
1. Шпионы живут шикарно
Дорогие спортивные автомобили, роскошные рестораны, дизайнерская одежда и подруги-модели — так изображается жизнь агента в приключенческих фильмах. Но на деле это совсем не похоже на эту идиллическую картину.
Чаще всего разведчики контактируют с военными, учеными и сотрудниками посольств. На этом фоне ничем не выделишься. Наоборот, нужно уметь слиться с толпой. Поэтому шпион скорее доберется на метро, автобусе или обычном автомобиле, чем на дорогом катере.
Стремление к роскошной жизни, не соответствующей занимаемому человеком статусу, может выявить шпиона. Так, британский офицер Гарри Хоутон, передававший секретные сведения польской и советской разведке, сначала не попал в руки британских спецслужб только потому, что они не поверили его жене.
Она заметила, что у Хоутона огромные суммы денег неизвестного происхождения, и сообщила об этом в службу контрразведки МИ-5. Но посчитали, что женщина просто ревновала мужа к его любовнице. Только позже из показаний другого пойманного шпиона стало ясно, что Хоутон действительно был «кротом». И вот тогда он был арестован.
2. У любого разведчика всегда есть при себе несколько умных гаджетов
Жучки, многофункциональные часы и стреляющие ручки — вот, пожалуй, самый простой арсенал агента. Увы, по большей части это лишь фантазии авторов книг и фильмов.
Сами шпионы вряд ли будут увешаны сложной и дорогой аппаратурой, которая в случае ареста может их скомпрометировать. В тех неординарных ситуациях, когда такие устройства все же необходимы, координатор выдает оборудование агенту.
На самом деле самые передовые шпионские технологии используют не разведчики «в поле», а те, кто работает в аналитических и координационных центрах. Например, программное обеспечение для распознавания лиц появилось в арсенале специалистов задолго до того, как эта технология была показана в кино. А вообще у спецслужб никаких сказочных аппаратов нет.
3. Шпионы всегда мастера стрельбы и рукопашного боя, драки и погони не редкость
В кино агент — это универсальный солдат, способный нейтрализовать врага всем, что попадется под руку, и легко пойти на убийство в случае необходимости. Но реальность гораздо прозаичнее.
Основная задача разведчика – сбор информации. По сути, это человек, который держит начальство в курсе происходящего за границей, по возможности добывает секретные данные и предупреждает об опасностях. Поэтому на первый план выходит способность мыслить, адаптироваться, противостоять панике и стрессу, искать надежных и информированных людей, уметь ими манипулировать. И уж точно не стрелять или срубать одним ударом.
Поэтому курсы по диверсиям, террору и убийствам не входят в подготовку будущих нелегалов. Там, где начинается стрельба, заканчивается разведка.
В задачи настоящих шпионов обычно не входит проникновение на секретные объекты с «отключением» охраны и убийство плохих парней. Такие действия поставили бы под угрозу всю миссию, подготовка к которой могла занять месяцы или даже годы. Это означало бы крах произведения, рассчитанного на многолетний цикл, конец тщательно созданной легенды.
Кроме того, такие действия привели бы к разоблачению других агентов и крупному дипломатическому скандалу. Поэтому даже перед лицом угрозы раскрытия шпион вряд ли совершит убийство или будет сопротивляться аресту.
4. Перебежчики всегда предают свою страну за деньги
Киноперебежчики чаще всего подлые и трусливые, некомпетентные люди, жадные до денег. Иногда этого мнения придерживаются и сами разведчики. Хотя основной причиной сотрудничества с противоположной стороной обычно является финансовый вопрос, есть и другие мотивы.
Многие люди помогают иностранным спецслужбам по идеологическим соображениям. Например, это сделали американские ученые Кларенс Хиски, Джулиус и Этель Розенберги, Теодор Холл и другие. Они передавали СССР секреты создания американского атомного оружия, так как считали, что это очень опасно и нарушает баланс сил в мире.
По аналогичным причинам агентом советской разведки стал американский моряк Гленн Саутер. Он считал политику США несправедливой и обратился в советское посольство за гражданством, где и был завербован.
Также можно шантажом склонить человека к выдаче государственной тайны. Например, так было с охранником посольства США в Москве Клейтоном Лонетри.
После окончания холодной войны, согласно анализу Центра исследований персонала обороны и безопасности Министерства обороны США, люди, имеющие доступ к секретной информации, стали примерно в полтора раза реже переходить на противоположную сторону за деньги. Только в 28% случаев причина была финансовой. Поэтому нельзя сказать, что все перебежчики просто жадные предатели.
5. Только агент может получить ценную информацию
Разведка не зависит только от информации, полученной агентами. Одним из важнейших, если не самым важным, направлением современной шпионской деятельности является аналитика, которая получила расцвет благодаря распространению социальных сетей и Интернета.
Как показывает практика, сегодня опытный специалист, сидя за компьютером, может получить гораздо больше информации из открытых источников, чем агент «в поле». Для этого аналитик изучает СМИ, контент в социальных сетях, материалы конференций, исследования, фотографии и карты из общедоступных баз данных, спутниковые снимки.
Кроме того, как видно из разоблачений Эдварда Сноудена, спецслужбы могут искать нужные им данные даже в закрытых источниках. Например, получить доступ к электронной почте, камерам мобильных устройств, местонахождению их владельцев, записям разговоров, личной переписке, данным социальных сетей и так далее. И им даже не нужно ничего для этого делать, потому что, по словам Сноудена, крупные компании сами передают эту информацию. Наконец, взломы и кибератаки также остаются важным способом извлечения ценных данных.