В 1990 году, когда Джеймсу Данкерту было 18 лет, его старший брат Пол попал в аварию, врезавшись на машине в дерево. Его извлекли из скрюченного тела с многочисленными переломами и ушибами. К сожалению, черепно-мозговой травмы не было.
Реабилитационный период был очень долгим и трудным. До аварии Пол был барабанщиком и очень любил музыку. Однако даже после того, как его сломанное запястье зажило, у него не было абсолютно никакого желания брать палочки и начинать играть. Это занятие уже не приносило ему удовольствия.
Раз за разом Пол жаловался брату, что ему безумно скучно. И это были не просто приступы посттравматической депрессии. Просто теперь то, что раньше он любил всем сердцем, не вызывало у него абсолютно никаких эмоций, кроме глубокого разочарования.
Несколько лет спустя Джеймс начал учиться на клинического нейропсихолога. Во время тренировки он осмотрел около двадцати человек, получивших черепно-мозговые травмы. Думая о своем брате, Данкерт спросил их, скучно ли им. Все двадцать человек, принявших участие в исследовании, ответили положительно.
Этот опыт очень помог Данкерту в дальнейшей карьере. В настоящее время он работает когнитивным нейробиологом в Университете Ватерлоо в Канаде. Это место знаменито тем, что именно здесь ученые впервые начали заниматься серьезными исследованиями скуки.
Научное сообщество и скука
Считается, что универсального и общепринятого толкования понятия «скука» до сих пор не выведено. Скука — это не просто форма депрессии или апатии. Эти слова нельзя считать синонимами.
Скука – это особое психическое состояние, при котором люди жалуются на отсутствие даже минимальной мотивации и интереса к чему-либо.
Было проведено много исследований скуки. Например, оказалось, что это одна из причин, провоцирующих переедание, наряду с депрессией и повышенной тревожностью.
Еще одно исследование было посвящено изучению связи между скукой и поведением человека за рулем. Оказалось, что люди, склонные к скуке, ездят с гораздо большей скоростью, чем все остальные участники. Они также медленнее реагируют на отвлекающие факторы и опасность.
Кроме того, в 2003 году был организован опрос среди американских подростков, большинство из которых утверждали, что им часто бывает скучно. Как выяснилось позже, такие подростки чаще начинают курить, употреблять наркотики и алкоголь в раннем возрасте. Исследование коснулось и вопросов образования.
Успеваемость учащихся напрямую связана с тем, испытывают ли они скуку или нет. Скука – проблема, требующая повышенного внимания.
Ученые пытаются понять, как скука влияет на наш мозг, как она влияет на психическое здоровье и как она влияет на наш самоконтроль. «Прежде чем делать какие-то конкретные выводы, нужно тщательно изучить феномен скуки», — говорит Шейн Бенч, психолог, изучающий скуку в лаборатории Техасского университета.
Все больше и больше людей интересуются скукой. Генетики, философы, психологи и историки начинают активно объединяться, чтобы вместе работать над его изучением. В мае 2015 года Варшавский университет организовал целую конференцию, на которой обсуждались темы, связанные со скукой, социальной психологией и социологией. Кроме того, чуть позже, в ноябре, Джеймс Данкерт собрал около десяти исследователей из Канады и США на тематический семинар.
История изучения скуки
Своеобразным началом изучения скуки можно считать 1885 год, когда британский эрудит Фрэнсис Гальтон опубликовал краткий отчет о том, насколько беспокойны и невнимательны слушатели, присутствовавшие на научном собрании.
С тех пор прошло довольно много времени, и относительно небольшое количество людей интересуется темой скуки. Джон Иствуд, психолог из Университета Торонто, убежден, что это происходит потому, что скука кажется всем довольно тривиальной вещью, на которую не стоит обращать пристального внимания.
Ситуация начала меняться, когда в 1986 году Норман Сандберг и Ричард Фармер из Орегонского университета показали миру способ измерения скуки. Они изобрели шкалу, которая могла измерять скуку, не спрашивая испытуемых: «Вам скучно?»
Вместо этого необходимо было подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: «Вы чувствуете, что время течет слишком медленно?», «Вы чувствуете, что не используете весь свой потенциал, когда работаете?» и «Вы легко отвлекаетесь?» Они были сформулированы Сандбергом и Фармером на основе опросов и интервью, в которых люди рассказывали о том, что они чувствуют, когда им скучно. После того, как респонденты давали ответы, каждому выставлялся балл в баллах, по которому определялась степень подверженности скуке.
Шкала скуки Сандберга и Фармера стала отправной точкой, с которой начался новый виток исследований. Он послужил прототипом для других видов шкал, а также стал невероятно полезным в других прикладных науках, помогая связать скуку с такими вещами, как психическое здоровье и успеваемость.
Однако предложенная шкала скуки имела и существенные недостатки. По мнению Иствуда, этот показатель напрямую зависит от самооценки человека и поэтому весьма субъективен, что портит чистоту эксперимента. Кроме того, шкала измеряет только уровень восприимчивости к скуке, а не интенсивность этого чувства. Неточность понятий и определений до сих пор вызывает некоторое замешательство у ученых.
Работа над улучшением шкалы скуки еще продолжается. В 2013 году Иствуд начал разработку Многомерной шкалы скуки, которая включает 29 утверждений о разных чувствах. В отличие от шкалы Сандберга и Фармера шкала Иствуда измеряет состояние респондента в текущий момент времени. С его помощью можно определить, что чувствует человек прямо сейчас.
Однако прежде чем измерять уровень скуки, исследователи должны были убедиться, что участники эксперимента действительно испытывали ее. А это совсем другая задача.
Самое скучное видео в мире
В психологии уже много лет одним из самых действенных способов создать у человека определенное настроение является просмотр тематических видеороликов. Есть специальные видеоролики, которые стимулируют человека к переживанию таких эмоций, как радость, гнев, печаль, сочувствие. Именно поэтому Коллин Меррифилд, работая над диссертацией, решила создать видео, которое было бы настолько скучным, что доводило бы людей до слез.
На видео происходит следующее: двое мужчин находятся в абсолютно белой комнате без окон. Не говоря ни слова, они берут одежду из огромной кучи и вешают на веревках – куртки, рубашки, свитера, носки. Секунды тикают: 15, 20, 45, 60. Мужчины вешают одежду. Восемьдесят секунд. Один из мужчин берет прищепку. Сто секунд. Мужчины продолжают развешивать одежду. Двести секунд. Триста секунд. И снова без изменений — мужчины развешивают одежду. Видео зациклено таким образом, что больше ничего не происходит. Его общая продолжительность составляет 5,5 минут.
Неудивительно, что люди, которые Меррифилд показал видео, сочли его невообразимо скучным. Тогда она решила попробовать изучить, как скука влияет на способность концентрироваться и сосредотачивать внимание.
Меррифилд попросил участников выполнить классическую задачу на внимание: наблюдать за появлением и исчезновением световых пятен на мониторе. Все это заняло невероятно много времени. Результат превзошел ожидания: эта задача оказалась в разы скучнее самого скучного видео. Более половины испытуемых не смогли с ним справиться.
Это не было неожиданностью. Во многих прошлых исследованиях ученые также просили участников выполнять какую-то монотонную деятельность вместо просмотра видео. Чтобы человек начал скучать, его просили, например, заполнить одни и те же бланки, открутить или закрутить гайки. Сравнивать результаты разных исследований было довольно проблематично, поскольку не существовало единого стандартизированного подхода к методам вызывания скуки. Было невозможно выяснить, чьи результаты были правильными, а чьи нет.
В 2014 году исследователи из Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, опубликовали статью, в которой была предпринята попытка начать процесс стандартизации. Они выделили три группы занятий, которые чаще всего вызывают у людей скуку:
- повторяющиеся физические задачи;
- простые умственные задачи;
- просмотр и прослушивание специальных видео- и аудиозаписей.
Исследователи использовали многомерную шкалу состояния скуки Иствуда, чтобы определить, насколько каждое из выполняемых ими заданий утомляло испытуемых и вызывало ли оно у них какие-либо другие эмоции. Всего было шесть крайне скучных заданий. Самым скучным было бесконечно щелкать мышкой, поворачивая иконку на экране на пол-оборота по часовой стрелке. После этого было решено больше не показывать специальные ролики, чтобы людям было скучно, а вместо этого использовать обычные поведенческие задания.
Скука и самоконтроль
Многие ученые приписывают скуку отсутствию самоконтроля. Чем лучше вы умеете брать на себя ответственность за свои действия, тем меньше вы склонны к спонтанным проявлениям скуки. Вот почему исследователи часто связывают скуку с такими зависимостями, как азартные игры, пьянство, курение и переедание.
Значит ли это, что скука и недостаток самоконтроля связаны? Ученым еще предстоит ответить на этот вопрос. Приводя в пример людей, перенесших черепно-мозговую травму, Данкерт предполагает, что в их системе самоконтроля произошел сбой. Именно поэтому они начинают вести себя чрезмерно импульсивно и часто приобретают массу вредных привычек. Этого ученый успел заметить, наблюдая за своим братом.
Однако в течение нескольких лет брат Данкерта активно боролся с проблемами самоконтроля и практически перестал жаловаться на скуку, попутно возродив любовь к музыке. Поэтому у исследователей есть все основания полагать, что скука и самообладание могут зависеть друг от друга, но фактов и доказательств пока недостаточно.
Скучные планы на будущее
Несмотря на некоторую концептуальную путаницу и отсутствие стандартизации, исследователи скуки считают, что основа для этого уже заложена. Например, поиск самого определения понятия «скука» считается важной частью процесса его изучения. Разные исследователи выделяют разные виды скуки. Немецкие ученые насчитали целых пять и установили, что склонность к любому типу зависит от личностных особенностей человека.
Ученые также уверены, что есть группа людей, которые будут работать не покладая рук, лишь бы не скучать. Иногда такие люди готовы выбирать крайне странные и даже неприятные занятия, чтобы избежать скуки. Эта гипотеза основана на исследованиях, показавших взаимосвязь между риском и скукой.
Первое исследование было следующим: участников просили сесть на стул в совершенно пустой комнате и ничего не делать в течение 15 минут. Некоторые участники даже были готовы получить небольшие удары током, лишь бы не оставаться наедине со своими мыслями. В той же комнате было проведено несколько более сложных экспериментов. В одном участники имели неограниченный доступ к сладостям, но чтобы их получить, им приходилось терпеть удар током. Когда участникам становилось скучно, они предпочитали испытывать боль, чем сидеть на стуле и ничего не делать.
Группа исследователей во главе с психологом Рейнхардом Пекруном из Мюнхенского университета в Германии в течение года следила за поведением 424 студентов. Они смотрели на свои оценки, документировали результаты экзаменов и измеряли уровень скуки. Команда обнаружила циклическую закономерность, в которой у всех студентов были периоды, когда им было скучно. И именно тогда было замечено значительное снижение внутренней мотивации студентов и их показателей успеваемости. Такие периоды возникали в течение года и не зависели от пола и возраста школьника и его интереса к предметам. Ученые предположили, что студентам нужно что-то, что поможет им побороть скуку.
Сае Шац, директор компании, разрабатывающей учебные пособия и образовательные инструменты для Министерства обороны США, в качестве доказательства приводит один интересный пример компьютерной системы, которая обучала студентов физике. Система была запрограммирована таким образом, что должна была оскорблять всех, кто ответил на вопрос неправильно, и саркастически хвалить тех, кто дал правильные ответы. Такой необычный подход к обучению стимулировал учеников к достижению более высоких результатов, постоянно держал их мозг в тонусе и не давал скучать.
Забегая вперед, можно сказать, что ученые настроены на дальнейшее изучение скуки. Они хотят лучше понять, как это явление соотносится с другими психическими состояниями человека. Также планируется расширить поле исследований и проводить эксперименты с пожилыми людьми, а также с людьми разных этнических групп и национальностей. Учитывая огромное влияние скуки на образовательный процесс, ученые хотят работать над усовершенствованием шкал измерения скуки и адаптацией их для детей.
Также необходимо, чтобы как можно больше ученых осознали важность изучения темы скуки. Данкерт уверен, что в этом случае будет гораздо больше шансов систематизировать уже полученные знания и начать новые открытия.