14 мая на Netflix вышел детективный триллер Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс в главной роли. Фильм попал в стриминговый сервис через производственный ад. Сначала из-за неудачных пробных просмотров картина была заброшена на студии 20th Century Studios. После этого ленту пришлось фактически снимать заново.
Тогда «Женщина в окне» должна была производиться студией Уолта Диснея, но тоже передумала. Впоследствии из-за пандемии премьера готового фильма несколько раз переносилась и в итоге права были проданы Netflix.
Сюжет, основанный на одноименном романе Эй Джей Финна, рассказывает о бывшем детском психологе Анне Фокс (Эми Адамс). Женщина страдает агорафобией — боязнью открытых пространств, поэтому долгое время не выходит из дома и спасается от скуки, разглядывая чужие окна в бинокль.
Однажды Алистер Рассел (Гэри Олдман) переезжает в здание напротив со своей женой Джейн (Джулианна Мур) и сыном-подростком (Фред Хехингер). Затворница находит общий язык с матерью семейства, но вскоре становится свидетельницей убийства — ее новая подружка зарезана неизвестным. Отныне жизнь Анны переворачивается с ног на голову: полиция не верит ее показаниям, да и сама она уже начинает сомневаться в увиденном.
Правдоподобная история о психическом расстройстве
Британский режиссер Джо Райт берется за самые разные жанры, будь то биография Уинстона Черчилля («Темные времена») или даже остросюжетный боевик («Ханна: Идеальное оружие»). Однако больше всего он прославился как автор костюмированных фильмов и экранизаций книжной классики («Гордость и предубеждение», «Анна Каренина»). Над детективами и тем более триллерами Райт никогда не работал, но в его копилке есть история о музыканте, страдающем шизофренией ("Солист").
Можно с уверенностью сказать, что режиссер в очередной раз прекрасно передал чувства человека с психическим заболеванием. Так, агорафобы боятся не только покинуть свою квартиру, но и того, что в случае беды не получат помощи. Поэтому героиня всегда держит телефон под рукой и даже спит с ним, а при любой опасности тут же хватает его. И ужасно паникует, когда мобильного нет на месте.
Художественные средства, в частности звуковое оформление, также помогают режиссеру погрузить зрителя в эмоциональное состояние Анны. Кстати, над музыкой работал знаменитый Дэнни Эльфман. Специально для картины композитор написал немного старомодный саундтрек, как в нуарных детективах. Такая мелодия прекрасно дополняет происходящее и напоминает о великом кинематографе прошлых лет, которому Джо Райт явно пытается отдать дань уважения.
В то же время смотреть фильм неудобно: зрителю буквально не дают побыть в тишине. Шумит телевизор, дворники, радио, и даже персонажи постоянно перебивают друг друга, а на их реплики накладывается музыка. Из-за этого иногда кажется, что с героиней сходишь с ума.
Оригинальные визуальные эффекты с отсылками к старым фильмам
По сюжету Анна не может выйти из дома, но это вовсе не значит, что фильм статичен или скучен. Разнообразные операторские приемы не дают скучать и, кроме того, вносят необходимые штрихи в атмосферу нарастающего безумия. Камера Бруно Дельбоннеля, любимца Тима Бёртона, пикирует с воздуха или показывает героев через зарешеченные окна. Причем визуальный ряд кажется нарочито избыточным, а в кадре все меняется каждую секунду.
Невероятно красива и цветовая палитра: спокойный голубой передает домашний уют, тревожный желтый появляется в самые критические моменты, а комната главной героини — ее личная зона комфорта — выполнена в розовых оттенках.
Еще одна интересная находка режиссера — многочисленные отсылки к старому кинематографу, о которых мы упоминали выше. Даже сам сюжет фильма отсылает к легендарному «Окну во двор» Альфреда Хичкока, где герой также наблюдал за жизнью своих соседей. А ближе к концу один из персонажей «Женщины в окне» размахивает кухонным ножом, как Норман Бейтс в «Психо». Кроме того, нельзя не вспомнить «квартирную трилогию» Романа Полански («Отвращение», «Жилец», «Ребенок Розмари»), герои которой медленно сходили с ума в своих домах.
Иногда отсылки, которые вставляет Джо Райт, являются не просто данью прошлому, но и элементом атмосферы. Например, Анна любит рассматривать старые черно-белые фотографии. И уже одно это по ходу развития сюжета вызывает у зрителя сомнения: не придумала ли женщина свою гостью под впечатлением от голливудской актрисы Джейн Рассел?
Ну а во второй трети картина, как ни странно, вдруг становится похожей на «Анну Каренину» того же Джо Райта, где герои проживали свою жизнь буквально на театральной сцене. И этот эпизод выглядит немного странно, но безумно красиво.
Искренняя игра Эми Адамс и потрясающая концовка
Эми Адамс, красота которой тщательно скрыта в «Женщине в окне», уже не в первый раз играет депрессивных персонажей с тяжелым прошлым («Прибытие», «Острые предметы»). И делает это великолепно: невозможно не поверить ее отчаянию или не посочувствовать, когда полиция ставит под сомнение ее вменяемость.
Остальные актеры меркнут на ее фоне, даже потрясающий Гэри Олдман, хотя в данном случае он не виноват: артисту просто дали мало строчек. Еще меньше экранного времени у Джулианны Мур и Энтони Маки, которые появляются в фильме на несколько минут и тоже в второстепенных ролях.
Но у «Женщины в окне» есть и недостатки, которые мешают ему быть идеальным фильмом. Прежде всего, это слабая детективная интрига. Развязку фильма легко предугадать, и внимательный зритель, скорее всего, очень быстро поймет, кто убийца. И затворничество главного героя объяснялось крайне банально.
Ну а финал, похоже, был закончен на скорую руку. Если основная часть картины радовала саспенсом и доставляла настоящее визуальное удовольствие, то в конце происходит резкая смена декораций. Причем снят он так, как будто перед нами концовка в лучшем случае самого обычного сериала, а не интересного авторского произведения.
Если посмотреть на рейтинги фильма, то рядовые зрители и кинокритики словно встали по разные стороны баррикад. Например, на агрегаторе Rotten Tomatoes на момент написания статьи наблюдается огромная разница между процентом критиков и зрителей (27% против 73%). Трудно сказать, чем это вызвано. Но вполне возможно, что профессионалы заранее отнеслись к этому скептически, зная о производственном бардаке, связанном с картиной.
Однако из-за низких рейтингов в прессе пропускать «Женщину в окне» точно не стоит. Это достойный фильм с отличными актерами, в котором нет ничего революционного, просто хорошие полтора часа.