Ученые называют это «Фототестом обнаженной натуры», и суть этого теста такова: предположим, есть какая-то фотография, на которой вы обнажены и делаете что-то, что могло бы опозорить вас и всю вашу семью на несколько поколений: например, зоофилию. Спросите себя, скольким людям из ваших знакомых вы могли бы доверить это фото? Если вы такой же, как все мы, то таких людей у вас, наверное, максимум два.
Еще более удручает то, что, согласно исследованиям, почти каждый четвертый не имеет никого, кому можно это доверить.
1. В нашей жизни не хватает назойливых незнакомцев
И это не сарказм. Мы развиваем толерантность к раздражению, например, к алкоголю или неприятному запаху.
Чем больше у нас возможностей «вырезать» раздражение из своей жизни, тем меньше мы способны с ним справляться.
Проблема в том, что технологии помогли нам создать крутую разветвленную сеть, предназначенную именно для того, чтобы мы могли не раздражать людей. Покупайте рождественские подарки в Интернете, и вам не придется сталкиваться с толстой дамой, толкающей свою корзину прямо на вас в Target. Потратьте 5000 долларов на домашний кинотеатр, чтобы смотреть фильмы на большом экране, и ребенок не будет пинать ваш стул сзади. Или просто возьмите DVD напрокат в Netflix, и вам даже не придется тратить эти 30 секунд на смущенного ребенка, который работает в Blockbuster.
В очереди к врачу? Мы никогда не заведем разговор с этим вонючим стариком, сидящим рядом с нами. Мы втыкаем iPod в уши и болтаем с другом или играем в игру. Давайте отфильтруем все эти раздражающие факторы из нашего мира.
Технологии помогли нам создать классную разветвленную сеть, разработанную специально для того, чтобы не раздражать людей.
Было бы здорово, если бы вы могли полностью вычеркнуть из своей жизни всю эту надоедливую чушь. Но это невозможно. И это никогда не будет возможно.
Пока у вас есть какие-то потребности, вам иногда придется иметь дело с людьми, которых вы терпеть не можете. Мы теряем ту способность, которая помогала нам справляться с незнакомцами и терпеть их надоедливые голоса, неуклюжее чувство юмора, неприятные запахи и скрипучую обувь. Так что эти случайные контакты с внешним миром, миром, который вы не можете контролировать, вызывают у вас желание кричать и начинать бить всех кулаками в промежность.
2. И назойливых друзей тоже не хватает
Многие из нас родились в городах, наполненных людьми, которых мы терпеть не можем. Когда вы были маленьким, вы могли оказаться в классе начальной школы, набитом парой десятков других детей, которых вы не выбирали и которые не разделяли ваших вкусов и интересов. Возможно, вас сильно били.
Но ты вырос. А если вы, скажем, большой фанат группы DragonForce, то можете зайти на их форум и познакомиться с десятками таких же, как вы. А еще лучше запустить закрытую комнату для общения и находиться в ней только с избранными.
Попрощайтесь с утомительным, неуклюжим и неприятным процессом общения с кем-то, кто на вас совершенно не похож. Это еще одно неудобство Старого Света, как стирка одежды в ручье или ожидание, пока енот пройдет мимо вашего уличного туалета, чтобы вытереть свою задницу.
Проблема в том, что мирное общение с несовместимыми людьми очень важно для жизни в обществе. На самом деле, если подумать, мирное общение с людьми, которых вы терпеть не можете, и есть общество. Просто люди с противоположными вкусами и конфликтующими идентичностями, делящие жизненное пространство и взаимодействующие друг с другом, часто сквозь зубы.
Пятьдесят лет назад, чтобы посмотреть фильм, нужно было сидеть в переполненном помещении. Выбора не было, ты либо смотрел, либо пропустил шоу. Когда вы покупали новую машину, все в округе приходили посмотреть на нее. Можно поспорить, что среди них были мудаки.
Но в целом, раньше люди были более довольны своей работой и своей жизнью. Кроме того, у них было больше друзей.
Значит это было. Хотя у них практически не было возможности фильтровать свой круг общения (часто случалось, что кто-то, кто просто жил по соседству, становился вашим другом), у них все же было больше близких друзей — людей, которым они могли доверять, чем у нас сегодня.
Видимо, получается, что после того, как ты справишься с первым раздражением и сбросишь с себя скорлупу превосходства: «другую музыку слушают, потому что мою не поймут», то есть какое-то удовлетворение от того, что тебе нужны другие люди, и они нуждаются в вас на уровне, превышающем их общие интересы.
Оказывается, люди все-таки социальные животные. И именно способность терпеть дураков и терпеть раздражение – это то качество, которое позволяет вам функционировать в мире, населенном другими людьми, не являющимися вами. Иначе вы превратитесь в эмо. Наука это доказала.
3. Текст — дерьмовый способ общения
У меня есть друг, который использует «Нет, спасибо» с сарказмом. Это означает: «Я бы предпочел получить пулю в лицо». Последнее слово он произносит с легким ироничным оттенком, из чего становится ясен его истинный смысл. Вы спрашиваете: «Хочешь пойти на новый фильм с Робом Шнайдером?». А он говорит: «Нет, спасибо». Итак, однажды мы обменялись следующими текстовыми сообщениями:
Я: «Ты хочешь, чтобы я принес остальные чили, которые я приготовил?»
Он: "Нет, спасибо"
Это меня разозлило. Я горжусь своим чили. На его подготовку у меня уходит несколько дней. Перец сушеный перемалываю сам, а особенная телятина стоит недешево. И он отклоняет мое предложение своей дежурной фразой?
Я не разговаривал с ним полгода. Он прислал мне письмо, и я отправил его обратно, не читая, запечатав внутрь дохлую крысу. В конце концов моя жена столкнулась с ним на улице и выяснила, что его «Нет, спасибо» было именно тем, что он имел в виду: «Нет, но спасибо за предложение». Оказалось, что ему не хватило места в холодильнике.
40% того, что вы напишете в своем письме, будет понято неправильно.
Нужно ли вам проводить какие-либо исследования, чтобы выяснить, что 40% того, что вы пишете в своем письме, будет понято неправильно? Однако такое исследование было проведено. Сколько у вас друзей, с которыми вы общаетесь только через интернет? Если 40% вашей идентичности потеряно в тексте, можете ли вы сказать, что эти люди на самом деле вас знают? Люди, которым вы не нравитесь через сообщения на форумах, в чатах и т. д. Это потому, что вы действительно несовместимы? Или из-за тех непонятых 40%? А как насчет тех, кому ты нравишься?
Многие пытаются компенсировать эту разницу чистыми цифрами, собирая несколько десятков друзей на MySpace. Но тут другая проблема...
4. Интернет-друзья делают нас еще более одинокими
Когда кто-то разговаривает с вами лицом к лицу, какая часть смысла того, что он хочет сказать, заключается в одних только словах, исключая язык тела и интонацию? Предполагать.
Семь процентов. По словам исследователей, остальные девяносто три процента являются невербальными. Я не знаю, как они получили это точное число, с помощью компьютера или каким-либо другим образом. Но нам и не нужно этого знать. Сами подумайте, наш юмор это в основном сарказм, а сарказм это акцентирование слов с неподходящей интонацией. Типа "Нет, спасибо" моему другу.
Вот основная проблема. Способность человека впитывать настроения других посредством этого подсознательного осмоса имеет большое значение. Дети, рожденные без этого навыка, считаются умственно отсталыми. Людей, у которых этого много, называют «харизматичными», и они становятся кинозвездами и политиками. Дело не в том, что они говорят, а в той энергии, которую они излучают, которая заставляет нас чувствовать себя хорошо.
Вы не ожидаете, что девушка скажет, что вы ей нравитесь. Об этом свидетельствует блеск в ее глазах, ее поза, то, как она хватает тебя за голову и тыкается лицом в свои сиськи.
Когда мы живем в мире текста, все это исчезает. И к этому добавляется странный побочный эффект: не чувствуя настроения другого человека, мы пропускаем каждую строчку через собственное настроение. Причина, по которой я воспринял сообщение моего друга о чили как сарказм, заключается в том, что я сам был в раздраженном настроении. В таком состоянии я сам хотел, чтобы мне было больно. Что еще хуже, если я потрачу достаточно времени на общение таким образом, мое настроение никогда не изменится. Люди говорят мне обидные вещи! Конечно я расстроен! Весь мир против меня!
В этот момент мне нужно, чтобы кто-то встряхнул меня за плечи и вытащил из этого состояния, и это приводит нас к числу 5…
5. Нас мало критикуют
Худшее в отсутствии близких друзей — это не пропущенные дни рождения или игра в пинг-понг в одиночестве у стены, это отсутствие настоящей критики.
За все время, что я провел в Интернете, меня назвали «пидором» ≈104 165 раз. Веду таблицу в excel. Меня также называли «некрасивой» и так далее. (Далее несколько нецензурных ругательств, прим. пер.).
И все это не имело значения, потому что все эти люди не знали меня достаточно хорошо, чтобы их слова попали в цель. Меня часто оскорбляли и очень редко критиковали. Эти понятия не следует путать. Оскорбление — это просто звук, издаваемый кем-то, кто ненавидит вас, чтобы выразить свою ненависть. Лающая собака.
Критика — это когда кто-то пытается помочь вам, рассказывая о вас что-то такое, чего вам было бы удобнее не знать.
Очень жаль, но сейчас есть целая куча людей, у которых никогда не было таких разговоров. Все это вмешательство, суровая правда, «знаешь, все взбесились из-за того, что ты сказал прошлой ночью, но никто не хочет ничего говорить, потому что боится тебя». Эти жуткие, неловкие, неудобные разговоры, которые вы можете вести только с тем, кто может видеть вас насквозь.
Электронная почта и другие текстовые сообщения очень хорошо помогают избежать такого уровня честности. Вы можете ответить, когда вы в настроении. Вы можете взвесить слова. Вы можете выбирать, на какие вопросы отвечать.Человек на другом конце провода не увидит вашего лица, не заметит, как вы нервничаете, не поймет, когда вы лжете.Вы в полном контроле, и в результате этот другой человек не может видеть ничего, кроме вашей брони. И он никогда не увидит вас в худшем виде, не признает этих смущающих вас мелочей, которые вы не можете контролировать. Ушли все насмешки, унижения и уязвимость, на которых строится настоящая дружба.
Просмотрите страницы MySpace, посмотрите, что они из себя представляют. Если вы создали группу друзей через блог, выдавая себя за непонятого и загадочного Повелителя ночи, вам будет довольно сложно рассказать им о том, как вы ходили на дискотеку и у вас начался понос на танцполе. Ты не будешь собой, и это очень одинокое чувство.
И все это венчается тем, что...
6. Мы все жертвы машины общественного мира
Многие, кто дочитал до этого места, скажут: «Конечно, я расстроен! Люди умирают от голода. Америка превратилась в нацистскую Германию! Мои родители смотрят глупые сериалы и потом часами о них говорят. войны!"
Но как так получилось, что наше мировоззрение стало более негативным, чем мировоззрение наших родителей? Или дедушки и бабушки? Раньше люди жили меньше, а дети чаще умирали. Болезней стало больше. Если ваш друг переезжал, единственным способом общения с ним была ручка и бумага. У нас есть Ирак, но у наших родителей был Вьетнам (в котором погибло в 50 раз больше людей), а у их родителей была Вторая мировая война (в которой погибло в 1000 раз больше людей).
Некоторые из ваших бабушек и дедушек выросли во времена, когда не было кондиционеров. А их родители все выросли без кондиционеров. В физическом смысле сегодня мы живем лучше во всех отношениях, но вы не узнаете об этом, если будете читать новости в Интернете. Почему?
Спросите себя: если на каком-нибудь музыкальном сайте появится статья под названием «Fall Out Boy — отличная группа», в тот же день появится другая статья под названием «Fall Out Boy — самая тупая группа за последние сто лет, по мнению экспертов». Как вы думаете, какой из них получит больше трафика? Второй вырвется вперед с огромным отрывом. Случаи нарушения общественного порядка порождают слухи.
Кто из вас читает новостные блоги? Это знают и те, кто их возглавляет. Все сайты упорно борются за трафик (даже если они не рекламируют, они все равно измеряют свой успех размером своей аудитории), и поэтому они тщательно ковыляют по проводам в поисках самой захватывающей истории, которую только могут найти. Другие блоги начинают повторять ту же историю с той же точки зрения. При желании можно целый день плавать, не вылезая из теплой стоячей воды бассейна под названием «все они злые ублюдки».
Только в таком климате могли появиться эти глупые теории заговора 9 сентября (утверждающие, что башни были взорваны администрацией Буша и пожарной службой Нью-Йорка, а самолеты на самом деле были голограммами). Вы слушаете их, так что каждый оппозиционный политик — это Гитлер, а каждые выборы — это грёбаный апокалипсис. А все потому, что это заставляет вас читать.
Уже нет «массовой информации» как таковой, когда, как раньше, мы могли не соглашаться друг с другом, потому что видели одну и ту же новость, но интерпретировали ее по-разному, сегодня мы не согласны, потому что видим совершенно разные новости.
В старые времена это не было проблемой. Некоторые люди помнят, когда на телевидении было всего три канала. Ровно три. Речь идет о 80-х годах. Поэтому было что-то общее в том, как мы все сели и смотрели одни и те же новости, представленные с одной точки зрения. Даже если это была дебильная и неправильная точка зрения, даже если некоторые события были скрыты с преступным умыслом, по крайней мере, мы все знали одно и то же.
Все кончено. Уже нет «массовой информации» как таковой, когда, как раньше, мы могли не соглашаться друг с другом, потому что видели одну и ту же новость, но интерпретировали ее по-разному, сегодня мы не согласны, потому что видим совершенно разные новости. А когда мы не можем договориться даже по основным фактам, различия между нами становятся несовместимыми. Это постоянное чувство отличия от остального мира создает напряжение, которое нарастает и нарастает.
Раньше у нас, людей, было много естественных способов избавиться от этого страха. Но сегодня…
7. Мы чувствуем себя бесполезными, потому что мы действительно бесполезны
У онлайн-друзей есть одно преимущество, о котором никто никогда не говорит: они требуют меньше.
Конечно, вы поддерживаете их эмоционально, успокаиваете после ссоры, может быть, даже отговариваете от самоубийства. Но знакомство с кем-то в мясном пространстве добавляет целую кучу надоедливых требований. Вы тратите весь день, помогая починить свой компьютер. Идите с ними на похороны. Каждый день подвозить на своей машине после того, как их машину конфисковал банк за неуплату. Они приходят к вам ни с того ни с сего, как раз когда вы собираетесь смотреть «Грязную работу» на канале Discovery, и начинают намекать, что голодны, пока вы не отдадите им половину своего бутерброда.
В программе обмена сообщениями, на форуме или в World of Warcraft все гораздо более контролируемо.
Проблема в том, что эволюция запрограммировала вас на необходимость делать что-то для других людей. Кажется, все это понимали последние пятьсот лет, а потом вдруг забыли через несколько десятков лет. Наши подростки думают о самоубийстве, и мы пытаемся научить их самоуважению. Только вот, к сожалению, уважение к себе и способность любить себя появляются только после того, как ты сделал что-то, за что тебя могут любить. Вы не можете обмануть себя. Если я думаю, что этот парень по имени Тодд ничего не стоит, потому что он сидит в своей комнате весь день, попивая пабст и играя в видеоигры, что я буду думать о себе, если сделаю то же самое?
Вы хотите вырваться из этой ямы ненависти к себе? Убери свои черные волосы с глаз, отойди от компьютера и купи тому, кто тебе не нравится, какой-нибудь классный подарок. Отправьте открытку злейшему врагу. Приготовь ужин для родителей. Или сделайте что-нибудь простое, дающее ощутимые результаты. Иди вычисти листья из водосточной трубы. Посадить проклятое растение.
В этом нет ничего сверхъестественного, вы социальное животное и поэтому родились с небольшим количеством гормонов счастья, которые выбрасываются в вашу кровь, когда вы видите физический результат своих действий. Подумайте обо всех этих подростках в их темных комнатах, приклеенных к своим компьютерам, превращающих каждую жизненную проблему в дурацкую мелодраму. Почему они режут руки? Потому что причинение боли — и последующее выздоровление — ощутимо дает им эндорфины, которые иначе они не могли бы получить. Это больно, но это реально.
Это снятие напряжения через легкий дискомфорт было частью нашей повседневной жизни, которую мы делали во время охоты на газелей, сбора ягод, скалолазания и стычек с медведями. Больше этого нет. Вот почему офисная работа делает так много людей несчастными: мы не получаем физического, ощутимого результата от работы.
Но попробуйте пару месяцев поработать строителем на жарком солнце, и всю оставшуюся жизнь, проезжая мимо этого дома, вы будете говорить: «Бля, я это построил». Может быть, поэтому массовые расстрелы чаще случаются в офисах, чем на стройках.
Это своего рода «грязное под ногтями» физическое удовлетворение, которое можно получить, только выключив компьютер, выйдя из дома и воссоединившись с реальным миром. Ничто, что может предложить Интернет, не заменит чувство «я построил это», «я вырастил это», «я накормил этого парня» или «я сделал эти штаны».
Попробуйте пару месяцев поработать строителем на жарком солнце, и всю оставшуюся жизнь, проезжая мимо этого дома, вы будете говорить: «Бля, я это построил».
Этот текст был опубликован на Cracked.com, а перевод нашел Ваче Давтян. Спасибо Александру Колбу за подсказку.