, когда я просыпался, я чувствовал, что у меня осталось 10% заряда "аккумулятора". Теперь мне было мучением не только ложиться, но и вставать с постели. Чтобы как-то отвлечься и поднять себе настроение, я начал свой день с онлайн-игр. О тренировках не могло быть и речи. Часто я надевал беговую форму и, не дойдя до двери, просто падал на диван и лежал.

В сентябре из-за постоянной усталости я стал болеть раз в две недели. Для меня было радостью полежать дома денек и никуда не ходить. Уровень заряда был уже 3%, и я каждый день заставлял себя идти на работу или встречаться с друзьями. В октябре, помимо прочего, у меня на два дня остановилась пищеварительная система, и это был второй раз в жизни, когда мне пришлось вызывать скорую помощь, чтобы восстановить нормальную жизнь. После этого странного случая я пошла к гастроэнтерологу и сдала анализы. Врач поставил мне диагноз панкреатит. Для меня это было странно, потому что у меня не было особо вредных привычек в еде.

В ноябре я был уже стойко невыносимо болен и совершенно ничего не мог с собой поделать. Я понимал, что что-то не так с нервной системой, но не мог прийти в себя.

Единственное, что меня успокаивало в те вечера, это просмотр документальных фильмов о наркоманах, находящихся в обреченном состоянии. Эти фильмы помогли мне посмотреть на себя со стороны и еще раз повторить, что «в моей жизни все хорошо».

Во время просмотра этих документальных фильмов я наткнулся на видео, в котором говорилось об одном из препаратов, что он не вреден, не вызывает зависимости и может помочь человеку справиться со своими психическими проблемами. .

Мне было интересно попробовать это на себе. Хотя я всю жизнь опасался наркотиков, я начал думать, что они помогут мне справиться со своим странным психическим состоянием. Но во время приема я почувствовала, что потеряла контроль над своими мыслями, и это было очень неприятное чувство. В общем, повторять этот опыт не рекомендую.

Но каким бы негативным это ни было, в моем мышлении произошло одно небольшое изменение. Я понял, что я не знаю, чего я не знаю. Это понимание вернуло давно забытую природную любознательность, и я стал задавать вопрос: «Почему?» очень часто. Итак, этот вопрос привел меня к решению записаться на прием к психотерапевту. Но к сожалению, первая сессия постоянно переносилась и я снова возвращался к старым проблемам.

В начале декабря, после очередного переноса моего первого визита к психологу, я пошла домой и провела очень необычное исследование. У меня было опустошенное состояние, и я понял, что больше не могу. Я больше не видел смысла страдать от жизни, заставляя себя каждый день ложиться спать, вставать с постели, ходить на работу, общаться с людьми. Боль от самой мысли о моем существовании была настолько сильна, что я стал искать подходящий способ покончить жизнь самоубийством. Со свойственным мне научным подходом я начал изучать самоубийства, чтобы понять методы, которые имеют наибольшую вероятность смерти. Тогда я стал анализировать, какой из этих способов подойдет моему характеру. Разобравшись с этой проблемой, я, наконец, испытал странное удовольствие от того, что нашел выход.

Но, закрыв ноут, я смотрел на себя со стороны и задавал вопросы. Почему я пришел к такому решению? Может, депрессия всему виной, ведь именно из-за нее у людей возникают суицидальные мысли? Через два дня я наконец попал на прием к психотерапевту и сразу задал эти два вопроса.

После первого сеанса я поняла, что долгое время находилась в состоянии тяжелой депрессии.

Все эти годы я не хотел этого понимать, потому что быть в депрессии — это «не по-мужски». А меня учили быть сильной и справляться со своими слабостями самостоятельно.

После первого сеанса я начал изучать, как может проявляться депрессия у человека, и впервые узнал, что психосоматика — это научное понятие. В Википедии я прочитал: «У больного пестрая картина расплывчатых жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания и мочеполовую систему». «Ну хоть мочеполовая система не пострадала», — обрадовался я. Все болезни, которые я описал выше, появились именно из-за сбоев моей нервной системы.

В декабре я продолжил занятия с психологом и почти каждый день по два часа занимался разбором своей личности по частям. Я понял, что многие поведенческие модели взяты из детства. Я понял, что представлял себя далеко не тем человеком, которым я являюсь. Я понял, что во мне много качеств, в которых трудно себе признаться: зависть, чрезмерный эгоизм, ненависть. Это как найти подвал в доме, в который никогда не заходил, и увидеть там зеркало, покрытое многолетним слоем пыли, за которым не видно отражения. Чтобы прояснить картину в этом зеркале, начинаешь сдувать эту пыль, а она попадает в глаза.

К концу 2018 года я начал готовиться к длительной поездке в США по работе. Это помогло мне избавиться от старых вещей, которые вернули меня к старым привычкам. Итак, я решил продать свою машину, отнес сотни килограммов одежды в комиссионный магазин и отдал ключи от квартиры брата.

В начале января 2019 года, проработав неделю в Лас-Вегасе, я наконец обосновался в Сан-Франциско. Но вместо того, чтобы радоваться Калифорнии, я снова почувствовал симптомы психосоматики. Более того, к старой палитре болезней добавилась проблема с мочеполовой системой — теперь я собрал практически полный набор проблем со здоровьем, на которые может повлиять головной мозг. На этот раз я уже понимал, что со мной происходит. Я взял за правило каждый день посвящать не менее четырех часов тому, чтобы продолжать разбирать себя на атомы и бороться с депрессией без помощи психолога.

Я начал экспериментировать со здоровыми привычками. Сначала я вернулся к бегу и заметил, что это очень положительно влияет на мое настроение. Чуть позже я прочитал, что во время упражнений кровь от мозга идет к мышцам, что помогает переключиться и отвлечься от проблем. После того, как я решил посмотреть, сколько времени я провожу в телефоне, я увидел, что больше восьми часов в неделю трачу на онлайн-игры — таймкиллеры. Я их сразу всех удалил. Свободного времени стало заметно больше, и я стала тратить его на регулярные звонки близким и прослушивание аудиокниг. Потом я заметил, что очень много внимания уделяю социальным сетям. Сначала я уменьшил потребление контента, а потом изменил сам контент, отписавшись от профилей, которые создают для меня дофаминовые ловушки.

Но самая главная привычка пришла ко мне чуть позже. В Сан-Франциско я стал встречать все больше и больше людей, практикующих медитацию. Однажды вечером я разговорился с таксистом, который наконец убедил меня попробовать. Скачал популярное приложение, попробовал следовать инструкции и пару минут ни о чем не думать. К моему удивлению, оказалось, что это для меня невыполнимая задача. Казалось бы, сложно просто сесть, закрыть глаза и ни о чем не думать? Но после каждого сеанса медитации я стал замечать, что мое настроение стабилизировалось и появлялись свежие и оригинальные мысли. Я стал постепенно увеличивать время занятий — с 10 до 40 минут в день.

Медитация помогла мне прийти к одной важной вещи, которую я раньше не понимал. Я понял, что человек способен удерживать в голове только одну мысль в единицу времени, и он сам может решить, какой это будет мысль. Я понял, что не думать бесконечно о своих проблемах под силу абсолютно любому, в том числе и мне. 18 февраля (я даже записал дату) я смог взять под контроль свои мысли и больше не позволял проблемам диктовать мои действия и мое настроение.

С того дня я очень быстро пошел на поправку. Большинство проблем со здоровьем канули в лету, энергия вернулась на прежний уровень. Я продолжала прививать себе здоровые привычки с помощью диеты. Я принял решение сбросить лишний жир, накопившийся за полтора года без физических упражнений, исключив ужин из своего рациона. Поэтому я начал ежедневно вводить небольшой дефицит калорий. Так как весов в моей квартире нет, я стала фиксировать результаты на камеру, и, кажется, за последний месяц мне все же удалось «отрезать» пару сантиметров с боков.

Затем я отказался от алкоголя, позволив себе на вечеринках не более бокала вина. Теперь я не вижу смысла пить, потому что мне больше не нужно успокаиваться, и теперь я получаю удовольствие от жизни без внешних стимуляторов. Помимо алкоголя, он стал сознательно подходить и к другим действиям и желаниям. Я стала гораздо больше ценить окружающих меня людей и просто жить тем моментом, в котором нахожусь.

Я тоже наконец поняла для себя, что такое счастье. Раньше я думал, что дело во внешнем мире, в результатах. Что если я достигну какой-то новой вершины, то получу такое же счастье. Но, как показал опыт, покоряя эти вершины, вы просто получаете набор гормонов, поднимающих самооценку ненадолго.

Счастье внутри. Когда вы принимаете себя, доверяете себе, цените себя. Себя в этом мире и мира в себе.

Теперь я смотрю на эту историю с депрессией как на одно из лучших событий в моей жизни. Потому что люди, к сожалению, так устроены, что самые ценные уроки извлекаются из проблем. Из-за этого я перестал относиться к проблемам как к чему-то плохому, потому что, если мы учимся на них, это дает нам возможность учиться быстрее и принимать лучшие решения. Наверное, если бы я не достиг этого дна, мне было бы труднее всплыть, не оттолкнувшись.

Сейчас у меня появилось новое увлечение - осознанность. Хочу уточнить, что я не придерживался религиозных течений, связанных с медитацией. Я остаюсь агностиком и просто вижу в этом увлечении большую пользу не только для себя, но и, возможно, для других. Испытав на себе эффекты, которые дает медитация, я стал изучать это явление с научной точки зрения. Ряд ученых установили, что медитация не только помогает бороться с депрессией, но и улучшает способности мозга. Даже несколько недель непродолжительной практики положительно сказываются на памяти, внимании, творчестве и когнитивной гибкости.

Я преодолела многие свои страхи и решила полностью открыться другим и поделиться своими наблюдениями. Вы только что закончили читать первое наблюдение. Почему я опубликовал это публично? Мой ответ таков, потому что я считаю, что тот, кто читает эту историю, может отчасти увидеть в ней себя на пути к депрессии. Надеюсь, мой опыт поможет кому-то иначе взглянуть на установку «мужчины не плачут». И у таких людей теперь будет пример человека, которого эта позиция увела не в ту сторону.

С днем выхода из депрессии меня! Что тоже совпало с юбилеем.

P.S. Спасибо всем, кто поддерживал меня на этом пути. Если бы не близкие мне люди, мне было бы намного тяжелее справиться с болезнью. Во время депрессии я часто вел себя неправильно, да и некоторые другие психологически от меня уходили. Поэтому я хочу извиниться перед теми, кого мог обидеть депрессивный лидер, партнер, друг, сын, брат.