Фильм Кеннета Брана по мотивам знаменитой серии книг Оуэна Колфера вышел на стриминговом сервисе Disney+. Изначально фильм планировалось показать в кинотеатрах, но из-за пандемии коронавируса премьера была перенесена в онлайн.
Возможно, это к лучшему. Ведь «Артемиса Фаула» уже успели окрестить главным провалом студии. Судя по сайтам-агрегаторам, история не понравилась ни критикам, ни зрителям. На момент написания статьи ее рейтинг на Rotten Tomatoes составляет 10% у критиков и 22% у зрителей, на IMDb — 4,0.
И действительно, при известном режиссере, нескольких звездах на второстепенных ролях и популярном источнике экранизации удалось собрать буквально все недостатки жанра. В этом фильме трудно найти что-то хорошее.
Разрабатываете мир? Забудь!
Сюжет рассказывает о 12-летнем мальчике Артемисе Фауле (Фердия Шоу) — блестящем наследнике преступной семьи. Отец с детства рассказывал ему всякие сказки про эльфов, гномов и других сказочных существ. Потом папу похитили и потребовали от ребенка достать какой-то артефакт «Акулос».
Как оказалось, эльфы и гномы реальны, но прячутся глубоко под землей. Зритель знакомится с волшебными существами сразу после краткого вступления. Однако понять, в каком мире они живут и по каким законам, не получится.
Зрителя просто выкидывают десятком персонажей и порцией спецэффектов, толком ничего не объясняя. Здесь есть эльфы, которым, кажется, все подвластно, кентавры, тролли, гномы (один из них зарос, и на этом основана львиная доля шуток). Но об их жизни ничего не известно. Либо преступный мир — полицейское государство, либо наоборот — счастливая страна победившего коммунизма.
Как работает магия, как ее заблокировать, какие силы есть у каждой нации, сообщается только в том случае, если это необходимо по сюжету. Здесь нет ни одного «чеховского ружья», которое предшествует действию. Вместо этого зрителю в определенный момент говорят: «А вот это тоже можно лайкнуть».
Представляем персонажей? Достаточно двух слов!
Итак, Артемис Фаул — молодой гениальный преступник. Как зритель узнает об этом? Очень просто: его информирует голос за кадром. А герой со всеми разговаривает очень цинично и однажды замечает, что кресло собеседника не дорогой антиквариат, а новодел. Больше ни преступных намерений, ни гениальности он не проявит на протяжении всего фильма.
А поскольку сам Артемис Фаул проработан так скупо, то о второстепенных персонажах и говорить не приходится. Вместо интересных персонажей показаны безликие клише: крутой помощник Батлер (Нонсо Анози), юный эльф Алфи Смолл (Лара МакДоннелл), любящий нарушать правила, болтливый вор Мульч Копает (Джош Гад). Предыстория каждого из них сообщается буквально в двух словах. И часто даже в озвучке.
Поэтому в момент, когда один из персонажей умирает, вряд ли удастся ему как-то сопереживать. Привязаться к нему невозможно.
С отрицательными персонажами еще хуже: один из них просто говорит жутким голосом, а второй похож на злодея из оперетты - подло улыбается и оскорбляет окружающих.
В фильме также снялся Колин Фаррелл. Но ему дали минут пять времени, так что о его персонаже вообще нечего сказать.
Такое впечатление, что фильм снимали исключительно для ценителей оригинальных книг и решили не тратить время на знакомство с персонажами. Вот только авторы экранизаций «Властелина колец» и «Гарри Поттера» с более многочисленной фанатской базой удосуживаются внести свой вклад.
Создатели «Артемиса Фаула» предпочли провести это время, шутя о том, откуда земля берется у гномов после еды. А еще вставили комичные реплики леди Джуди Денч в нелепом зеленом костюме (кстати, у талантливой актрисы второй провал за год — она уже снялась в злополучных «Кошках»).
Захватывающий сюжет? Вы можете просто не двигаться!
Здесь достаточно привести один факт. Спасая отца от волшебных существ, Артемис Фаул даже не выходит из дома. Первую половину фильма он читает книги и ждет, что будет дальше.
Большинство его противников в это время просто стоят на месте и отдают приказы безликим помощникам. Двигаются только Алфи и Копание, но их мотивация меняется слишком часто и непонятно.
Возможно, такой бред был бы интересен, если бы фильм был наполнен экшеном и спецэффектами. Но показывают только две локации, а графика больше напоминает дорогой сериал, а не киноблокбастер. И сложно представить, как это выглядело бы на большом экране.
«Артемис Фаул» снимался 10 лет. Хотя на самом деле он морально устарел на все 20. В конце 90-х незамысловатое фэнтези еще могло удивить зрителя. Но после франшизы «Гарри Поттер», «Хроник Нарнии» и даже «Темных начал» вызывает только разочарование и недоумение.
«Артемис Фаул» мог работать только как серийный пилот. Тогда можно было бы подождать недельку до следующей серии и потом уже разбираться с сюжетными линиями и персонажами. Такой подход добавляет времени к рассказу о мире и постепенному развитию основного действия. Достаточно вспомнить телеверсию "Его темных начал", в которой были исправлены почти все ошибки "Золотого компаса".
«Артемис Фаул» — это отдельный фильм, где в полтора часа пытались уместить огромный мир и сюжет двух книг. А в конце показали хаотичный набор клише. Казалось бы, картина должна дать старт всей франшизе, но после такого провала вряд ли дело пойдет дальше.