Премьера пятого сезона знаменитой сатирической антологии Чарли Брукера состоялась 5 июня на Netflix. От премьеры ждали чего-то принципиально нового, ведь до этого Брукер удивил зрителей интерактивным фильмом «Брандашмыг». А еще раньше, в финале четвертого сезона, Летиция Райт демонстративно сожгла музей «Черное зеркало».
В новых сериях показывали что-то необычное? Скорее нет, чем да. Сериал пошел по проторенной дорожке и повторяется. Новые серии совершенно разные по стилистическому и жанровому наполнению, но в то же время в них очень мало оригинальности. Но при желании вы все равно можете извлечь из них ценные уроки.
1. Поражающие гадюки. Благодаря технологиям можно узнать себя с неожиданной стороны
Почти весь актерский состав первого эпизода был взят из экранизаций комиксов. Энтони Маки наиболее известен своей ролью Сэма Уилсона, супергероя Сокола из кинематографической вселенной Marvel. Яхья Абдул-Матин сыграл Черную Манту в фильме DC «Аквамен» (2018). Француженка Пом Клементьефф известна как Богомол из «Стражей Галактики». Что касается китайско-канадского актера Люди Лина, он был капитаном атлантической армии Мерком в «Аквамене» (2018) и сыграл Зака Тейлора в перезагрузке «Могучих рейнджеров» (2017).
Возможно, это не простое совпадение. Эпизод вращается вокруг файтинговой видеоигры, напоминающей Mortal Kombat и Tekken.
38-летний Дэниел Паркер (Энтони Маки) и его жена Тео (Николь Бахари) пытаются завести второго ребенка, но сексуальная жизнь главного героя в браке уже давно не приносит прежней радости. Внезапно давний друг Дэниела Карл (Яхья Абдул-Матин) появляется на вечеринке по случаю дня рождения Дэниела и дарит ему виртуальную версию файтинга, который они любили в детстве.
Находясь в телах своих аватаров — женского и мужского соответственно — Карл и Даниэль понимают, что их тянет друг к другу. Это заставляет персонажей столкнуться со сложностями самоопределения и в какой-то момент подвергнуть сомнению свою гетеросексуальность.
Сюжет кажется очень знакомым. Один из предыдущих эпизодов «Черного зеркала» — «Сан Джуниперо» — уже поднимал подобную тему. Показанная в нем технология позволила загрузить сознание людей (в том числе уже умерших) в систему имитации реальности. Одна из двух главных героинь «Сан Джуниперо» так же боролась с проблемой самоопределения, разрываясь между чувствами к покойному мужу и влюбленностью в новую девушку. Сюжетную параллель можно найти с классическим эпизодом «История всей твоей жизни», в котором технологии также вмешались в отношения пары и подвергли их испытанию.
Сериал оставляет смешанные чувства. Сначала Брукер активно намекает, что персонажи в реальности скованы социально-гендерными границами, а виртуальная реальность служит выходом для подавленных сексуальных переживаний. Однако в итоге оказывается, что на самом деле Дэнни и Карла совершенно не тянет друг к другу. Поэтому первая серия так разочаровала. Когда герои сами не могут понять своих чувств, сложно винить в этом зрителя.
2. Развалины. Бывают ситуации, когда никакие технологии не помогут
Кристофер Гелхани (Эндрю Скотт) работает таксистом и принимает заказы исключительно возле офиса разработчиков приложения Smithereens («Осколки»), своего рода глобальной социальной сети.
В какой-то момент Гелхани удается похитить сотрудника Shards по имени Джадан Томас (Демсон Идрис). Цель состоит в том, чтобы поговорить с владельцем компании Билли Бауэром (Тофер Грейс). Но Бауэр находится в США и практически недоступен. Пока Осколки пытаются связаться со своим боссом, полиция узнает, что Кристофер когда-то пострадал в автокатастрофе. Но одно им непонятно - как этот факт связан с "Осколками" и зачем безумному шантажисту понадобился Бауэр?
«Смизерины» — один из немногих эпизодов «Черного зеркала», в котором не используются причудливые технологии, порожденные фантазией Брукера.
Вопрос о вреде, который приносит прогресс, здесь также не обсуждается. Это очень простая история об отчаявшемся человеке, которую к тому же невероятно украсила игра Эндрю Скотта, прославившегося ролью Мориарти в телесериале «Шерлок».
В дивном новом мире молодой миллионер Билли Бауэр, изобретатель глобальной социальной сети, стал подобен Богу. Он сам сравнивает себя с Творцом. Но даже Богу пока нечего сказать в ответ на взволнованный монолог Гелхейни: ведь никакие технологии не могут вернуть мертвых.
3. Рэйчел, Джек и Эшли Ту. Сообщениям поп-звезд нельзя доверять, потому что за ними стоят жадные продюсеры
Школьница поневоле Рэйчел (Ангури Райс) живет со своим отцом и сестрой по имени Джек (Мэдисон Давенпорт) и любит популярную певицу Эшли О (Майли Сайрус). На день рождения девочка получает куклу со встроенным искусственным интеллектом, созданную по образу и подобию ее любимой звезды.
Однако за красивым фасадом сценического образа певицы скрывается деспотичная тетя Кэтрин, от которой зависит все: как будет выглядеть Эшли, что она скажет в интервью. Когда юная старлетка отказывается подчиняться, тетя при поддержке своих сообщников вводит Эшли в контролируемую кому. При этом специальная технология позволяет извлекать песни прямо из мозга девушки.
Сериал не только затрагивает тему истинного и ложного искусства, но и пересекается с биографией звезды сериала Майли Сайрус.
Как и ее героиня Эшли, певица когда-то взбунтовалась и изменила свой стиль, превратившись из эталонного диснеевского продукта в ходячую провокацию.
В эпизоде также критикуются сомнительные сообщения от поп-звезд и их влияние на подростков. Кукольная копия Эшли, словно бесконечный конвейер, выдает одно за другим ничего не значащие вдохновляющие напутствия-мотиваторы. И в какой-то момент Джек прячет куклу на чердаке, считая, что все это только навредит его сестре и помешает ей адекватно оценить свои способности.
Еще один скользкий этический вопрос, который поднимает Чарли Брукер: может ли голограмма заменить живого художника? Этот вопрос касается как виртуальных персонажей вроде японской певицы Хацунэ Мику (Hatsune Miku), так и компаний, зарабатывающих на изображениях умерших знаменитостей.
Что же касается проблемы переноса человеческого сознания, то она не нова и уже не раз затрагивалась в сериале (эпизоды «Белое Рождество», «USS Callister», «Hang the DJ», «Черный музей») . Хотя концепт «Рэйчел, Джек и Эшли тоже» в этом смысле больше похож на эпизод «Я скоро вернусь», где человеческое сознание было перестроено на основе воспоминаний и данных из социальных сетей.