13 декабря «Лакричная пицца» выходит в российские кинотеатры. Это первая работа знаменитого Пола Томаса Андерсона (не путать с Полом У. С. Андерсоном — режиссером «Обители зла») с 2017 года. Тогда автор выпустил «Призрачную нить», к которой написал сценарий. Он также был продюсером и даже оператором. Картина собрала шесть номинаций на «Оскар» (но выиграла только одну), две на «Золотой глобус» и с десяток других наград. После этого Андерсон поставил на паузу большое кино и лишь изредка снимал видеоклипы.

И теперь он вернулся. И уже сейчас можно сказать, что оно триумфальное. Еще в конце ноября, в день премьеры в США, картина заработала 141 тысячу долларов. Кажется, что это очень мало. Только что выпустили его только в четырех кинотеатрах, и это рекорд за последние несколько лет по сбору на один зал.

После этого Национальный совет кинокритиков США назвал «Лакричную пиццу» лучшим фильмом, а Пола Томаса Андерсона — лучшим режиссером. На «Золотом глобусе» лента получила четыре номинации, на «Выбор критиков» — все восемь. Перечисление можно продолжить, но вкратце — работа фигурирует в списках почти всех наград.

Иногда такие регалии и вообще сами описания в стиле «легенды авторского кино возвращаются» могут напугать зрителей. Ведь многие привыкли, что такие картины если не слишком сложны и философичны, то уж совсем угнетают.

Однако «Лакричная пицца» — полная противоположность таким убеждениям. Это самый добрый и светлый фильм, рассказывающий о взрослении и первой любви. Хотя слишком уж наивным его тоже не назовешь, ведь Андерсон подает сюжет со многими тонкостями.

История любви подростков. И не только

15-летний Гэри Валентайн (кинодебютант Купер Хоффман) уже в юном возрасте успел сняться в нескольких фильмах. Он легко заводит знакомства и проявляет недюжинный талант менеджера и продавца. Молодой человек влюбляется в 25-летнюю Алану Кейн (начинающая актриса Алана Хаим), которая, конечно же, поначалу не хочет с ним встречаться. Однако герои идут на свидание, а потом даже летят вместе в Нью-Йорк.

Вскоре пара погружается в суету взрослой жизни. Гэри занимается продажей водяных матрасов. Алана любит парней постарше и встречается с известным актером.

На этом, пожалуй, стоит прекратить пересказывать сюжет. Во-первых, чтобы не лишать зрителей удовольствия наблюдать за некоторыми поворотами. А во-вторых, описывать происходящее в тексте просто бесполезно. Ведь Пол Томас Андерсон в очередной раз снял фильм, построенный больше на ощущениях и переживаниях, чем на конкретном действии.

Именно поэтому по синопсису картина кажется типичной романтической комедией, совмещенной с драмой взросления. Отношения между героями начинаются буквально в начале фильма, скачут через все ненужные клишированные этапы. И далее характеры практически не меняются: только постоянно бросаются в эксперименты, но неизменно возвращаются друг к другу. Ведь кто и сейчас посмеет закончить снимок банальным объятием и фразой «Я тебя люблю»? И это даже спойлером не назовешь, настолько все очевидно при просмотре.

Так что же делает Licorice Pizza запоминающейся и чем она отличается от банальных мелодрам? Прежде всего красота. Любой, кто видел хотя бы несколько фильмов Пола Томаса Андерсона, знает, насколько плавно и эстетично он снимает. В «Лакричной пицце» он практически отказывается от стройности сюжета, намеренно разбивая картину на почти не связанные друг с другом сцены. Но в каждом из них автор показывает высоту своего мастерства. Будь то почти клипсовые вставки под ретро-саундтрек или игрушечные декорации в теплых тонах, словно подсмотренные у талантливого однофамильца Уэса Андерсона.

Но еще больше картина покоряет своей воздушностью и непосредственностью. Здесь даже иногда сложно понять, был ли четко написан сценарий или актеры вместе с автором без конца импровизировали на съемочной площадке. Разговоры главных героев звучат очень легко, как будто действительно болтают хорошие друзья. И это при том, что первый диалог был снят невероятно длинными, больше минуты, кадрами. Каждый персонаж в этом фильме (а звезд здесь очень много) выглядит так, будто совершенно не напрягается и не отрабатывает роль, а просто наслаждается процессом. И это еще более ярко подчеркивает светлые чувства, которые испытывают Гэри и Алана.

«Лакричная пицца» — фильм о любви в самом широком смысле. Это романтическая история о подростках без типичной драмы и почти без развития, но полная самоотверженности. Это также выражение собственной любви режиссера к временам своего детства, к прекрасной музыке той эпохи. И просто ностальгия по тем временам, когда казалось, что можно покорить весь мир, снявшись в рекламе или открыв пинбольный клуб.

Пленка вывернута наизнанку

Удивительно, но при всей простоте и даже наивности Андерсон снял далеко не такое очевидное кино, как может показаться на первый взгляд. Это выражается как в форме подачи, так и в распределении ролей.

С самого начала понятно, что главный герой картины – Гэри. Неуклюжий, но невероятно обаятельный, он пытается стать звездой если не на экранах, то в бизнесе. Но как бы на фоне его жизни развивается история Аланы. И постепенно станет понятно, что «Лакричная пицца» больше о ней. Ведь именно девушка оказывается в сложной ситуации и думает, стоит ли продолжать отношения с подростком. А после поездки она начинает искать другие пути самореализации.

Да и именно у Аланы есть принципы и комплексы на тему интима в общении. И режиссер сыграет очень иронично, построив один из самых эмоциональных моментов просто на желании молодого человека увидеть женскую грудь. Еще смешнее, в фильме несколько раз будет повторяться "начинающие актрисы постоянно раздеваются в кино", а сама "Лакричная пицца" максимально целомудренно разберется с этой темой.

То есть Андерсон в определенный момент просто выворачивает собственные идеи наизнанку. Хотя о такой шутке можно догадаться, например, просто взглянув на список действующих лиц. Ранее главные роли мэтра исполняли звезды первой величины: трехкратный обладатель «Оскара» Дэниэл Дэй-Льюис, Хоакин Феникс, Джош Бролин, Филип Сеймур Хоффман. И теперь в центре внимания все время будут оставаться начинающие актеры, совершенно незнакомые широкой публике. Что это, как не попытка Андерсона изменить свой подход к работе?

Хотя для автора эти художники не такие уж и новички. Купер Хоффман — сын Филипа Сеймура Хоффмана, скончавшегося в 2014 году. Выбор актера можно считать данью уважения его таланту. Но Купер с первых же сцен доказывает, что достоин играть даже у такого маститого режиссера. А еще Алана Хаим – одна из участниц группы «Хаим», в которой она поет со своими сестрами. Для них Пол Томас Андерсон снял несколько клипов. А если посмотреть клип на песню Summer Girl, то сразу станет понятно, откуда взялся ее стиль и поведение в картине.

Знаменитости появятся в «Лакричной пицце» только во второстепенных ролях. При этом все актеры получат свои сольные выступления, и каждая новая сцена будет выглядеть круче предыдущей. Например, Тому Уэйтсу будет предоставлено место для его типичного выступления на сцене. Это, кстати, повод по возможности увидеть картинку в оригинале (ну или хотя бы позже найти момент в Сети). Голос и манеру речи Уэйтса просто невозможно воспроизвести.

Экскурсия в культуру США

Когда режиссер погружается в личные воспоминания или даже просто рассказывает о родной культуре, есть риск, что зрители из других стран не до конца поймут его фильм. Даже в «Не смотри вверх" Адама Маккея есть десятки нюансов, которые заметят только американцы, от фотографий на столе президента до выбора актеров на определенные роли. .

Но «Лакричная пицца» изумительно сочетает бесконечный запас поп-культуры и исторических отсылок с вполне понятным сюжетом. Просто потому, что Андерсон идеально вписывает все события в происходящее на экране. Так, он упоминает нефтяной кризис в США. Это действительно произошло в стране в 1973 году. Как показано в фильме, люди громили заправки, и бизнес рухнул. Но этот факт не только создает фон, но и служит еще одним толчком для развития сюжета. И вот герои уже думают о том, как им дальше продавать матрасы. Хотя на самом деле упоминание о кризисе совершенно необходимо для того, чтобы снять невероятно драйвовую сцену поездки в заглохшей машине.

И режиссер делает то же самое с остальными отсылками. Тем, кто их заметит, понравится расшифровка отдельных фактов. Например, что буквально у каждого героя здесь есть реальный прототип. Гэри Валентайн основан на продюсере Гэри Гетцмане, который до сих пор сотрудничает с Томом Хэнксом. Джек Холден, которого играет Шон Пенн, является двойником актера Уильяма Холдена из «бульвара Сансет». Рекс Блау, которого играет Том Уэйтс, поставлен Марком Робсоном, который руководил Пейтон Плейс. А самым забавным был Брэдли Купер. Он сыграл Джона Питерса, продюсера и друга Барбры Стрейзанд. Именно он работал над фильмом «Звезда родилась» в 1976 году. Ирония судьбы в том, что Брэдли Купер выпустил собственный ремейк этого фильма в 2018 году с Леди Гагой в главной роли.

Но если все эти названия для кого-то ничего не значат, то «Лакричная пицца» для них будет не хуже. История останется такой же веселой и энергичной. Ведь большинству даже не придет в голову, что само название картины является отсылкой к названию старого музыкального магазина. Просто со знанием этих фактов немного интереснее наблюдать за происходящим.

«Лакричная пицца» — один из самых светлых и добрых фильмов последнего времени. В этой картине совершенно нет зла и негатива, а все сомнительные поступки героев обусловлены лишь эмоциями или глупостью. Поэтому фильм Пола Томаса Андерсона буквально хочется посоветовать как терапию от грустных зимних вечеров. Он поднимает настроение, погружает в атмосферу тепла и романтики. И просто красиво снято.