1. Съемка голышом
- Оружие: однозарядные дуэльные пистолеты.
- Стороны: сэр Хамфри Ховарт против сэра Генри Бэрри, 8-го графа Бэрримора.
Эта история произошла в конце июля 1806 года. Однажды вечером в городе Брайтон джентльмены по имени Хамфри Ховарт и Генри Бэрри пришли после скачек в отель «Замок», чтобы выпить виски и сыграть в вист, традиционную английскую карточную игру. Один из них был членом парламента от Ившема, другой был восьмым графом Бэрримором.
В общем, господа напились за карты, поссорились, подрались, а граф вызвал парламентария на дуэль.
На следующее утро — которое наступило всего через 4 часа, так что протрезветь никто не успел — джентльмены встретились на Брайтонском ипподроме с секундантами и оружием. 36-летний граф Бэрримор скинул пальто и жилет, взял пистолет и встал к дальнему барьеру.
Его противник, тучный пожилой мужчина, не ограничился жилетом и полностью разделся. Вздрогнули секунданты и зрители стали расспрашивать его, что это значит.
Ховарт ответил, что служил полевым хирургом в армии Британской Ост-Индской компании. Предположительно, ему пришлось иметь дело с множеством пулевых ранений. И знал, что часто смерть наступает от инфекции, попавшей в рану вместе с фрагментами одежды. Поэтому парламентарий решил перестраховаться.
Толпа захихикала при виде толстого старика без штанов, но он был невозмутим. Когда прозвучала команда секундантов, Хамфри «Голый пистолет» Ховарт застрелил графа Бэрримора. Правда, так как он был пьян, пуля полетела в молоко.
Граф, молча наблюдая за всем этим фарсом, поднял пистолет и выстрелил в воздух. Затем он сказал, что просто смешно для джентльмена убить голого старика и что, поскольку дуэль состоялась, его честь все равно удовлетворена. И влево.
2. Бильярдная дуэль
- Оружие: бильярдные шары из слоновой кости.
- Стороны: месье Ленфан и месье Мельфан.
4 сентября 1843 года во французской деревне Мезонфор два молодых джентльмена, которых звали Ленфант и Мельфант, играли в бильярд в приятной компании и с обилием горячительных напитков. Последние, видимо, и были причиной того, что один обвинял другого в нечестной игре. Слово за слово, и мужчины решили драться насмерть, причем без промедления до утра.
На самом деле вечером после выпивки бодрости в организме гораздо больше, чем утром, когда наступает похмелье.
Хозяева дома предложили смельчакам ружья, но драться они решили более оригинальным способом - бросая друг в друга бильярдные шары. Мы вышли в сад, отмерили 12 шагов и приготовились к броску. По жребию Мелфант первым бросил мяч. Тот, кто кричал: «Я убью тебя с одного броска!» бросил тяжелый снаряд из слоновой кости в голову врага, тот упал и умер, не приходя в сознание. Вот такие дела.
Правда, особой радости победа Мельфанту не принесла. Поскольку дуэли были запрещены во Франции Людовиком XIV во второй половине XVII века, меткий бильярдист был арестован и предан суду. В результате он попал в тюрьму.
3. Тест собаки
- Оружие: деревянная дубина и щит на стороне защиты, челюсти на стороне противника.
- Вечеринки: Шевалье Ришар де Макер и собака остались безымянными в истории.
В XIV веке во Франции при дворе Карла V служили два рыцаря — Обри де Мондидье и Ришар де Макер. Первый показал больший успех в карьере шевалье и вызывал зависть у второго. Однажды они вместе отправились на охоту, но Ричард вернулся один.
Про пропавшего товарища он спокойно что-то в духе ответил: "Не видел, не знаю! Не маленький, вернется".
Друг Мондидье, шевалье Ардилье, ушел в лес с собакой своего пропавшего товарища, и собака вдруг взяла чей-то след. Мужчина последовал за ней и нашел труп Обри в какой-то канаве в самой чаще.
Поскольку в Средние века еще не придумали ДНК-экспертизу и снятие отпечатков пальцев, было бы невозможно прямо обвинить де Мейкера в убийстве. Но случилось непредвиденное: на похоронах сэра Обри его собака вдруг сердито залаяла на Ричарда и чуть не напала на него. И Ардилье воспользовался случаем, чтобы обвинить его в убийстве прямо на глазах у Карла V.
Вам может показаться странным, что собачий лай вообще кому-то приходит в голову, чтобы считать его чем-то достойным внимания. Но в Средние века считалось, что животные вполне могут быть свидетелями преступления и даже обвиняемыми, поэтому суды с их участием были не редкостью. И в самом деле, если на слушаниях крыс тогда вызывали повестки и к ним выделяли адвокатов, то на показания собаки даже стоило обратить внимание.
Король, однако, решил провести еще одну проверку и выстроил двести своих рыцарей, включая де Макера, в линию. А когда к ним привели собаку, она тут же залаяла на подозреваемого.
Одна проблема: собака не могла предъявить четких доказательств причастности де Мейкера к убийству, потому что не говорила в полной мере по-французски. Поэтому Его Величество Карл V решил проблему самым простым способом - заявил о необходимости Мытарств, или Божьего суда. И приказал де Макеру вступить в поединок с собакой - мол, кто победит, тот и прав.
Он не был в восторге от перспективы сразиться с собакой размером с теленка, но не мог отказаться. А 8 октября 1371 года дуэль началась. Собака была вооружена зубами, Шевалье Ришар — дубиной и деревянным щитом. Это оружие ему не помогло, и собака сбила его с ног и стала трещать.
Тогда де Макер, чтобы его не загрызли, выкрикнул признание в убийстве де Мондидье. Пса уволокли, признав его обвинения справедливыми, а шевалье Ришара казнили через повешение. Эта история запечатлена на витраже церкви в городе Монтаржи, откуда родом убитый. Дальнейшая судьба собаки, однако, неизвестна.
4. Дуэль 19 лет
- Оружие: пистолеты, шпаги, сабли, рапиры и копья.
- Стороны: генерал дивизии Франсуа Луи Фурнье-Сарлове, Граф и дивизионный генерал Пьер Дюпон де л'Этан.
В истории нашей многострадальной планеты были не только столетние войны, но и девятнадцатилетние дуэли. И дело не в возрасте участников, а в продолжительности поединка.
У Наполеона Бонапарта было два генерала — Франсуа Фурнье-Сарлове и Пьер Дюпон де л’Этан. А первый был просто самым диким хулиганом. Он дрался на дуэлях со всеми, кого видел, и считался обладателем «самого противного персонажа во всей Великой Армии».
И вот однажды генерал Дюпон пришел к Фурнье, чтобы передать ему пакет с приказами от начальства. О том, что там было написано, история умалчивает, но мужчина пришел в неописуемую ярость и вызвал гонца на дуэль.
Возможно, Дюпон вообще был не при делах, но честь офицера заставила его принять вызов. Господа генералы начали стрелять, и Фурнье был ранен. Но он отказался признать свое поражение. Они устроили новый поединок — на этот раз Дюпон был ранен, но его противник по-прежнему был недоволен и не считал исход боя честной победой.
Короче говоря, дуэлянты заключили договор: драться каждый раз, когда они будут в пределах 100 миль друг от друга. Отмены не принимаются.
С 1794 по 1813 год эти хулиганы провели от 27 до 30 боев (цифры разнятся), сражаясь на шпагах, пистолетах, саблях, рапирах и копьях. Бои проводились не только в пешем, но и в конном строю.
Кажется маловероятным, чтобы два профессиональных солдата не могли так долго убивать друг друга. Но, возможно, они больше внимания уделяли процессу, чем результату. В конце концов, мужчины даже немного подружились и часто вместе обедали перед боем.
Наконец, в 1813 году Дюпон ранил Фурнье в шею во время очередной непредвиденной битвы на мечах, и тот едва оправился. Победитель сказал своему сопернику, что устал все время бороться, собирается жениться и, наконец, жить спокойно. Поэтому он хочет попросить у Фурнье прощения за нанесенные обиды — правда, никто толком не вспомнил, в чем они, собственно, заключаются, — и прекратить вражду.
Фурнье возмутился и потребовал финальной дуэли на пистолетах, чтобы точно решить, кто из них будет жить, а кто погибнет на поле чести. Дюпон был вынужден согласиться.
Они снова начали стрелять. Фурнье торопился и выстрелил с дальней дистанции, из-за чего промазал. Дюпон, чье ружье все еще было заряжено, подозвал противника к ближайшему заграждению, и они приблизились друг к другу на минимально допустимое расстояние.
Тогда Дюпон сказал, что не хочет стрелять в Фурнье, и потребовал, чтобы тот разорвал свой дурацкий контракт дуэлями. Разъяренный, но проигравший генерал в конце концов смилостивился, и девятнадцатилетнее противостояние закончилось миром.
5. Дуэль в карете
- Оружие: рапиры, кинжалы и зубы.
- Стороны: полковник Барбье-Дюфаи и капитан Рауль де Вер.
Как видите, хотя Наполеон категорически запрещал дуэли, французы не были глупы воевать. Другой любопытной дуэлью, имевшей место в то время, был бой между полковником Барбье-Дюфе и капитаном Раулем де Вером.
Капитан поиздевался над кокардой и лентами полковника — мол, слишком щеголевато выглядит, не по уставу. Разгневанный Барбье-Дюфе призвал его к ответу и потребовал сразиться с ним прямо сейчас, на парижской площади Каррузель, где, собственно, и произошла потасовка.
Они начали сражаться на мечах. Но капитан, хотя и был моложе и сильнее полковника, оказался крайне посредственным фехтовальщиком. Дело в том, что в наполеоновской армии воевали по-современному: стояли в строю, стреляли из мушкетов, перезаряжали, снова стреляли. Потом - штыковая атака. Кто выжил - восстанавливайте систему, в положение, повторяйте.
Чтобы заколоть врага штыком, не требовалось знание тонких приемов. Полковник же принадлежал, что называется, к старой школе и блестяще владел тяжелой рапирой.
Барбье-Дюфе выбил оружие из рук де Вера и ударил его один раз, второй, третий, четвертый. Но ни тот, ни другой претендент не соглашались признать, что он доволен.
Мимо них проехала конная повозка, и отважные воины решили разобраться по-другому.
В общем, наняли этого извозчика и сели в карету, связав вместе левые руки, чтобы не нарушать дистанцию. Каждый был вооружен кинжалом.
Карета тронулась и сделала два круга по площади Каррузель. Когда она остановилась, прохожие, наблюдавшие за выяснением отношений, открыли двери и обнаружили, что де Вер зарезан в углу, а над ним, сгорбившись, сидит раненый Барбье-Дюфе.
Полковник пережил своего соперника всего на сутки, поскольку получил множество ножевых ранений и вдобавок был укушен. Умирая, он гордо заявил товарищам, собравшимся у его смертного одра: «По крайней мере, монсеньоры, вы отдадите мне должное, признав, что я победил его на дуэли на честных условиях!»