В одном эксперименте было установлено, что пчелы после небольшого обучения могут развить художественный вкус и различать картины Моне и Пикассо. И это не единственное их достижение. Они умеют считать до четырех, распознавать сложные знаки, учиться на своих наблюдениях и посылать сообщения друг другу с помощью секретного кода — так называемого виляющего танца пчел. Во время кормления они оценивают расстояние между разными цветами и планируют сложные маршруты, чтобы собрать больше нектара с наименьшими усилиями. А в личные обязанности пчел внутри роя может входить уборка и даже терморегуляция: в жару пчелы набирают воду и увлажняют соты.
В человеческом мозгу в 100 000 раз больше нейронов, чем в пчелином, но зачатки многих наших привычек можно увидеть в пчелином рое. Так зачем нам все это серое вещество? И чем это отличает нас от других животных?
Наш мозг просто занимает место?
Примерно пятая часть всего, что мы едим, идет на поддержание связей между 100 миллиардами нейронов. Если бы размер мозга не давал нам никаких преимуществ, мы действительно тратили бы впустую огромное количество энергии.
Но преимущества все же есть. Наш большой мозг, по крайней мере, помогает нам быть более эффективными. Когда пчелы исследуют местность в поисках пищи, они рассматривают каждый объект в отдельности, тогда как у крупных животных уже достаточно интеллекта, чтобы оценить всю ситуацию в целом.
То есть благодаря большому мозгу нам доступна пресловутая многозадачность.
Кроме того, большой мозг увеличивает объем нашей памяти. Пчела может запомнить лишь несколько сигналов, указывающих на наличие пищи, а вот голубь уже может научиться распознавать более 1800 изображений. И все же это ничто по сравнению с человеческими возможностями. Подумайте, например, об участниках чемпионатов по запоминанию, которые могут воспроизвести десятки тысяч знаков после запятой в числе пи.
Хорошо, мы помним больше. Что еще?
Если посмотреть на человеческую цивилизацию и на все ее достижения, то наверняка будут какие-то способности, свойственные только человеку, скажете вы. Культура, технологии, альтруизм — все это обычно считается признаками человеческого величия. Но чем ближе вы смотрите, тем короче становится список.
Например, давно известно, что макаки разбивают орехи камнями, а новокаледонский ворон делает из сломанных веток своеобразные крючки, чтобы доставать насекомых из-под коры. Оба являются примерами элементарного использования инструментов. Даже беспозвоночные не отстают: рифовые осьминоги собирают пустые кокосы и используют их как дома.
Исследователи нашли в животном мире и проявление культурного самовыражения. Так, один шимпанзе в Замбии ни с того ни с сего стал ходить с пучком травы в ухе. Вскоре многие шимпанзе в его группе начали делать то же самое. После долгих наблюдений ученые пришли к выводу, что первые шимпанзе просто модничали, используя для украшения траву, и все остальные обезьяны подхватили эту тенденцию.
Многие животные обладают врожденным чувством справедливости и могут даже испытывать сочувствие. Например, был замечен случай, когда горбатый кит спас тюленя, защитив его от нападения косатки.
Ну, сознательное мышление доступно только людям!
Из всех качеств, которые могут объяснить уникальность человека, самосознание труднее всего проверить. Обычно для этого проводят зеркальный тест: на животное краской наносят небольшую метку, а затем помещают перед зеркалом. Если животное замечает метку и пытается ее стереть, можно предположить, что оно узнает себя в зеркале, а значит, обладает некоторой степенью самосознания.
У человека эта способность развивается примерно к полутора годам. А среди представителей животного мира, узнающих себя в зеркале, шимпанзе, орангутанги, гориллы, дельфины, косатки, сороки и даже муравьи.
Значит, мы ничем не отличаемся?
Не совсем так. Некоторые умственные способности действительно отличают нас от других видов. Чтобы было легче понять, представьте себе семейный разговор за обеденным столом.
Первое, что бросается в глаза, это то, что мы вообще можем разговаривать. Какими бы ни были наши мысли и чувства в течение дня, мы можем найти слова, чтобы описать их. Никакие другие живые существа не могут общаться с такой же свободой. Пчела может использовать свой танец, чтобы объяснить местонахождение цветка и даже предупредить своих сородичей о присутствии опасных насекомых, но этот танец никогда не передаст всего, что произошло с пчелой на пути к цветку.
Человеческий язык не имеет таких ограничений. С помощью бесконечных комбинаций слов мы можем рассказать о своих чувствах или объяснить законы физики. И если нам не хватает какого-то термина, мы просто придумываем новый.
Еще более удивительно то, что наши разговоры не ограничиваются настоящим, а могут вращаться вокруг событий из прошлого или будущего, что связано с еще одной уникальной для человека способностью. Это возможность мысленно пережить прошлые события, основываясь на ощущениях разных органов чувств.
И самое главное, способность помнить прошлое позволяет нам предсказывать будущее и планировать свои действия. Ни у одного другого живого существа нет таких подробных воспоминаний о себе, а уж тем более способности заранее планировать целые цепочки действий.
Через язык и мысленное путешествие во времени мы делимся опытом с другими и создаем базы знаний, которые растут из поколения в поколение. А без них не было бы науки, архитектуры, техники, письменности — в общем, всего того, что позволило вам прочитать эту статью.