1. Сражайтесь с зомби
В тропиках Бразилии, Австралии, Флориды и Японии водится любопытный гриб — кордицепс. Именно он вдохновил создателей игры Last of Us, придумав своих зомби. Когда споры грибка попадают в тело какого-нибудь насекомого — чаще всего муравья, — они прорастают в его нервную систему, и кордицепс берет на себя управление телом.
Грибок заставляет муравья искать лучшее место для своего роста — с нужной температурой и влажностью. Потом отводит его туда, приказывает насекомому закрепиться на каком-нибудь листе с помощью челюстей и убивает. А потом спокойно разрастается, разбрасывая споры на новых случайно пробежавших мимо муравьев.
Но насекомые не собираются мириться с такой грибковой напастью и бороться с зомби-грибом в меру своих возможностей.
Увидев зараженного товарища, они тут же убивают его и несут на кладбище, чтобы грибок не смог распространить свои споры. Если клетки на панцире не успели прорасти под кутикулой, муравьи тщательно очищают своего товарища, спасая ему жизнь.
Но самое интересное, что когда нужно собрать корм в тех местах, где растет кордицепс, насекомые отправляют туда только самых старых особей из своей колонии. Видимо, чтобы не жалко было их ликвидировать в случае заражения. Таков муравьиный прагматизм.
2. Взорвать во имя муравейника
Вид муравьев Camponotus saundersi, обитающий в Малайзии и Брунее, обладает очень необычным защитным механизмом. Если на муравейник нападают хищные насекомые, солдатики этого вида настолько напрягают мышцы живота, что их брюшки просто взрываются.
При этом вокруг разбрызгивается липкий секрет, смешанный с едким раздражителем из желудка.
За такое поведение Camponotus saundersi неофициально называют муравьями-камикадзе.
Жертвуя собой, насекомые буквально приклеивают врагов своей колонии к земле, позволяя расправиться с ними своим товарищам. Это ходячая бомба.
3. Используйте свою голову как дверь
Насекомые рода Cephalotes из тропиков Центральной и Южной Америки просто отращивают на своей голове огромные выросты, напоминающие щит из хитинового панциря. Из-за этого их называют муравьями-черепахами.
Когда вход в гнездо нужно запереть, эти милашки буквально затыкают его своей головой, словно пробками. И сидят так, никого не пропуская.
Если кто-то из собирателей возвращается в колонию с поверхности, он гладит охранника по голове. Солдат на ощупь узнает, кто свой, а кто чужой, и пускает только заслуживающих доверия лиц. Эдакий муравьиный фейсконтроль.
В основном эти насекомые обитают на деревьях, обустраивая полости внутри коры, сделанные жуками-древоточцами. Кстати, набухшая голова не только позволяет им закрывать ходы в муравейнике, но и используется как парашют, если насекомое случайно упадет с ветки.
4. Превратиться в бочку
Так называемые медовые муравьи, которые водятся в Мексике и Австралии, нашли весьма оригинальный способ запасать пищу впрок. Они подбирают себе товарищей в особую касту таких живых бочек и кормят ленивых до отвала - чтоб животы пухли.
Эти насекомые накапливают жидкие углеводы. Со временем они даже перестают ходить — живот раздувается так, что ноги не достают до земли.
Когда рабочий проголодается, он идет к «бочке» и трется усами об этом обжоре. Он отрыгивает жидкую пищу в рот своего приятеля.
Вкус у этой жидкости, судя по всему, неплох и сравним с медом. Поэтому местные жители периодически разоряют гнёзда и съедают «бочки» только на закуску. Мексиканцы даже называют их земляным виноградом.
5. Держите рабов
Есть такой род муравьев - амазонки, или полиэргусы. У них невероятно мощные саблевидные челюсти, которыми они способны завалить любое даже мало-мальски сравнимое по размеру насекомое. Однако это оружие делает бедолагу неспособным не только заботиться о потомстве и работать в муравейнике, но даже есть самостоятельно.
Как это делают амазонки? Ну, они просто не работают сами по себе. Эти насекомые специализируются на войне, набегах и охоте, а их рабы выполняют физический труд в колонии.
Амазонки нападают на муравейники других видов, убивают охранников и выносят куколок, а иногда и чужую королеву, чтобы она производила для них рабочую силу. Похищенные насекомые, когда подрастают, кормят своих захватчиков, буквально кладя им пищу в рот. Они также заботятся о своих личинках и делают всю грязную работу.
При этом рабы искренне верят, что работают на благо своих братьев и сестер, поскольку амазонки подражают запаху и феромонам порабощенных видов.
Правда, иногда этот механизм дает сбой — ученые не знают, почему. А порабощенные муравьи жестоко убивают потомство амазонок, в результате чего колония саблезубых работорговцев вымирает.
6. Фермерство
Насекомые, которым дали названия муравьев-грибков и муравьев-листорезов, способны выращивать себе пищу. Эти ребята научились земледелию как минимум в раннем меловом периоде — 60 миллионов лет назад.
Кормят они так: подбирают особо сочные и качественные листья, приносят их в муравейник и раздавливают челюстями, делая питательный субстрат. В подготовленную почву насекомые высаживают мицелий особых видов грибов и выращивают съедобную плесень, которой затем скармливают своим личинкам. Они и сами не прочь его съесть.
В старых муравейниках со временем образуются целые грибные сады.
Муравьи оплодотворяют их собственной фекальной жидкостью и подкладывают все новый и новый субстрат. А когда молодые королевы хотят покинуть дом для создания новых колоний, они берут с собой кусочки мицелия. А их отпрыски продолжают выращивать грибы на новом месте.
Занятие довольно прибыльное, но опасное. Дело в том, что другие виды муравьев, такие как Megalomyrmex, тоже любят грибы, но не умеют их выращивать. Поэтому они приезжают в колонию, чтобы отобрать чужой урожай.
Насекомые не терпят такой наглости и отчаянно защищают свое имущество. И такие набеги превращаются в настоящие муравьиные войны за еду.
7. И животноводство
Некоторые виды муравьев охотятся не только выращиванием грибов, но и скотоводством. В свои гнезда они приносят тлю, различных гусениц, мучнистых червецов и других насекомых.
С помощью усиков муравьи буквально доят этих вкусных существ, заставляя их выделять медвяную росу, ценный источник сахаров. Насекомые потребляют его сами и отдают личинкам. Чтобы «дойные коровы» давали больше продукта, муравьи подкармливают и чистят их, а при основании новых колоний возят с собой своих «питомцев».
Некоторые хитрые насекомые, например жук под названием Lomechusa pubicollis, нашли хитроумный способ устроить свою жизнь за чужой счет. Они приходят в гнезда и выделяют феромоны, которые заставляют насекомых думать, что это один из их домашних животных, полезных для колонии.
Трудоголики берут жука внутрь, и он размножается, пожирая муравьиное потомство и выпрашивая еду у своих хозяев. И они даже не думают нападать на него. Переждав зиму в чужом доме, жук спокойно уходит, оставив его обитателей в недоумении — и зачем они держали этого нахлебника?
8. Обменяй своих отпрысков на выпивку
Видео: Викисклад
Жук из точки выше просто проникает в муравейник и живет за счет имеющихся там припасов. Но есть и более беспринципные насекомые, которые используют самые хитрые способы насытиться за счет чужой наивности.
Например, японская бабочка из семейства Lycaenidae. Его без преувеличения можно назвать муравьиным бутлегером.
Его гусеница вырабатывает особое вещество, которое вызывает у муравьев беспрецедентный всплеск дофамина и зависимость. Насекомые, которые проглатывают эту дрянь, буквально сходят с ума. Они готовы на все, лишь бы получить очередную дозу.
Скопившись вокруг гусеницы, муравьи вылизывают ее дочиста. Когда она перестает выделять опьяняющие соки, маленькие работяги начинают яростно страдать.
А чтобы заставить гусеницу снова дать им живительный нектар, они приносят в пищу ее собственных личинок. Только накормившись, гусеница милостиво соглашается окропить маленьких пьяниц новой порцией зелья.
9. Танцуйте, пока они не умрут
Видео: GeoNaturalist / YouTube
Муравьи ориентируются на местности с помощью феромонов своих товарищей: разведчик идет вперед, оставляя за собой следы от желез, а остальные движутся за ним. Но иногда по какой-то причине муравьи теряют след. И тогда они, не понимая, куда идти дальше, начинают двигаться по кругу друг за другом, пока не умрут от голодной смерти.
Вот что происходит, когда вы слишком полагаетесь на коллективный разум и забываете развивать собственный мозг.
Иногда муравьиные круги действительно огромны. Зоолог Уильям Биб в 1921 году описал хоровод, длина которого составляла около 370 метров. Насекомым требовалось два с половиной часа, чтобы совершить в нем один оборот.