26 марта на стриминговом сервисе Netflix вышел «Незаконные» — еще один проект, в котором фигурирует легендарный Шерлок Холмс из книг Артура Конан Дойля. Судя по названию и трейлерам, автор Том Бидуэлл решил просто сместить акценты. И теперь вместо не слишком приятного детектива распутывать дела будут его юные бездомные помощники, которые иногда фигурировали в книгах.

Этот подход использовался много раз. Например, в комедии «Без единой улики», где Шерлок Холмс и вовсе оказался актером, а доктор Ватсон — настоящим сыщиком.

Но «Иррегуляры» пошли гораздо дальше. И дело тут не только в мистической составляющей — персонажи здесь расследуют сверхъестественные происшествия. Проблема в том, что Шерлок Холмс появляется только для того, чтобы привлечь внимание. Сам сериал получился излишне социальным, а его сюжет при этом совершенно невнятным.

Нелепый мистический детектив

Группа бездомных детей ютится в одном из лондонских подвалов. Самая организованная и заботливая из них — Би (Таддеа Грэм). Она присматривает за своей младшей сестрой Джесси (Дарси Шоу), у которой время от времени бывают видения и странные сны. В то же время Би присматривает за дерзким бойцом Билли (Джоджо Макари) и болтливым Спайком (МакКелл Дэвид).

Однажды Би нанимает в помощь некий доктор Ватсон (Ройс Пирресон), проницательный человек, который обещает детям вознаграждение, если они найдут одну девушку. Но вскоре выясняется, что бездомный и неожиданно присоединившийся к ним принц Леопольд (Харрисон Остерфилд) ввязались в очень опасную игру.

Вокруг происходят мистические события, понять которые могут только герои. Джесси начинает видеть все более страшные сны, как будто что-то опасное врывается в Лондон. И все это связано с двумя главными людьми: когда-то умершей безумной матерью сестер и сыщиком по имени Шерлок Холмс.

С самого начала сериала легко проигнорировать любые аналогии с произведениями Артура Конан Дойля. О книгах здесь напоминает только Лондон 19 века, загадки и пара имен.

Иррегуляры могли бы оказаться неплохим подростковым фэнтези: разношерстная компания бесстрашных детей раз за разом ввязывается в странные дела. Есть и человек, умеющий управлять птицами, и смерти, связанные с картами Таро, и даже намеки на Франкенштейна.

Просто расследования ведутся самым нелепым образом. По сути, дети ничего не делают. Они просто случайно оказываются в нужном месте в нужное время, и тут злодеи сами рассказывают им о происходящем. В крайнем случае Джесси использует свои новообретенные способности и отвечает на все вопросы.

Сериалу редко удается напугать жестокостью или монстрами, поэтому первые случаи выглядят просто скучно: в них нет никакой загадки как таковой, а развязка ничего не меняет.

Только начальные серии построены на расследовании отдельных преступлений, а затем действие переходит к основной сюжетной линии. Но лучше не становится. Авторы по-прежнему просто дают героям новую информацию, перемещая их из одной точки в другую. Финал полностью стирает все напряжение.

Глобальная опасность исчезает так же просто, как и появилась. Одни герои во время кульминации (в половине эпизода) остаются на одном месте, другие совершают действия, ни на что не влияющие.

Ненужный Шерлок

Даже предыдущий проект платформы — фильм «Энола Холмс» — многие критиковали за то, что история великого сыщика надуманная. Но там у авторов хотя бы была литературная основа (не Артур Конан Дойл), а сюжет во многом основывался на проницательности и дедукции самого Шерлока и его сестры.

В случае с «Иррегулярными отрядами» дела обстоят гораздо хуже. Сам сыщик появляется только в середине сезона. Перед этим его тщательно скрывают, позволяя видеть только ножки или скрипку.

Но даже когда он входит в кадр, это не сильно меняет отношение к сериалу. Экран Шерлок Холмс не имеет ничего общего с книгой. Конечно, придираться к внешности Генри Ллойд-Хьюза нет смысла – почти все исполнители этой роли не слишком похожи на литературного прототипа.

Но у персонажа другой характер и другая история. Свой знаменитый дедуктивный метод он показывает всего дважды в сериале. И оба раза на сюжет это особо не влияет. То есть от классического Шерлока Холмса у героя есть только имя и место жительства.

То же самое касается и Уотсона, которого играет чернокожий Ройс Пирресон. Зрители уже привыкли к разнообразию экранизаций этого героя — вспомните хотя бы Люси Лью из «Элементарно». Но то, что врач превратился в резкого и наглого интригана, простить невозможно.

Вместо того, чтобы сделать Шерлока Холмса и его помощника главными действующими лицами расследования, «Иррегуляры» сосредотачиваются на их личностях, прошлом, отношениях с одной из героинь и наркомании.

Из-за такого подхода напрашивается единственный вывод: в этом проекте имена известных литературных персонажей нужны только для привлечения внимания к сериалу. Если поменять их на любые другие, ничего не изменится.

Социальность вместо жизни

Все больше современных фильмов и сериалов, параллельно с основным сюжетом, раскрывают и серьезные актуальные темы, такие как сексизм, расизм и социальное расслоение. Иногда вписано интересно и эмоционально. Но только не в случае с «Иррегулярами».

Проблема даже не в том, что сериал переполнен социальными темами. Они также подпилены настолько плоско и прямо, насколько это возможно. Для начала авторы поясняют, что все богатые представители высших сословий — негодяи и негодяи. Даже Ватсон неоднократно подчеркивает свой статус и происхождение и хвастается подростку с улицы, что у него больше возможностей.

О разврате и циничных порядках во дворце говорить не приходится: там обсуждают только брак по расчету и близость. А уж слишком затянутая сцена приема, где в центре кадра две девушки нарочито флиртуют друг с другом, видимо, должна была подчеркнуть нравы общества.

Единственное исключение в виде Леопольда только подтверждает правило. Он чувствует себя изгоем в этом обществе, а потому убегает к грязным, но добрым беспризорникам.

Дети предстают в сериале как оплот борьбы за равноправие, и прежде всего Би. Уже в первой серии она делает выговор спутнице принца за быструю езду по дороге, и заявляет: «Ехать в экипажах, надев мундир, не значит быть выше меня». Что, конечно, звучит сомнительно с исторической точки зрения.

Таких прямых высказываний в сериале «Иррегуляры» слишком много. С каждым эпизодом они все больше мешают серьезно отнестись к действию, превращая мистический детектив в социальный ажиотаж.

Сама идея сериала могла бы быть хорошей, даже если использовать Шерлока Холмса в качестве рекламы. Детективное фэнтези о подростках в игрушечных декорациях Лондона – вполне привлекательный вариант досуга на вечер. Но авторы слишком увлеклись актуальными темами и забыли, что в повествовании должна быть логика, зритель хочет разгадывать тайны вместе с персонажами, а первый попавшийся сыщик не становится настоящим Шерлоком Холмсом. Даже если у него в руках скрипка.