1. Пропустить пьесу — к несчастью, особенно если это «Макбет»

Избегать черных кошек, не сыпать соль, прятки за невестами - это для массы, но в театре есть свои суеверия. Одно из самых важных — не уронить листы пьесы во время репетиции. Такая небрежность может обернуться провалом спектакля — по крайней мере, в это верят театралы. К счастью, ситуацию можно исправить: достаточно сесть на упавший текст.

Еще одна опасность для сцены и ее обитателей — «Макбет». Пьеса окружена слухами о проклятии. Говорят, во время первой постановки мальчик, который должен был сыграть жену главного героя, умер за кулисами. Тогда роль леди Макбет должен был сыграть сам Шекспир. После этого случая за злополучной пьесой последовала целая череда трагедий. В разное время во время показов происходили бунты и обрушения декораций, на сцене случайно появлялись настоящие кинжалы и мечи вместо бутафорских, актеры падали в зрительный зал. «Черт» мелькает в новостях и сегодня — недавно бродвейскую версию «Макбета» отменили за пару минут до того, как поднялся занавес. А причиной главного скандала на последней церемонии вручения «Оскара» с Крисом Роком и Уиллом Смитом особо впечатлительные театралы тоже называют шекспировское произведение: название проклятой пьесы комик произнес незадолго до знаменитой пощечины.

2. Английский театр «Доминион» находится на месте пивного разлива

Пока суеверные актеры и режиссеры сидят на простынях, лондонский театр «Доминион» бесстрашно стоит на месте катастрофы — пивного наводнения. Раньше Тоттенхэм-Корт-роуд, на которой сегодня расположен Доминион, была обычной улицей в трущобах. Люди жили в подвалах и почти не пробовали хорошего пива, хотя находились рядом с пивоварней. Вдоволь напиться пены можно было 17 октября 1814 года, когда танки предприятия лопнули и залили хмельным напитком все вокруг. Кажется, что дело скорее смешное, чем катастрофическое, но на деле все обернулось трагедией. 9 человек погибли. Люди не успели выбраться из подвалов и утонули, а некоторые погибли в результате алкогольного отравления.

Инцидент списали на форс-мажор, и в 1922 году завод снесли. «Доминиону» не достался провал предыдущего предприятия: несмотря на несколько закрытий, театр пользуется успехом и регулярно дает спектакли.

3. В Японии театр не ставили на паузу даже в антрактах

Нет, это не очередной круглосуточный спектакль. Речь идет о кэгён — иммерсивных народных выступлениях в перерывах спектакля. Классический японский театр — но — подразумевал тяжелые драматические сюжеты в несколько актов. Чтобы отвлечь зрителей от мрачных мыслей о природе добра и зла, между действиями актеры без традиционных костюмов, грима и реквизита развлекали публику шуточными зарисовками. Сочетание этих двух представлений называется «нокагу» и включено в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

4. Театр был местом публичных казней

Театр, в отличие от русского бунта, никогда не был бессмысленным, но в беспощадности эти действия могут соперничать. Например, в древнеримском театре часто происходили публичные казни. Некоторые исследователи выделяют их как самостоятельный тип представления. Иногда преступников, приговоренных к смертной казни, заставляли разыгрывать известные мифы с неизбежным несчастливым концом. В других постановках сценарий прорабатывался меньше и приговоренным к смертной казни доверяли импровизировать в компании голодных диких животных.

5. Гороховый шут - театрал

Горох в народе не уважается: его кидали к стенке, чтобы обзывать тупыми и упоротыми, и детские коленки испытывали. Также шут на языке оказался гороховым. По одной из версий, это выражение обязано своим появлением русскому придворному театру. Шуты набивали бычьи пузыри сухим горошком и использовали их в качестве колотушек для своих коллег по сцене. А еще эти устройства издавали характерный звук, по которому зрители понимали, кто вот-вот выйдет на сцену.

6. В Лондоне есть театр с местами для привидений

Даже аншлаг не заставил лондонский Palace Theater продать зрителям два места на балконе. Это экстравагантное суеверие легко объяснимо — места заняты театральными привидениями. Один из них, по легенде, — дух неизвестной балерины, второй — призрак Айвора Новелло, известного валлийского актера, певца и композитора начала прошлого века.

7. В театре можно было шуметь и даже есть

Сейчас в театре принято тихонько сидеть и аплодировать строго в конце сцены, но прежний этикет был не так аскетичен. Театр был местом встречи светского общества, рассадником сплетен и инструментом демонстрации нарядов. Сами выступления часто отходили на второй план — люди приходили поговорить и обсудить своих соседей в высшем свете. А еще вкусная еда. Поэтому в середине 18 века оперные композиторы давали менее талантливым певцам первую арию второго действия — «арию-щербет». Дело в том, что именно в этот момент представления было принято подавать зрителям десерт. Никто не хотел ждать антракта, и стук ложек заглушал музыку.

8. Во Вьетнаме еще в 11 веке был водный театр

Спецэффекты родились не вчера — вьетнамский театр демонстрировал чудеса подводного театра десять веков назад. Тогда рисовые поля, на которых народ работал в массовом порядке, часто заливались дождями, и жители деревни развлекались, устраивая над водной гладью кукольные спектакли. На длинные палки и шесты водружались игрушечные «актеры», и, стоя по пояс в воде, рабочие разыгрывали сценки из своей жизни. Иногда достаточно было присесть, чтобы казалось, что куклы ходят по воде. В современных шоу сюжеты остались прежними, но теперь актеры управляют яркими марионетками в специальном бассейне.

9. Театр теней родился из трагической любви

Театр теней, по легенде, начался с легкой истории любви. Китайский император Хань Уди потерял любимую наложницу, а вместе с ней и все желание жить. Чтобы хоть как-то позабавить правителя, надворный советник решил «воскресить» образ девушки. В этом ему помогали дети: в солнечный день малыши играли с тенями от зонтиков. Красота момента поразила советника: мастер нарисовал на бумаге фигуру наложницы императора, вырезал ее и поместил за полупрозрачную ткань. Так и родился театр теней – механика не изменилась на протяжении веков, как и любовь зрителей к этим полумистическим представлениям.

10. Театр буквально умер со смеху

Одной из жертв кровавой комедии 1782 года стала вдова священника миссис Фицерберт. Женщина смотрела «Нищего» Джона Гэя, когда у нее случился приступ истерического смеха. Причиной убийственной шутки стал актер Чарльз Баннистер в образе кокетливой девушки Поли. Сама опера-баллада повествует о буднях воров, аферистов и жителей бедных мест — странный выбор для вдовы священника.

11. Театр полезен

Если смеяться осторожно, то поход в театр действительно полезен. Это подтверждается многими исследованиями. Театры-форумы в Африке и Северной Америке, например, продемонстрировали потенциальные преимущества. Зрители в таких спектаклях смотрят на ситуацию-зарисовку, а затем предлагают свои варианты продолжения через взаимодействие с актерами и ведущим. В 1989 году акушерки из Мали, придерживавшиеся традиций традиционной медицины, получили актуальные знания о климаксе в интерактивной форме такого театра. Затем опыт повторили в Квебеке для людей с психическими расстройствами. Спектакль «Не так безумно, как все это», созданный в ходе этого форума, был записан на видео и использован в качестве учебного пособия по нормам общения с людьми с психическими отклонениями.

Исследования также выявили возможную пользу театра для детей с расстройствами аутистического спектра, пожилых людей и тех, кто перенес болезнь Паркинсона и другие психические расстройства.

Для кого-то театр — это инструмент борьбы со стрессом и одиночеством, кто-то просто любит внимание и выступает ради его лучей. Важно, чтобы другие были услышаны и закрепляли свои идеи в словах и мыслях аудитории. Школьники и студенты, какими бы ни были причины их симпатии к сцене, могут принять участие в конкурсе-фестивале «Знание. Театр» от Российского общества «Знание». Уже сейчас по всей стране работает более 12 тысяч школьных театров, а фестиваль поможет приобщить к искусству еще больше юных дарований. Подать заявку нужно успеть до 15 мая: принимаются оригинальные пьесы и синопсисы будущих произведений на русском языке. Вы можете выбрать одно из тематических направлений — история, социология и психология, наука, экология, культура и искусство — или создать произведение на основе любой актуальной для юной аудитории идеи. Спектакль-победитель откроет фестиваль в сентябре. В программе также чтения лучших пьес, мастер-классы, лекции и круглый стол с известными театральными деятелями страны.