История

Говорят, что только 1% населения Земли может пробежать марафон. Но отнюдь не желание войти в таинственный круг спортивной кладки привело меня к нему. Марафон был оборотной стороной моего саморазрушения. Расскажу о том, почему, почему и как я пробежал марафон в Париже 8 апреля 2018 года. Часто рылся в поисках ответов на вопросы и понял, что информации об аспектах любительской подготовки к марафону не так много, поэтому решил поделиться мой опыт.

Год назад я тщетно пытался бросить курить. Я раздавил сигарету об урну возле офиса, поклялся себе, что это последняя, а потом все повторилось. Даже сейчас некоторые люди не могут представить меня без сигареты. Самообман о чудовищной болезни, при которой сигарета меня убьет, не вошел. Я понял, что мне нужно создать жуткую ситуацию, в которой курение на самом деле будет угрожать жизни. Не через мифические годы, все эти фальшивые горгульи в рюкзаках, а прямо здесь и сейчас.

Прошлой весной я просто часто и самоотверженно бегал. Курил после этого с двойным удовольствием. Но дальняя дистанция, насколько я понял, уже не совместима с курением. Опасный. Невозможный.

Поэтому я записался на полумарафон и так бросил курить.

После него летом пробежал еще пару и осенью ушел в горы, где кислорода уже мало. А после гор мы с другом поехали с обеда и поговорили о том, чего мы хотим от жизни прямо сейчас. Она хотела в Париж, а я хотел новых испытаний, чтобы снова загнать себя в угол, а не кончить с розовым вином и сигаретой за уличным столиком на Рубинштейне, о чем я уже начал тайно думать.

И как-то вспомнили, что весной в Париже был марафон, и сразу купили слоты. Было ли это решение слишком спонтанным, было ли оно для меня жутким? Несомненно. И самым страшным был не страх многочасового бега или сверхнагрузки, а страх бросить тренировку, страх, что найдется достаточно убедительный повод сбиться с пути, а потом презирать себя на всю оставшуюся жизнь в недрах твоей души. По телу прошли мурашки. И тогда мы начали готовиться.

Подготовка

Обучение

Хотя я уже несколько раз пробегал по 21 километру, было понятно, что на дистанцию в два раза больше нужно найти тренера, который составит план и знает, что делать. Одноклассник посоветовал Егора Чернова. Время подготовки выпало на месяцы с октября по апрель, поэтому еженедельные интервальные тренировки проходили в здании велотрека на Крестовском острове.

Если честно, сначала я думал, что достаточно несколько раз приходить на тренировку. Тренер даст советы по технике, напишет план до самого марафона, а все остальное можно сделать самостоятельно. На самом деле нюансов в подготовке очень много. Вместе с тренером мы занимались каждую неделю все полгода.

Конечно, вы можете подготовиться сами. Например, с помощью Runkeeper или другого приложения. Я не думаю, что в этом есть что-то плохое. Однако возможность в любой момент посоветоваться с тренером и наличие контролирующего фактора, когда после каждой тренировки нужно отчитываться перед авторитетным лицом, довольно сильно повлияли на успех всего мероприятия.

Подготовка к марафону долгая и монотонная.

Теперь я знаю все расстояния на километры в Адмиралтейском районе и на Неве, знаю в лицо всех каменных львов и кариатид, кадры мостов, сколько нужно песен Новообретенной Славы, чтобы добежать от дома до набережной Невы .

Раз в неделю приезжали на дорожку на 2-3 часа: в программе были интервалы, беговые упражнения, статика. На остальные дни тренер составил план беговых тренировок. Пять дней в неделю. В среднем 50–70 километров в неделю. В субботу или воскресенье - длительная тренировка на 15-30 километров.

Для общения мы создали чат, куда нужно было кидать отчеты и обсуждать насущные проблемы. Теперь, куда бы я ни пошел, чем бы ни был насыщен мой день, мне нужно было находить время для бега. Если бы я знал, что вечер после работы занят, я должен был идти утром. Иногда были ночные забеги и многочисленные забеги в походы. Кстати, это отличный способ исследовать новый город или побережье. Бегал в Испании, Копенгагене, Бали, Москве, Красной Поляне и Карелии.

Оборудование

Тренер сразу сказал, что безопаснее всего бегать в парке, на дорожке или на арене. Это было немыслимо: если представить 500 зацикленных кругов по скверу у театра на Фонтанке, коленные суставы перестают казаться чем-то необходимым в хозяйстве. Если вы все же бегаете по асфальту, то единственный способ уберечь ноги — купить беговые кроссовки с огромной подошвой.

Пришлось идти в магазин для настоящих бегающих маньяков, идиотски бегать по дорожке под присмотром продавца и в итоге покупать странного вида Hoka One One с гигантской белой подошвой. Они как зефирки привязаны к ногам. Обувь получилась отличная. Я пробежал в них более тысячи миль, мои суставы в порядке, а обувь до сих пор выглядит почти как новая. Кроссовки выдержали лед, тропический ливень, слякоть и палящее солнце. Я определенно рекомендую.

К другим полезным атрибутам могу добавить поясную сумку для бега. Я купил его случайно на деньги, которые выиграл в игровом автомате в Финляндии. И это была лучшая покупка года. В сумку помещается телефон, гели, патчи и ключи. И она не висит на теле во время бега.

Я также купил гетры, чтобы защитить икры во время длительных тренировок, и теплые штаны для бега от H&M Sport. Муж подарил мне часы с пульсометром Suunto, который помогает следить за темпом, считает километры и кучу других показателей.

Необходимость тренироваться зимой немного усложнила комплект снаряжения.

Чтобы потеть на улице при -10°С, тело должно быть одето в несколько слоев одежды. Меня спасло термобелье, немного сверхлегкого горного снаряжения, ветровка Red Fox и рашгарды, в которых тренируются боксеры. Это тонкий и легкий свитер с длинным рукавом, похожий на лайкру для серфинга, который отводит пот и сохраняет тепло. Вместо термобелья я иногда надевал под штаны шерстяные колготки. Конечно, шапка, теплый шарф и перчатки обязательны.

Во время тренировок я слушал музыку, лекции и аудиокниги, болтал с другом, когда мы вместе бегали, разговаривал по телефону, сочинял в голове истории, обдумывал свою жизнь.

Еда

Раньше я думал, что бег — отличный способ похудеть. Это было действительно так, когда он был не таким уж обычным для тела. За время тренировок я не сбросил ни одного килограмма. Конечно, если бы я все время придерживался здорового питания или следовал всем инструкциям из книги «Соревновательный вес: как стать стройнее для пиковых результатов» и другим мудрым рекомендациям, то я бы засох. Но и уродливый брат бега, имя которого "можно есть, я побежал", и моя любовь к вредной еде сделали свое черное дело, в результате чего подруга, фотографируя нас в зеркале, подписала "бегуны в массе ."

Во время подготовки я познакомилась с гелями и необходимостью есть прямо на бегу.

Сначала я подумал, что это какая-то бравада, а не реальная физическая потребность. Но когда начались настоящие длительные тренировки, я узнал, что бывает, если после двух часов бега вовремя что-то не съесть. Вы справитесь, но потом будете страдать от тошноты, головной боли и упадка сил.

Я научилась брать с собой гели и протеиновые батончики, а по выходным муж спасал меня: иногда привозил бананы и колу на 25-й километр куда-то на Крестовский остров. Также в обязательном порядке в течение всей подготовки принимались витамины и «Панангин».

За неделю до марафона тренер предложил нам необычное питание. Углеводная разгрузка, когда вы три дня едите только белок и тренируетесь, чтобы использовать весь гликоген, а потом три дня едите углеводы и обеспечиваете гликогеновую перегрузку. Это помогает избежать встречи с марафонской «стенкой», когда силы уходят через 30 километров.

Могу сказать, что схема работает. Намеков на «стену» ни у кого из нас не было, хотя вдалеке мы видели людей с посиневшими губами, которых увозила скорая помощь.

Трудности

Где-то в конце января наступил самый сложный период. И дело было не в травмах, болезнях или переутомлении. По мере увеличения нагрузки было волнительно испытать себя на прочность, снимать кроссовки каждый раз немного изменившегося человека, только что узнавшего о себе что-то новое.

Самым неприятным и сложным был период, когда тренировки надоели. Стало скучно. И вдруг жаль времени.

Суббота превратилась в беговой день: завтрак, долгая пробежка, горячий душ, обед. После работы нельзя идти куда хочешь, а приходится тащиться переодеваться, а потом час бегать по набережной, где знаешь каждую гранитную плиту. И это займет невообразимо много времени. Или выйти на трассу и пробежать там 68 одинаковых кругов. Эта скука породила гнев и желание все бросить.

Здесь меня спасли аудиокниги. Однажды я включила аудиокнигу Пелевина «Ананасовая вода для прекрасной дамы» и через полтора часа пожалела, что пора домой.

Отвлечься и добавить к физической активности интеллектуальную — вот мой рецепт от хандры однообразия.

И топ самых неприятных моментов пришелся не на марафон, а на тренировки. А вот и он:

  1. Долгие тренировки после приезда с Бали от +30 до -10°С и 22 километра без еды. Дикий холод, температура после.
  2. Тренировка в 4-5 утра, когда другого времени не было.
  3. Тренировка через неделю после 30 километров, когда организм не успевал восстанавливаться, а тело словно налилось свинцом.
  4. Восемь километров после трех дней на белковой диете, за четыре дня до марафона, когда даже слово вслух казалось пустой тратой сил.
  5. li>
  6. Интервальная тренировка после гриппа.

Но после всего этого я понял, что способен на большее, чем представлял себе раньше. И это невероятно ценное открытие.

Марафон

Мы прилетели в Париж накануне марафона. Для гонки купили и напечатали такую же черную форму с надписью Преврати свою боль в силу. Прошли регистрацию, получили номера с фишками и стартовые пакеты, крутые беговые рюкзаки. Мы сытно поужинали, а утром встретились уже на Елисейских полях.

В этом году в Парижском марафоне приняли участие 55 000 человек. Из них 290 россиян, 5000 женщин. Мужья проводили меня и мою подругу на старт и пошли гулять. Мы ждали их на 30-м километре, где они должны были дать нам дополнительные гели. Больше трех на себе не возишь, а кушать нужно каждые 5 километров, начиная с 15-го.

На старте играла музыка, люди разогревались, пели.

Нас поразила удивительная атмосфера гигантского международного спортивного праздника. Ради таких событий стоит жить.

Наконец, обратный отсчет и старт. Мы бежали.

Первые десять километров прошли по центру: Елисейские поля, Лувр, площадь Бастилии, сумасшедшая эстетика и смелость. Нас встречали горожане, болельщики, пожарные, музыканты. Потом начался огромный парк, а потом стало припекать солнце, температура в тот день поднялась до +20°С. Мы бегали под струями воды, которые стояли всю дорогу, чтобы охлаждать полозья, и обливались из бутылок и тазиков.

Мы все время следили за темпом: в потоке людей и незнакомой местности легко можно бежать быстрее обычного, то в конце сил не хватит. Об этом предупреждали многие знакомые марафонцы. Я постоянно смотрел на часы, мы периодически намеренно замедлялись.

С 15-го километра, по совету тренера, стали есть гели, потом апельсины и бананы, которые по дороге давали волонтеры. Потом гели закончились, но на 29-м километре нас уже ждали друзья и мужья, следящие за передвижением в режиме реального времени в специальном приложении. Ребята сдали новые гели и немного побегали с нами.

К этому времени я уже начал уставать и достал наушники. Музыка добавляла энтузиазма и сил. Окружающие стали делать шаг. Было очень тяжело примерно после 32-го километра и до 39-го. Время стало тянуться адски медленно, начали болеть мышцы бедер. Я облила их водой, а также голову и спину, поела конфет, стало легче.

Фанаты приветствовали отличные, забавные плакаты (например, «Увидеть Париж и потеть!»), безумные костюмы других бегунов, наблюдения за происходящим вокруг.

Мы с другом почти все время разговаривали. И тогда ощущение приближающегося финиша затмило любое мышечное нытье. Наконец, ребята перепрыгнули через забор и прыгнули на нас и с криками восторга пробежали последние метры. Гигантская надпись You made it!, медаль и чистая радость! Какое-то спасительное запустение.

Мы съели апельсины и пошли пешком искать кафе попить сока. Вот тогда и стала видна эффективная работа, которую проделал с нами тренер. В отличие от многих людей, которые буквально лежали на асфальте, сидели, обняв колени, или спали прямо за финишем, после гонки мы шли в душ на своих двоих, а вечером и на следующий день спокойно гуляли. Чуть боком спускаемся по лестнице, но все же ногами. Это мой первый марафон.

После марафона я понял, что последние полгода провел так, как хочу провести остаток своей жизни: научился терпению в работе и стал любителем во все более невероятных областях.