18 марта на стриминговом сервисе СТАРТ вышли первые серии нового сериала с Юрием Стояновым в главной роли. На первый взгляд может показаться, что ничего хорошего от «Вампиров средней полосы» ждать не приходится: режиссер Антон Маслов работал над проектами уровня «ИП Пирогов» и «Фитнес». А постер посредственного качества словно намекал на очередное скетч-шоу с неприятными персонажами и плоским юмором.

Однако первые серии вызывают удивление. Это целостная история, в которой вас рассмешат не только текстовые шутки, но и показаны приятные персонажи, и в то же время интрига с непредсказуемым развитием сюжета.

Сверхъестественные, но настоящие персонажи

В Смоленске уже много десятилетий живет клан вампиров во главе с Патриархом Святославом Вернидубовичем, или просто дедом Славой (Юрий Стоянов). Но кровососы вовсе не злые: охотятся только на избранных негодяев, да и то берут у них литр крови, никого не убивая. В остальное время вампиры живут обычной человеческой жизнью: работают в полиции или больнице, влюбляются, занимаются сексом и даже ведут видеоблоги.

Проблемы начинаются с того момента, когда жертвы, у которых брали кровь Женя (Глеб Калюжный) — младший из клана, находят мертвыми. Как выясняется, Хранители следят за тем, чтобы кровососы не убивали людей. И теперь Жене, а, возможно, и остальным грозит смерть, если они не найдут настоящего виновника случившегося.

Само начало сериала намекает, что простыми приколами про вампиров дело не ограничивается. Сюжет начинается в духе традиционных детективов. Но что еще более важно, она завязана именно на личности персонажей.

В первую очередь обращает на себя внимание дедушка Слава. Юрий Стоянов приковывает к себе все внимание всякий раз, когда появляется на экране. Это типичный ворчливый старик с бесконечным багажом пословиц и поговорок (некоторые из которых, как выясняется, он сам придумал, а потом пустил в народ). Он ругает молодость, компьютеры, качество крови и вообще все изменения.

Но в любой серьезной сцене Стоянов буквально преображается. Один заботливый взгляд его персонажа говорит больше, чем целые тирады других героев. Он готов до последнего стоять за своих близких и за правду, и каждое спорное решение дается ему очень тяжело.

Интересный факт: в пилотном выпуске эту роль исполнил Юрий Стоянов. Тогда он отказался и предложил Михаилу Ефремову занять его место. Но после известных событий он выбыл из проекта, и авторы попросили Стоянова вернуться. Трудно сказать, мог ли Ефремов играть так же. Кажется, в его образе не хватило бы мягкости и теплоты.

Конечно, до уровня Стоянова остальные вряд ли дотягивают. Калюжный хорошо играет образ энергичного парня, которому противостоят архаичные порядки. Но все же авторы проявляют слишком большое стремление показать клишированную молодежь. Как будто сценарий писал сам дедушка Слава.

Следователь Анна (Екатерина Кузнецова) по-прежнему выглядит максимально стереотипно. Это та самая сильная и независимая женщина, которая борется с сексизмом на работе, и ее сразу привлекает новый коллега.

А вот еще одна пара, которая кажется перспективной, хотя им еще не дали достаточной возможности раскрыться. Сотрудник больницы Жан (Артём Ткаченко) очень хорош в образе интеллигента, который даже веками не мог отвыкнуть от французских словечек и желания соблазнять девушек .

И так же хороша Ольга Анваровна (Ольга Медынич), бывшая графиня, руководящая театром. Ее разочарование в современном мире сквозит в каждом движении и реплике. И это, кажется, важная часть сюжета.

Провинциальная комедия

Идея показать вампиров в будничной атмосфере современного города чем-то напоминает легендарные «Настоящие упыри» Тайки Вайтити. И при всей разнице в подаче и сюжетах у этих проектов много общего.

Во-первых, и там, и там авторы с большой любовью относятся к своим героям. Все они выглядят очень гротескно, но не превращаются в ходячие приколы. Глядя на то, как дедушка Слава занят хозяйством, невозможно не вспомнить его родственников из старшего поколения.

Можно с иронией сказать, что «Вампиры средней полосы» оказались человечнее многих российских сериалов о людях.

Во-вторых, в обоих случаях авторы акцентируют внимание на жизни древних существ в новом мире. В Вайтити герои попытались познакомиться с современным Веллингтоном. В российском сериале они выживают в Смоленске.

Антураж города создатели сериала используют на полную катушку. Здесь раскрывается провинция со всеми ее проблемами. Показательным является случай, когда московская полиция требует предоставить записи с камер наблюдения в больнице. На это врач отвечает, что на днях отключилось электричество и операция проводилась при свечах.

Но все это не преподносится мрачно. Юмор в «Вампирах Средней полосы» светлый и, что немаловажно, добрый. Пусть дедушка Слава бесконечно ругает Женьку, но даже сам подросток чаще улыбается в ответ, настолько это мило выглядит. И даже самого главного вампира может проклясть уборщица, если он пройдет через помытое.

При всей опасности ситуации, в которую попали вампиры, действие запоминается именно из-за нескончаемого потока шуток. Размах огромен: от рассказов о прошлой жизни Валерия Леонтьева до поиска сверхспособностей младшим из клана, вроде Натана в «Отбросах».

Конечно, в изложении есть некоторая неловкость. Зрителю слишком нарочито рассказывают обо всех подробностях вампирской жизни через Женинское любопытство. Да и почти часовой хронометраж уже во второй серии слишком утомляет. Но в большинстве случаев это компенсируется обаянием персонажей и удачными шутками.

Почти настоящий детектив

Пожалуй, самое удивительное то, что при всей комичности «Вампиры Средней полосы» в первых сериях умудряются запутать зрителя. Даже вступительная сцена построена на обмане. И хотя подобный прием уже использовался в сериале «Баффи — истребительница вампиров», он все еще работает.

И тут действительно разворачивается настоящая детективная история. А для Анны, возглавляющей расследование, ситуация вдвойне тяжелее. Ей нужно разобраться во всем, чтобы помочь своим близким. Но параллельно ей приходится мешать московскому милиционеру, чтобы он не добрался до убийцы раньше.

Конец второго эпизода, кажется, расставил все по своим местам. Неизвестно, приведет ли это к очередному неожиданному повороту, или же авторы просто переключат свое внимание на другую ветку. Но настоящая интрига в такой истории дорогого стоит. Конечно, не стоит ждать от «Вампиров средней полосы» уровня Агаты Кристи. Но все же загадка не выглядит игрушечной.

О какой-то особо интересной визуальной подаче говорить, конечно же, не приходится. Разве что город с высоты иногда показан красиво. А вот в единственной пока сцене, завязанной на спецэффекты, качество графики становится совсем грустным. Пусть лучше герои просто выпячивают клыки и выглядят как люди: мистика все равно не вписывается в бюджеты отечественных сериалов.

Но, как и в случае с «Настоящими гулями», новому сериалу это особо и не нужно. «Вампиры Средней полосы» выглядят как добротная комедия с провинциальным колоритом и очаровательными персонажами. И подбрасывают хороший детектив. Поэтому в качестве развлечения на вечер и пополнения коллекции афоризмов они подойдут как нельзя лучше.