19 мая «КиноПоиск HD» запускает сериал «Пищеблок» по одноименному роману Алексея Иванова (автора книги «Географ глобус пропил»). Ностальгическую историю, действие которой происходит в советском пионерском лагере, поставил Святослав Подгаевский. У этого режиссера не очень успешный послужной список. Ранее он работал над российскими фильмами ужасов с длинными и корявыми названиями: «Яга. Кошмар сумрачного леса», «Пиковая дама: Черный обряд», «Любовь. Черная свадьба».
Но в «Фудблоке» хоррор — лишь одна из составляющих сюжета. К ним добавляется атмосфера прошлого и необычный сюжет. Судя по первым трем сериям, которые были отданы в прессу, сериал, хотя и перебарщивает с социальными лозунгами, представляет собой захватывающее зрелище: местами пугающее, местами очень смешное.
Игрушка, но милая ностальгия
Летом 1980 года в пионерлагере «Буревестник» началась очередная смена. В числе других детей туда приезжает Валера Лагунов (Пётр Натаров) — очень смышленый, но замкнутый мальчик, у которого недавно умер старший брат. Валера плохо ладит с ребятами из группы, но всегда дает отпор. Один из вожатых — студент Игорь Корзухин (Даниил Вершинин), который в первый же день влюбляется в свою коллегу Веронику (Ангелина Стречина). Однако у той, как выясняется, есть жених.
Но личные проблемы героев вскоре начинают казаться пустяками. Ведь в лагере появляются настоящие вампиры. Ночью они кусают обитателей Буревестника, после чего жертвы превращаются в самых усердных первопроходцев.
Поскольку «Закусочная» рассказывает солидную историю, а не построена в процедурном формате (где у персонажей новое приключение в каждом эпизоде), первая серия может произвести неверное впечатление. Создается впечатление, что авторы проекта слишком сильно давили на модную нынче ностальгию по СССР, делая это неестественно и наспех.
Большинство героев выглядят как стереотипные маски: тут же появляются чересчур активный старший вожатый, местные хулиганы, утомляющий своей корректностью сын партийного болвана. Да и главные герои кажутся клишированными: умный и рациональный мальчик не по годам и влюбленный юноша, нарушающий советские порядки.
Но тут стоит обратить внимание на вступительную сцену сериала, в которой рассказывают детскую страшилку про оживающие статуи (к таким историям они будут возвращаться регулярно), и на сам мистический жанр. В отличие от проекта «Мир! Дружба! Резинка!», авторы которого искренне ностальгируют по 90-м, создатели «Пищеблока» довольно иронизируют над прошлым. Они показывают не настоящие 80-е, а их отражение в детском фольклоре и воспоминаниях.
Отсюда и утрированные персонажи, и нарочитая эротика происходящего до почти постыдных сцен. Так могут всплывать в памяти светлые моменты прошлого. Хотя иногда они перебарщивают с откровенностью. Возможно, эпизод, где Валера выдавливает зубную пасту на голые ноги понравившейся девушки, не выглядел бы таким неудобным. Если бы параллельно не показали ночное купание полураздетого студента.
Очаровательные главные герои и стереотипные дополнения
Уже с финала первой серии действие будет тормозить слишком быстрое и поверхностное знакомство с персонажами и сеттингом. Сюжет станет интереснее, а гротескные персонажи отлично впишутся в общее безумие происходящего. Трудно придраться к неправдоподобно сексуальной одежде, когда по лагерю бегают вампиры. Однако приятно, что авторы позволят главным героям раскрыться. И получается, что юный Петр Натаров чудесным образом играет не хуже большинства взрослых актеров.
Стоит признать, что значительная часть его сверстников откровенно не дотягивает в плане таланта. Но им не дают достаточно сцен.
С актерами, играющими студентов, примерно та же история: исполнители главных ролей справляются достойно, а остальные лишь разыгрывают нужные сцены. Химия между очаровательными персонажами Вершинина и Стречиной напоминала бы советский подростковый фильм, если бы не навязчивая откровенность.
Старшему поколению в первой серии толком не дают раскрыться. Хотя для части публики именно их имена будут самыми знакомыми. Что Николай Фоменко, что Ирина Пегова уже прочно прописались в российских сериалах. Увы, в последнее время они не могут похвастаться разнообразием интересных образов.
Но наиболее иронично отнеслись к персонажу, которого зовут Серп Иванович Иеронов. Те, кто читал книгу, знают, с чем она связана. Да и остальные зрители поймут, что он был введен в сюжет не просто так. Ведь его играет Сергей Шакуров, который когда-то снимался в фильме «Сто дней после детства» — одном из самых известных советских фильмов о пионерских лагерях. Получилась неприметная пасхалка от авторов.
Успешный стиль при плохой режиссуре
Хотя создатели сериала хвастаются, что визуальные эффекты для них создала компания Aaron Sims Creative (Оно, Восстание планеты обезьян), каких-то невероятных прорывов в графике от Food Plant ждать не стоит. В сценах с детскими страшилками монстры выглядят на порядок лучше, чем, например, в "Вампирах средней полосы", но все равно не реалистично.
Правда, Пищеблоку это особо и не нужно. Даже в письмах в прессу подчеркивали, что проект следует не канонам хоррора (хотя в первой серии будет парочка скримеров), а скорее мистическому вымыслу. Поэтому создание атмосферы здесь важнее конкретных эффектов.
Впечатление слегка портит слабая режиссура. Подгаевский вроде бы пытается продемонстрировать свое мастерство, но не понимает, что именно хочет показать. Ретро-стилизации чередуются с клиповым монтажом, а обилие крупных планов быстро теряет эмоциональность и начинает утомлять. Правда, есть несколько хороших находок, связанных с мыслительным процессом Валеры: диалоги с мертвым братом, дневниковые записи и воспоминания.
Необычно они стараются работать с фонограммой. Причем, в отличие от большинства фильмов и сериалов в сеттинге 80-х, в них используется не советская музыка, а, например, Space Oddity в исполнении Дэвида Боуи. Такие хиты всегда приятно слышать, но в данном случае их цель не ясна. Песня, по идее, должна превратить очередную любовную сцену в образец подростковой романтики, но совершенно не подходит ни по настроению, ни по содержанию.
Но, несмотря на ошибки, с настроением Пищеблок справляется хорошо. Сохраняйте стилизацию и сознательную неестественность происходящего. Сериал иногда напоминает слэшер. Правда, опять же, по-детски, без настоящей жестокости (в отличие от мрачного перестроечного фильма «Перед первой кровью»). Герои регулярно оказываются в опасности, и можно только догадываться, кому из них не повезет. Хотя забавно, что жертвы на самом деле не умирают (по крайней мере, в первых сериях), а становятся весьма сговорчивыми. Это как фильм ужасов наоборот.
Слишком явный политический подтекст
Как ни странно, фильмы о пионерских лагерях в советское время часто становились полем для обсуждения социальных тем. Это логично: на первый взгляд такие летние каникулы кажутся временем взросления, экспериментов и свободы, чего не найти ни в школе, ни под присмотром родителей.
С другой стороны, дети попадают в организацию с очень четкой иерархией, и это позволяет представить себе лагерь как государство в миниатюре. Соответственно, основная тема многих подобных произведений — столкновение личных интересов и бюрократической машины. Так, например, появился знаменитый фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", который под видом детской комедии высмеивает чиновников.
«Пищеблок» идет точно по тем же путям, но замахивается еще шире. И это еще одна спорная часть проекта. И это взято из оригинальной книги.
Суть пионерства — идеология. Суть вампиризма в эгоизме. Чтобы реализоваться, эгоизм принимает вид идеологии. Так всегда бывает, когда идеология мертва, когда она не может защитить себя от эгоизма. А идеология умирает, когда она единственная.
Проблема в том, что фальшь идеологии СССР преподносится слишком навязчиво. Старший вожатый, которого играет Пегова, в ужасе от того, что ребенок позвонит родителям, даже не зная, что с ним случилось. Детские болезни пугают врача только из-за возможного скандала. Работник столовой и вовсе кормит собак на случай войны. А скучнее всего выглядит злобный юноша с влиятельными родителями. Он помешан на советских стереотипах и говорит только штампованными фразами.
Идея «Пищеблока» понятна. Но при просмотре часто вспоминается Виктор Пелевин, который гораздо интереснее высказался на эту тему и в «Синем фонаре», посвященном детскому лагерю, и в «Империи V» о вампирах. Первая работа, кстати, была снята в виде короткометражного фильма «Все в порядке», а по второй Виктор Гинзбург сейчас снимает фильм.
«Пищеблок» — еще одно доказательство того, что в России учатся работать с жанровыми сериалами и снимать весело и ярко. Проект может выглядеть не идеально: некоторые актеры явно недоиграны, намеки слишком очевидны, а эротические сцены вызывают весьма неоднозначные чувства. А вообще первые серии пролетают на одном дыхании. За очаровательных персонажей очень хочется переживать, а атмосфера удачно сочетает в себе игру ностальгии и забавные отсылки к фильмам ужасов.