20 августа на российские экраны выйдет продолжение знаменитого зомби-хоррора 2016 года. Первая часть когда-то покорила весь мир благодаря очень напряжённой клаустрофобной атмосфере. Все действие происходило в поезде: самые обычные пассажиры делали все возможное, чтобы спастись от нашествия живых мертвецов и добраться до безопасной зоны в городе Пусан.
В продолжении оригинала практически ничего не осталось, кроме общего мира, поведения зомби и пары основных идей. Поэтому смотреть второй «Поезд в Пусан» нужно совсем с другим настроением и подходом.
Действие вместо триллера
Слухи о безопасной зоне из первого фильма оказались мифом. Зомби захватили весь Корейский полуостров, а выживших спешно эвакуировали в Гонконг и другие государства. Хотя на кораблях регулярно выявлялись зараженные, с которыми сразу же расправлялись солдаты.
По вступительной сцене может показаться, что сиквел подхватит настроение первой части, только действие будет перенесено с поезда на корабль. Тем более, что на заднем плане упоминается Пусан и первая вспышка вируса. Но все это лишь обман, фильм быстро изменит антураж и настроение.
Спустя четыре года после событий первого «Поезда в Пусан» осевший в Гонконге экс-военный Хан Чон Сук получает заманчивое предложение от преступников. Вместе с небольшой группой наемников он должен вывезти из зараженной зоны грузовик, полный долларов. В случае успешного завершения миссии каждый участник получит крупную награду.
Работа не кажется слишком сложной, все, что вам нужно делать, это быть осторожным и следить за зомби. Но оказывается, что в безлюдной местности обитают гораздо более опасные монстры - люди.
С самого начала становится понятно, что «Полуостров» не повторяет знаменитый оригинал, а, подобно «Чужим» или второй «Судной ночи», развивает знакомый мир, масштабирует его и добавляет экшена.
Но известные франшизы хоть как-то опирались на предыдущие фильмы: сохраняли либо главных героев, либо самую узнаваемую черту истории. В случае с сиквелом «Поезда в Пусан» связь с первой частью ограничивается лишь общим миром и парой фраз. Новый фильм можно смотреть, даже не зная картины 2016 года.
К сожалению, при таком подходе сиквел потерял большинство узнаваемых деталей оригинала. Сюжет фильма остается на уровне боевиков девяностых: герои сталкиваются с бандой мародеров, находят новых друзей и спасаются от зомби.
Атмосфера ужаса сменилась погонями, перестрелками и драками.
Он хорошо работает как простое развлечение, но не очень запоминается. Подобных историй много, а качество постановки хоть и на высоте, но все же проигрывает голливудским блокбастерам.
Крутой герой вместо испуганной толпы
Первый «Поезд в Пусан» зацепил многих зрителей живыми героями. Это просто люди, которые занимались своими делами и оказались в смертельной опасности. Зрителю очень легко ассоциировать себя с такими персонажами: они боятся, из страха совершают подлые поступки, а в минуту слабости даже готовы сдаться. Только герой Ма Дон Сока выступил в роли крутого парня, но выглядело это довольно иронично.
«Полуостров» представляет прямо противоположных персонажей. Хан Чен Сук — крутой военный, который стреляет без промаха и лихо борется с зомби. И даже молодые девушки, которых он встречает в городе, водят машины и научились сражаться с монстрами. Это типичные клишированные герои боевиков, которые уже не раз появлялись на экранах.
Еще хуже обстоит дело с другими наемниками. Они выглядят как обычные фоновые персонажи из слэшеров восьмидесятых, главная задача которых — умереть в нужный момент. Да и злодеи в виде банды бывших военных тоже словно пришли из старого кино: толпа жестоких мародеров, которые издеваются над пленниками и без конца дерутся друг с другом за власть.
О правдоподобных персонажах в этом фильме лучше сразу забыть. Только уже упомянутые девочки иногда проявляют живые эмоции, показывая, что они еще дети. Но эта часть сюжета выглядит слишком предсказуемой и мало раскрывает остальных персонажей.
Спецэффекты вместо страха
Бюджет фильма вырос вдвое по сравнению с первой частью. Конечно, по голливудским меркам 16 миллионов долларов не так уж и много, но в «Полуострове» хорошо видно, куда ушли эти деньги.
Авторы мудро сохранили самую запоминающуюся часть оригинала — необычное поведение зомби. В первом «Поезде в Пусан» впечатляли сцены, где ходячие мертвецы буквально превращаются в месиво из тел. В сиквеле монстры показаны в еще большем масштабе, тем более что действие больше не ограничивается парой локаций. Постапокалиптический город проработан очень качественно.
Зомби толпами носятся по улицам, а герои уничтожают их всевозможными остроумными способами. Есть даже что-то вроде гладиаторских боев с живыми мертвецами.
Самые динамично поставленные погони. О физике иногда забывают, как во франшизе «Форсаж", но здесь спасает необычный подход. Например, параллель между автомобилем, за которым на самом деле гонятся, и игрушечным автомобилем.
Картина явно нацелена на успех масштабного боевика ужасов наподобие «Обители зла». И по большей части это делает работу. Те, кому в первой части не хватало только масштаба и войны с зомби, обязательно обрадуются продолжению.
Люди вместо монстров
Несмотря на полное отсутствие сюжетной связи, в сиквеле была сохранена основная идея «Поезда в Пусан». Зомби при всей своей кровожадности кажутся наемникам не такой уж страшной угрозой.
Главные и самые страшные злодеи обеих частей – люди.
Это связывает обе части «Поезда в Пусан» со знаменитым фильмом Дэнни Бойла «28 дней спустя» и многими другими хорошими фильмами ужасов. На первой картинке выжившие легко скармливали монстрам своих товарищей, чтобы спастись. На «Полуострове» мародеры с презрением относятся не только к заключенным, но и друг к другу.
На этом фоне идея самопожертвования в стремлении спасти родных, а то и помочь незнакомым людям, хотя бы из-за чувства вины, выглядит важным и, увы, редким проявлением человечности.
Такую мораль вряд ли можно назвать оригинальной и тем более глубокой. Но напоминание о том, что в любой ситуации нужно оставаться человеком, никогда не будет лишним. Ведь, к сожалению, новости каждый день показывают, что люди порой могут быть хуже любой толпы зомби.
Как ни странно, главный недостаток фильма «Поезд в Пусан — 2: Полуостров» — это наличие легендарной первой части. В оригинальном названии, кстати, нет на нее упоминания, она упоминается только в рекламе и самом сюжете.
Связь с фильмом 2016 года, безусловно, привлекает больше внимания к сиквелу, но также и повышает ожидания. Но на самом деле «Полуостров» вряд ли станет такой же легендой. Оригинальная картина поражала напряженной атмосферой и атмосферой страха. Сиквел только развлекает экшеном и спецэффектами и не вызывает глубоких эмоций. При первом и, наверное, единственном просмотре он порадует, но очень быстро забудется.