31 марта в российский прокат выходит новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути. Его фильм «Асако 1 и 2» в 2018 году прогремел на Каннском кинофестивале. Теперь режиссер вернулся с экранизацией рассказа Харуки Мураками.

Работа Хамагути уже получила награду Каннского кинофестиваля за лучший сценарий и теперь будет бороться за главный «Оскар».

Любопытно, что практически одновременно с этим фильмом вышел еще один фильм режиссера «Случайность и догадка». Произошло это из-за пандемии: работу над лентой надолго отложили, а съемки пришлось перенести из Кореи в Японию.

Намеренно медленный темп

Театральный режиссер Юсуке застает любимую жену в постели с молодым любовником. Муж молча уходит, ничем себя не выдав, и, вернувшись домой, находит жену мертвой.

Через пару лет его пригласили на постановку спектакля по пьесе Чехова «Дядя Ваня». Юске соглашается, но есть одна оговорка: ему нельзя водить машину, потому что глаукома может привести к потере зрения. Так у героя появляется личный водитель — девушка по имени Мисаки. Они постепенно сближаются, и Мисаки помогает ему смириться с потерей жены и обрести внутреннюю гармонию.

«Садись за руль моей машины» — типичный медлительный прием. Его часто называют медленным, «тлеющим» кино, которое ориентировано на плавное погружение зрителя в атмосферу. Достаточно лишь сказать, что титульные титры начинаются с 40-й минуты. Ну а завязка сюжета происходит примерно через час после начала фильма.

Несмотря на поистине эпическое время работы ленты — целых три часа, в ней, как говорится, «ничего не происходит». Персонажи просто разговаривают в машинах, в барах, читают пьесу и даже о сексе. С другой стороны, такой медитативный подход позволяет погрузить зрителя в однообразную жизнь Юсукэ и дает возможность сблизиться с героем.

На самом деле этот принцип очень органично соотносится с японским подходом к жизни и творчеству. Тут сразу хочется вспомнить шедевр «Токийская сказка» (1953) Ясудзиро Одзу, который идет два с половиной часа.

И «Садись за руль моей машины» вышло так же по-восточному вдумчиво и неторопливо. В фильме сохранены все черты, присущие отечественному кинематографу: размеренное повествование, простые диалоги и статичные, идеально выверенные кадры.

Изысканный эротизм и любовь к русской классике

Рюсукэ Хамагути удалось запечатлеть близость сексуальных сцен на экране практически без наготы. При всей внешней целомудренности эти моменты выглядят потрясающе, жгуче откровенно.

Глядя на то, как героиня придумывает сценарии прямо во время секса с мужем, легко почувствовать себя вуайеристкой. Как будто вы смотрите на то, чего не должны видеть, и вам стыдно за это. Но из-за красоты актеров не восхищаться кадрами просто невозможно.

Сцены репетиций «Дяди Вани» с японскими актерами поначалу могут быть восприняты с иронией. Но в какой-то момент чеховские строки, воспроизведенные на японском, кантонском, корейском и даже языке жестов, приобретают универсальное звучание. Более того, реплики героев спектакля, звучащие во время автомобильных поездок, невероятно созвучны внутреннему состоянию Юске.

Необоснованно увеличенное время

Действие второго и третьего актов фильма символически происходит в Хиросиме. Упоминая этот город, нельзя не вспомнить о трагических последствиях Второй мировой войны. Где, как не в таком месте, вступить в диалог со своим прошлым?

И, в конце концов, именно схожее прошлое помогает героям сблизиться. Юсукэ похоронил жену и дочь, а Мисаки похоронил родителей. И хотя сами персонажи очень разные, ясно одно: человеческая боль универсальна, и терять близких одинаково тяжело для всех.

Во всем этом есть только один большой недостаток. Несмотря на красоту неторопливого размышления Хамагути, нельзя отделаться от мысли, что фильм стал бы только лучше, будь он на час короче.

Стремление режиссера передать на экране обыденное течение жизни абсолютно понятно. Но это не ответ на вопрос, зачем нужно было делать из новеллы Мураками такое длинное кино.

Очевидно, что не каждый может выдержать эту тяжелую работу. Если вы категорически не переносите длинные фильмы, «Drive My Car» утомит вас в первые полчаса. Но если вы настроены на вдумчивый просмотр или просто любите спокойные, созерцательные фильмы, новинка покорит ваше сердце с первых кадров.