Тема психических расстройств стала одной из центральных тем современной поп-культуры вообще и кинематографа в частности. Шизофрения («Чистый, бритый»), посттравматическое стрессовое расстройство («Лестница Иакова»), психоз («Черный лебедь», «Сияние»), нескончаемый поток фильмов о психопатах — психические заболевания интересовали режиссеров на протяжении большей части истории кино .
Правда, далеко не всегда удавалось достоверно передать эмоции человека с психическим заболеванием, но зрелищно или даже пугающе — сколько угодно. Вот методы, используемые для этого.
1. Пристальный взгляд на камеру
Доктор Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят» (1990) стал одним из главных кинозлодеев, а момент, когда герой смотрит прямо в камеру, производит неизгладимое впечатление. Актер Энтони Хопкинс позаимствовал идею немигающего взгляда из съемок допросов Чарльза Мэнсона и Теда Банди, и не зря: у зрителя возникает ощущение, что он всматривается в черную бездну.
Этот же прием использовал Стэнли Кубрик в провокационном фильме "Заводной апельсин" (1971). Малкольм Макдауэлл смотрит прямо на публику исподлобья, недвусмысленно намекая, что между нами и его героем-психопатом много общего.
За современным примером также не нужно далеко ходить. Вот тяжелый взгляд Эми Данн из Розамунд Пайк. Но чтобы понять, что на самом деле творится в ее прекрасной голове, не нужно ломать ей череп, так как об этом втайне мечтает ее муж. Можно просто посмотреть мастерски сыгранный триллер Дэвида Финчера «Исчезнувшая» (2014).
Вообще психопаты на экране — отдельная тема для разговора: их образы настолько же страшны, насколько и интересны зрителю. А вот другие виды психических расстройств могут быть показаны на экране необычным образом. Ведь есть много способов сделать это.
2. Придание особого значения цвету
Чтобы показать, что герой не в себе, режиссеры часто прибегают к символике цвета. Так, желтый цвет в массовой культуре часто означает безумие, неуверенность и тревогу. Вероятно, такую репутацию создал рассказ 1892 года «Желтые обои» американской писательницы Шарлотты Перкинс Гилман. Героиня рассказа, страдающая послеродовым психозом, заключена в комнату с желтыми стенами. Постепенно ей начинает казаться, что за обоями живет женщина, которую нужно освободить.
Артур Флек в «Джокере» (2019) часто появляется в желтой одежде, а сцена в лечебнице снята с желтым фильтром. В «Сплите» (2017) персонаж Джеймса МакЭвоя, страдающий множественным расстройством личности, носит канареечную куртку в одном из своих самых запоминающихся воплощений.
В загадочном фильме ужасов "Мама!" Даррен Аронофски, героиня пьет какую-то желтую жидкость. В Сети до сих пор спорят, что бы это могло быть. Одна из версий является отсылкой к вышеупомянутой истории Гилмана.
Другая теория гласит, что героиня, угнетенная патриархальной культурой, прибегает к непонятному напитку, чтобы подавить зарождающийся внутри гнев и раз за разом через силу вернуться к роли хранительницы очага.
Байопик «Спенсер» (2021), повествующий о нескольких днях из жизни принцессы Дианы, затрагивает тему депрессии. Кроме того, многие биографы принцессы считают, что она могла страдать пограничным расстройством личности. Задыхаясь в плену царского образа жизни, героиня с каждой минутой фильма все ближе и ближе приближается к неминуемому нервному срыву.
Один из кульминационных моментов — тот, в котором Диана покидает дворец, и зритель видит, что она надела свой бледно-желтый костюм на чучело. Это одновременно и символ того, как жадно общество объективировало принцессу Уэльскую, и знак того, что Диана наконец-то избавилась от того, что ее сковывало, и чувствует себя свободной.
Конечно, цвет самого костюма в данном контексте вряд ли что-то значит (кроме отсылки к одному из реальных нарядов Дианы). Но он очень хорошо согласуется с теорией о том, что желтый цвет придает картине ощущение беспокойства и беспокойства.
3. Создание нестандартной среды
Часто сеттинг может рассказать о персонаже больше, чем диалоги. Например, дом Нормана Бейтса, главного психопата в истории кинематографа, наполнен картинами, растениями, драпировками, кружевами и другими предметами декора. Но в то же время это пространство с высокими потолками и закрученными лестницами сильно давит как на зрителя, так и на самого героя, зацикленного на образе матери.
Джо Райт в фильме «Женщина в окне» (2021) создает на экране параноидальную, клаустрофобную атмосферу, так напоминающую «Психо». Мрачные внутренности огромного дома Анны сразу вызывают ассоциации с особняком Бейтса. На подсознательном уровне опытный зритель сразу понимает, что хозяин этого здания тоже не совсем в себе и что-то скрывает.
Главная героиня Анна Фокс не может выйти из дома из-за агорафобии (боязни открытых пространств) и часто испытывает иррациональные панические атаки. А внутреннее состояние женщины прекрасно подчеркивается за счет гигантских размеров помещения, снятого в неестественных, ломаных ракурсах.
Для «Сияния» (1980) Стэнли Кубрик создал множество тревожных и преследующих образов. Но, пожалуй, больше, чем жуткие близнецы, реки крови, льющиеся из лифта, и полуразложившийся труп в ванной наводят ужас на само пространство отеля «Оверлук».
Сложные и витиеватые узоры в дизайне интерьера намекают на то, что в душе персонажа творится что-то нехорошее, словно отель пытается его запутать. Зеркала помогают создать тот же эффект. По мере того, как безумие овладевает разумом Джека, обстановка «Оверлука» становится все больше и больше похожей на лабиринт. А безлюдность отеля подчеркивает оторванность героя от семьи и всего мира.
Спутанность сознания Джека выдает и странная архитектура отеля. Кубрик намеренно задумал компоновку как сюрреалистическую: создатели Duke Nukem впервые обнаружили эти пространственные аномалии, когда пытались сделать по мотивам фильма особый уровень. Ведь в каком еще месте, как не в закоулках, где двери ведут в никуда, может герой столкнуться со своими скрытыми подсознательными страхами?
«Черный лебедь» Даррена Аронофски рассказывает историю балерины Нины, которая пытается получить желаемую роль и постепенно теряет связь с реальностью из-за своего стремления к совершенству. И мы многое понимаем о героине, видя, где она живет.
Спальня Нины напоминает детскую, с таким количеством розовых и плюшевых игрушек. Героиня в начале фильма действительно еще чувствует себя маленьким ребенком. Она зависит от матери, которая может безопасно раздеть свою взрослую дочь, чтобы осмотреть ее рану. Но когда внутри Нины просыпается чувственность, девушка начинает сопротивляться контролю.
4. Демонстрация жутких дневников
Закончим приемом, ставшим уже киноштампом. Заметки, сделанные рукой героя, могут многое рассказать о том, что творится в его голове. Ведь именно личный дневник часто становится отдушиной для человека в сложных ситуациях.
Триллер Дэвида Финчера «Семь» (1995) открывается титрами, где фоном служат фрагменты дневника Джона Доу. Благодаря этому злодей присутствует в повествовании с первых минут, хотя до его появления на экране осталось еще почти полтора часа.
Дневники героя Кевина Спейси позже появятся в самом фильме, правда, на пару мгновений. Однако на их создание ушла значительная часть бюджета: дизайнер Клайв Пирси и каллиграф Джон Сейбл вручную создали несколько блокнотов, заполненных словами и изображениями. Чего только нет: замысловатый текст, эротические фото, кадры вскрытия.
Не менее щепетильно Кубрик подошел к созданию реквизита для «Сияния». Директор нанял машинистку, которая несколько месяцев печатала листы, исписанные словами «Вся работа и никаких развлечений, что делает Джека скучным мальчиком» («Одна работа, никакого безделья, бедный Джек не знает веселья»). И когда жена писателя находит рукопись, происходит перелом фильма: безумие мужа невозможно отрицать.
Кстати, для зарубежных версий фильма Кубрик подобрал другие варианты фразы. Немец назывался Was Du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf Morgen («Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»), а французский — Un tiens vaut mieux que deux tu l'auras («Лучше птица в руке, чем два - в кустах").
Очень похожий поворот сюжета с разоблачением антигероя происходит в «Американском психопате» (2000). Помощник Патрика Бейтмана ближе к концу находит дневник босса и понимает, что за образом успешного бизнесмена-яппи скрывается клинический психопат, садист и убийца все это время.
Тодд Филлипс спрятал в «Джокере» множество мелочей, влияющих на наше понимание картины. Некоторые из них встроены в фильм совсем ненавязчиво и могут ускользнуть от внимания даже самого внимательного зрителя. Среди этих пасхальных яиц находится блокнот Артура, куда он записывает свои мысли, наблюдения и идеи для будущих шуток. Так, в начале фильма он делает записи только правой рукой.
Но ближе к середине картины, когда начинает просыпаться истинное «я» героя — Джокер, персонаж превращается в левшу. Артур держит пистолет в левой руке и пишет ей: «Я надеюсь, что моя смерть будет иметь больше смысла, чем моя жизнь».
Вам интересна тема психических расстройств на экране? Какие самые яркие примеры психических заболеваний в кино вы бы добавили к вышеперечисленным? А какие фильмы, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают суть психических заболеваний?