Зачем вообще секс в фильмах?
Секс между персонажами — неотъемлемая и любимая часть мейнстрима. Издревле режиссеры добавляли в свои фильмы интимные моменты, чтобы будоражить воображение зрителя.
С художественной точки зрения такие сцены могут нести разную нагрузку: показывать персонажей максимально близко или, наоборот, акцентировать внимание на их беззащитности и страданиях, если, например, речь идет о насилии. А иногда авторы просто хотят привлечь внимание и добавить в сюжет провокации.
Но с технической стороны это всегда очень сложный процесс, очень далекий от настоящего секса.
А когда впервые в кино был показан оргазм?
Еще на заре кинематографа режиссеры нередко эпатировали публику, одевая героинь своих произведений в откровенные наряды, а то и показывая их полностью обнаженными. Так, например, было в грандиозном фильме «Клеопатра» 1917 года, где главную роль сыграла Теда Бара, секс-символ той эпохи. Увы, единственный экземпляр картины сгорел во время пожара на киностудии «Фокс» в 1937 году.
Удивительно, но в СССР в 1930 году вышел фильм «Земля», где героиня Елены Максимовой предстала в кадре абсолютно обнаженной. А Иосиф Сталин якобы очень хвалил режиссера Довженко за эту работу и рекомендовал актрисе чаще сниматься. Хотя через пару дней фильм запретили за «неправильную трактовку коллективизации».
Революция произошла в 1933 году с выходом чехословацкой картины «Экстаз» Густава Мачаты. В этом фильме начинающая актриса Хеди Ламарр не только 10 минут плавала голышом в озере, но и впервые на экране смоделировала оргазм. По слухам, чтобы добиться иллюзии реальных эмоций, ее в это время укололи булавкой.
Картина вызвала настоящий скандал. Его показывали только в сокращенном виде без самых откровенных сцен, а во многих странах его вообще запретили к прокату. Интересно, что позже Ламарр сбежала в США от своего мужа, который служил нацистам. И теперь она больше известна даже не благодаря фильму: именно Хеди Ламарр стала одним из разработчиков Wi-Fi.
Хотя «Экстаз» с трудом пробивался на экраны, после его выхода европейские режиссеры осмелели и стали все чаще показывать имитацию секса. В США цензура продержалась дольше, а в СССР интимные моменты в кино были большой редкостью до начала 90-х.
Они договариваются о сексе с актерами заранее?
Сейчас съемка интимных сцен — это полностью организованный процесс, который начинается еще на этапе найма артиста в фильм. Актеру предоставляется контракт, в котором должно быть прописано буквально все: степень обнажения, какие интимные части тела будут в кадре, какого размера и как долго они планируют их показывать.
Кроме того, актер и продюсер могут выставить дополнительные условия. Например, запрет на использование такого материала в кинорекламе. И даже если артист подписал этот документ, он имеет полное право отозвать его до начала работы на сцене.
Конечно, договоренность во многом зависит от общения с директором. Он должен заранее объяснить, как все будет выглядеть.
Каждый ход известен еще до начала работы, и я откровенно говорю со своими актерами и актрисами о том, что будет видно, где будет камера, какое будет действие. Я постоянно использую такие слова, как «сосок» и «влагалище», чтобы артистам было абсолютно ясно, как мы будем снимать. И когда мы работаем, мы действительно придерживаемся сценария. Я не прихожу к актерам с дополнительными подробностями, которые могут быть неприемлемы.
Но есть и другой подход. Сет Роген считает, что самый простой способ снимать откровенные сцены — это пригласить порнозвезду: «Для нее это будет самая легкая работа недели».
Сцены секса отрепетированы, как и все остальные?
Не только Пол Верховен, но и многие другие режиссеры заранее продумывают буквально каждое движение в интимных сценах. Например, Дэвид Финчер. Этот автор вообще славится тонкой детализацией своих картин. И экранный секс не исключение.
Так, Нил Патрик Харрис рассказал о том, как четко он руководил интимными моментами в «Исчезнувшей».
Нам приходилось репетировать каждый дюйм. «Вы берете его пенис в рот, делаете следующее количество движений, а затем эякулируете». Это было странно, мы технически разрушали сцену секса. Он хотел, чтобы это было почти роботизировано.
Недостатком такого подхода является большое количество дубликатов. Если режиссер пытается все подстроить под заранее подготовленную схему, актерам приходится раз за разом повторять одни и те же движения. Все тот же Дэвид Финчер заставляет делать до 50 дублей, что, конечно, утомляет артистов. Другие авторы стараются уложиться в несколько попыток.
Неужели тут совсем нет спонтанности?
Некоторые режиссеры больше заботятся о том, чтобы сцена выглядела живой и эмоциональной. Поэтому они оставляют место для спонтанности или доверяют руководство самим актерам. Например, Кейт Уинслет рассказала, что сцены секса с Сиршей Ронан для фильма «Аммонит» она продумывала сама, режиссер Фрэнсис Ли поддержал инициативу. Так актрисы чувствовали себя более комфортно.
Оскароносный Жан-Марк Валле тоже считает, что перенапряжение над хореографией только повредит естественности процесса. Например, в его известном фильме «Дикие» некоторые позы, которые принимали актеры, родились прямо в процессе съемок.
Специально не планировалось, что этот парень возьмет Риз Уизерспун, перевернет ее и зайдет сзади. Но это произошло только во время съемок.
Однако он подчеркивает, что тон и основные действия в сцене должны быть продуманы и согласованы заранее. Иначе может получиться как на скандальной картине Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже". Во время работы режиссер и исполнитель главной роли Марлон Брандо спонтанно придумал сцену, в которой персонаж использует масло в качестве смазки и анально насилует героиню Марию Шнайдер. Вот только саму актрису об этом никто не предупредил.
Конечно, это добавляло натурализма: на лице Шнайдер неподдельный страх. Но после этого фильма она совсем прекратила общение с режиссером и неоднократно обвиняла его в неподобающем поведении.
Должны ли актеры подойти достаточно близко, чтобы это сработало?
В какой момент съемочного процесса нужно снимать откровенные сцены — вопрос спорный. Большинство актеров и режиссеров считают, что лучше отложить их на более поздний срок. К этому времени экранные партнеры лучше узнают друг друга, и им будет легче расслабиться.
Хотя есть исключения. Так, актриса Дженна Фишер рассказала, что сцена секса в фильме «Взлет и падение: История Дьюи Кокса» снималась на третий день.
А Роберт Паттинсон считает, что чем лучше актеры относятся друг к другу, тем сложнее работать на сцене. Ведь вместо того, чтобы играть роль, они слишком беспокоятся о том, насколько комфортно партнеру.
Однако это скорее исключения. Большинство авторов стараются заранее представить художников и помочь им подружиться. Тогда работа становится легче. Партнеры поддерживают друг друга, а иногда и развлекают.
Например, Джейми Дорнан — звезда главного эротического хита 2010-х «50 оттенков серого» — рассказывает на шоу Грэма Нортона, что развлекал свою партнершу, издавая забавные звуки во время имитации оргазма.
А вот Патрик Суэйзи и Дженнифер Грей, сыгравшие пару в «Грязных танцах», сильно невзлюбили друг друга за кадром. И это очень усложняло работу над интимными сценами. Это была далеко не первая попытка добиться иллюзии настоящих чувств.
Вся съемочная группа смотрит секс?
Большой проблемой для актеров при съемках откровенных сцен является огромное количество рабочих. На площадке постоянно суетятся техники, осветители и десятки других помощников. Конечно, многим сложно передать хоть какие-то эмоции, когда вокруг бегают незнакомые люди, а сверху висит оператор с камерой.
Для снижения стресса со съемочной площадки убираются все лишние люди для съемок секса. В идеале должны присутствовать только оператор и режиссер. А Стэнли Кубрик во время работы над фильмом «С широко закрытыми глазами» сам стоял за камерой, оставаясь наедине с артистами.
Остальное зависит от технических возможностей и требований самих актеров. Например, некоторые просят создать более комфортную температуру. Кроме того, на площадке могут быть ассистенты с халатами, готовые накрыть тело сразу после очередного дубля.
По возможности стараются стрелять издалека. Для этого они используют линзы с увеличением: что-то вроде фотографов, когда снимают диких животных. Или управлять камерой удаленно.
В последние годы на съемочной площадке также обычно присутствует координатор интимной сцены. Он следит за тем, чтобы актеры чувствовали себя комфортно и не подвергались давлению.
Художники действительно голые?
Целая команда работает над тем, чтобы персонажи выглядели как можно более обнаженными, и у них огромный запас реквизита. Чаще всего артисты просто носят белье телесного цвета: его стараются не включать в кадр или прикрывать на этапе постпродакшна.
Если вам нужно показать тело поближе, прибегайте к дополнительным приемам. Так, для женщин есть специальные наклейки.
Это похоже на большой лейкопластырь, который проходит спереди, закрывая промежность, а затем заправляется сзади. Это выглядит не очень удобно.
Мужчинам же приходится носить какой-то носок или сумку, в которую убирается все, что не должно попадать в кадр.
Кроме того, для всех необходимых частей используются реалистичные наложения. Так актер может чувствовать себя одетым, особенно если сомневается в идеальности своего тела. Но у зрителя останется ощущение полного обнажения.
Вам также предстоит поработать над кожей актеров. Часто в кадре мелькают мокрые и блестящие от страсти тела. Но на самом деле потеть противопоказано: это будет неэстетично. Поэтому визажисты используют детское масло или глицерин, а то и просто вазелин.
Контакт между экранными партнерами тоже может быть не таким тесным, как кажется в финальной версии картины. Иногда используется незаметная подушка. А бывает, что актер вообще выступает один. Если у второго персонажа видны только отдельные части тела, их просто заменяют искусственными конечностями.
Что делают, если актер не хочет раздеваться?
Актеры по-разному относятся к наготе и откровенным сценам в фильме. Например, Ева Грин регулярно раздевается в кадре, если в этом есть художественная составляющая и раскрытие характера. На шоу Джимми Киммела актриса вместе с ведущим даже пошутила над постером «Города грехов — 2», который посчитали слишком откровенным и оттенили грудь актрисы. Пистолет в рамке никому не мешал.
Но не все коллеги разделяют ее взгляды. Причины могут быть разные: от принципиальной позиции до недовольства своим телом. Например, звезда «Секса в большом городе» Сара Джессика Паркер наотрез отказалась раздеваться в кадре.
В таких случаях на помощь приходят двойники. Они могут полностью отыграть сцену за актера. Тогда лицо исполнителя главной роли показывается в кадре отдельно, а массовка отрабатывается для него с других ракурсов.
Это очень ярко и с юмором показано в фильме "Настоящая любовь". Там Мартин Фриман и Джоанна Пейдж играли как раз таких дублеров. Их герои были в кадре полностью обнаженными вместо актеров и имитировали секс. При этом герои вели себя очень застенчиво друг с другом.
В других случаях дубликатов может быть несколько. Каждый из них отвечает за отдельную часть тела, которая будет показана крупной, и выглядеть она должна идеально. Так, в фильме «Незваные гости» у Айлы Фишер на отдельных планах грудь у одной дублерши, а ягодицы у другой.
Но технологии идут вперед, и теперь есть возможность даже показать лицо звезды в очень откровенной сцене. Он просто добавляется с помощью CGI (компьютерной графики) уже после того, как дублер снят. Известный пример — публичная прогулка обнаженной Серсеи Ланнистер в «Игре престолов». Вместо Лены Хиди в реальности разделась массовка Ребекка ван Клив. Сама актриса повторила сцену в костюме телесного цвета, а потом кадры совместили.
Еще один яркий пример — «Нимфоманка» от провокационного режиссера Ларса фон Триера. В этой картине неоднократно показаны не имитированные сексуальные сцены (даже групповой секс) с участием главных героев. Шайа Лабаф с радостью подтвердил, что играл все лично. На самом деле он лукавил: снова использовалась компьютерная графика. Приглашенные порноактеры занимались настоящим сексом, а потом к ним добавились лица звезд.
Значит, в фильмах нет настоящего секса?
Не совсем. Есть фильмы, где режиссеры решили не ставить сложные трюки и хореографию эротических сцен, а просто снимали настоящие половые акты. Конечно, все это единичные примеры экспериментального кино, которое обычно показывают только на фестивалях.
Иногда авторы таких картин стараются сохранить максимальную реалистичность происходящего, в других случаях просто хотят эпатировать зрителя.
Так, в 1971 году режиссёр Мелвин Ван Пиблз снял в жанре blaxploitation фильм «Милый милашка: Песня негодяя». Помимо других сюжетных линий (тоже достаточно провокационных), главной героине этой картины пришлось реально заниматься сексом с малознакомыми людьми. Неудивительно, что среди актеров не оказалось добровольцев, и режиссеру пришлось играть в собственном произведении. Затем его лечили от гонореи.
В 1976 году фильм «Империя чувств» японского автора Нагисы Осимы произвел фурор на Каннском кинофестивале. Фильм основан на реальной истории содержанки Сады Абэ, которая задушила своего партнера во время секса. Реалистичные интимные сцены вызвали немало скандалов. В большинстве стран лента, если и попадала в прокат, показывалась в урезанном цензурированном варианте. А вот в Каннах произведение назвали «первой великой эротикой».
Кроме того, нельзя не упомянуть еще раз о Ларсе фон Триере. Продвигая свою идею «Догмы 95», согласно которой режиссер должен придерживаться реалистичности съемок, он показал групповой секс в картине «Идиоты». И одна из пар действительно совокуплялась. Для этого пригласили двух порноактеров.
И, конечно же, отметим одного из главных провокаторов современного кинематографа Гаспара Ноэ. Во многих его фильмах актеры занимаются настоящим сексом. А картина «Любовь» чуть ли не на треть состоит из таких сцен, да еще и снятых в 3D. Логично, что в России фильм так и не вышел в прокат.
Не только режиссеры-мужчины пытаются показать настоящий секс в мейнстримном кино. Например, в 1999 году Катрин Брейя выпустила провокационный фильм «Романтика Х». В нем рассказывается о девушке, которой отказывает в интимной близости бойфренд, в связи с чем героиня начинает искать сексуальные приключения на стороне. Чтобы поддержать Брейю, она даже позвала в свою работу известного порноактера Рокко Сиффреди.
При этом чаще всего для авторов важнее не показать настоящую близость, а создать нужную атмосферу. Именно поэтому они идут на всевозможные ухищрения и трудности. И все для того, чтобы порадовать зрителя.