Диетология – молодая наука, лежащая на стыке нескольких дисциплин: химии, биохимии, физиологии, микробиологии, психологии. И хотя ученые еще далеки от решения проблемы правильного питания, нам нужно что-то есть, чтобы выжить. И без каких-либо гарантий каждый прием пищи похож на прыжок в неизвестность.

Антрополог Эрнест Беккер в своей книге «Бегство от зла» описывает прием пищи как древний магический ритуал, действие, передающее жизненную энергию от одного объекта к другому. Все животные, чтобы поддерживать собственную жизнь, должны питаться жизнью других, какую бы форму она ни принимала: грудное молоко, растения или трупы других животных.

Акт поглощения, принятия ранее живого существа — это процесс, необходимый для выживания. Но думать об этом неприятно и противно, потому что оказывается, что есть прямая связь между питанием и смертью. Люди, через самосознание, осознают смерть с раннего возраста. Беккер считает, что страх смерти и необходимость подавить этот страх во многом определяют поведение человека.

Как появилась культура питания

Древние люди, набив желудок, должно быть, решили, что жизнь заключается не только в выживании. Они начали создавать вещи, в которых могли найти забвение, утешение, покой, смысл. Они построили культуры, в которых смерть была не концом, а просто еще одним обрядом посвящения. Люди придумали систему смыслов, символов, ритуалов и правил. Еда и питание также стали частью этой системы.

Сейчас потребление пищи настолько обогатилось различными культурными смыслами, что для большинства людей совершенно теряется ее связь с жестокими законами выживания. Даже для тех, кто живет в условиях крайней нищеты, культурное значение еды остается первостепенным.

Люди едят, когда празднуют и скорбят; ешьте, потому что пришло время поесть или сблизиться с другими людьми; есть от скуки или для удовольствия. Неудивительно, что основная функция пищи так глубоко скрыта.

Никто не хочет каждый день думать, что тарелка хлопьев за завтраком — это способ отсрочить смерть.

Весь смысл культуры питания в том, чтобы забыть о смерти. Желание жить (не просто отсрочить смерть, а полностью ее преодолеть) переросло в навязчивую идею, превратив человека в объект, способный достичь бессмертия.

Культ диет и здорового питания — это попытка переступить через свое животное начало.

Парадокс всеядности

Человек — самое беспорядочное всеядное существо, когда-либо жившее на земле. Люди едят других животных, насекомых, растения, рыбу и морепродукты, а в редких случаях даже землю, глину, мел.

Мы гонимся за разнообразием и новизной, но в то же время не можем избавиться от заложенного в нас страха перед едой. Это отражает знаменитый парадокс всеядности, впервые упомянутый психологом Полом Розином.

Парадокс всеядности — это тревога, возникающая из-за конфликта между желанием попробовать новые продукты и унаследованным страхом перед неизвестными продуктами.

Подобные противоречивые импульсы испытывают и другие всеядные животные, но человек особенно остро. Если бы не крошечная вероятность отравлением и смертью за каждым продуктом и каждой новой диетой, выбор продуктов был бы проще. Не было бы столько постов в социальных сетях о необходимости выпивать два литра воды в день или о волшебных свойствах яблочного уксуса и кокосового масла. Все стали бы спокойнее относиться к еде.

Несмотря на многочисленные попытки ученых, диетологов, шеф-поваров и знаменитостей написать единый гид по питанию, точных правил у нас до сих пор нет.

Каждый должен примирить потребность в еде и страх перед неизвестным, когда мы слишком молоды, чтобы читать, считать калории и понимать абстрактные идеи о поглощении питательных веществ. Все мы в детстве проходим через стадию привередливости в еде. Так проявляется выработанный в ходе эволюции механизм выживания. Поэтому неудивительно, что дети пытаются попробовать на вкус весь мир, но выплевывают пюре из зеленого горошка.

Современные герои

Всеядность дает свободу, что радует и пугает одновременно. Поэтому для подстраховки мы предпочитаем брать пример с признанных лидеров.

Сегодняшние герои — гуру здорового питания, которые утверждают, что вылечили себя от ожирения, болезней и бессмысленного существования с помощью овощных соков. Древние герои заслужили свой статус, победив смерть. Сегодняшние герои в доказательство своего торжества над подлой животной природой фотографируют сердцеедов и самих себя в удачных позах.

Конечно, эти гуру не участвуют в рецензируемых исследованиях с анонимными образцами. Ведь гораздо нагляднее показать свое фото «до и после».

Беккер считает, что на фундаментальном уровне люди чувствуют себя виновными в том, что едят другие живые существа, и поэтому жаждут искупления этой вины. И культура дает не только средства для достижения материального комфорта, но и способы пожертвовать частью его ради достижения желаемого искупления. Поэтому для гуру здорового питания недостаточно быть здоровым, красивым и успешным. Им следует отказаться от сахара, круп или мяса. Они должны платить.

Однако эффективно отказаться от чего-то могут позволить себе только те, кто уже имеет статус и ресурсы. Например, откажитесь от сахара и переключитесь на сок мха. Как еще ярче восторжествовать над животным началом и смертью? И вы тоже можете это сделать. Если, конечно, у вас нет времени и денег процеживать сок из мха.

Как парадокс всеядности порождает культ диет

Люди, уставшие от необходимости выбирать и от смутной угрозы смерти, скрывающейся за каждым неверным выбором, жаждут каких-то правил и доверяют успешным гуру.

Мы радостно отдаем свою свободу кому-то в обмен на ярмо диеты, которая запрещает нам есть любимые продукты и заставляет полагаться на неизвестное, безвкусное и недоступное. И все это для того, чтобы освободить себя от выбора и ответственности.

Но диеты постоянно меняются. То, что сегодня считается эталоном здоровой пищи, завтра может оказаться сомнительным или устаревшим. Кроме того, сейчас слишком много противоположных диет. Бобовые и зерновые являются основой питания многих веганов, но для сторонников палеодиеты они также символизируют разлагающее влияние сельского хозяйства на природу.

Сама диетология представляет собой ряд противоречий. Единственное, что объединяет противоположные диеты, это вера в то, что, следуя им, можно избежать общечеловеческой участи и стать более чистым существом.

Некоторые даже относятся к своей диете как к религии, надеясь, что она их спасет. Они рассчитывают, что смогут защитить себя от болезней и смерти, правильно питаясь.

Выводы

Есть без постоянного ограничения означает признать свою смертность и свои ограничения. В то же время вы будете наслаждаться едой и сами будете нести ответственность за свой выбор.

Да, мы еще многого не знаем. Но мы знаем, что единственно правильной диеты не существует. Правильных способов питания может быть столько же, сколько самих людей. Так что каждый должен будет сделать свои собственные выводы о своем питании и образе жизни.