В 1942 году философ Альбер Камю написал эссе «Миф о Сизифе», где затронул важнейший, с его точки зрения, вопрос: «Стоит ли жить жизнь труда?» Ведь с учетом всех обстоятельств получается абсурд. Мы осознаем это в редкие моменты, когда наши представления о мире вдруг перестают работать, когда рутинные действия и усилия начинают казаться бессмысленными.

С одной стороны, мы строим разумные планы на свою жизнь, а с другой оказываемся лицом к лицу с непредсказуемым миром, не соответствующим нашим представлениям.

В этом абсурд нашего существования: абсурдно быть разумным в неразумном мире. Это приводит к следующей большой проблеме.

Мы можем смело называть наши представления о мире «вечными», но мы все же знаем, что наша жизнь когда-нибудь закончится.

Если основными компонентами проблемы являются разум и неразумный мир, то, по словам Камю, можно схитрить и обойти это, устранив один из двух.

Первый способ — игнорировать бессмысленность существования. Вопреки очевидной очевидности можно делать вид, что мир стабилен, и жить в соответствии с отдаленными целями (уход на пенсию, загробная жизнь, прогресс человечества). По Камю, в этом случае мы не можем действовать свободно, потому что наши действия привязаны к этим целям. И они чаще всего разлетаются вдребезги на неразумном мире.

Второй способ избежать абсурда — отказаться от разумных рассуждений. Некоторые философы делают это, объявляя разум бесполезным инструментом (например, Лев Шестов и Карл Ясперс). Другие говорят, что мир подчиняется божественному плану, которого люди просто не понимают (Кьеркегор).

Оба эти пути Камю считает неприемлемыми. Но даже самоубийство не вариант для философа. С его точки зрения, это отчаянный жест окончательного принятия противоречия между человеческим разумом и неразумным миром.

Вместо всего этого Камю предлагает три вещи:

  • Постоянный бунт. Философ считает, что мы должны постоянно бороться с обстоятельствами нашего существования. Никогда не признавай поражения, даже смерти, хотя мы знаем, что это неизбежно. Единственным способом присутствия в мире Камю называет постоянный бунт.
  • Отказ от вечной свободы. Вместо того, чтобы стать рабами вечных представлений о мире, нужно придерживаться разума , но помните о его ограничениях и гибко применяйте его в каждой конкретной ситуации. То есть искать свободу здесь и сейчас, а не в вечности.
  • Страсть. Это главное. Мы должны любить все в жизни и стремиться сделать ее максимально полноценной.

Нелепый человек знает о своей смертности, но все же не принимает ее. Знает об ограничениях ума и все же лелеет их. Чувствует удовольствие и боль и старается испытать их как можно больше.

Вернемся к Сизифу. В древнегреческом мифе он пошел против богов и был за это наказан. Он обречен постоянно толкать в гору камень, который снова и снова падает вниз.

Тем не менее Камю называет его счастливым. Философ говорит, что Сизиф является для нас совершенным образцом. У него нет иллюзий по поводу своего положения и его бессмысленности, но он бунтует против обстоятельств. С каждым новым падением камня он принимает сознательное решение попробовать еще раз. Он толкает камень снова и снова и понимает, что в этом смысл его существования.