На российские экраны вышла очередная «живая» экранизация диснеевского мультфильма. Тренд на такие ремейки на студии давно: Красавица и чудовище, Книга джунглей, Дамбо, Аладдин — лишь некоторые примеры классических диснеевских историй, переснятых с использованием современной техники и настоящих актеров за последние годы.
Вот мы и добрались до настоящей легенды — мультфильма, который многие считают лучшим творением студии, да и вообще мировой анимации. Режиссерское кресло занял Джон Фавро — создатель двух частей «Железного человека» и, главное, «Книги джунглей».
Такое решение кажется вполне логичным — те же «Дамбо» и «Аладдин», снятые Тимом Бертоном и Гаем Ричи, были восприняты неоднозначно. Он оказался слишком тесным для оригинальных авторов в рамках чуть ли не покадровой пересъемки классики.
А Фавро привык работать в продюсерских проектах, тем более, что у него уже есть опыт создания «живой» анимации животных и птиц — «Книга джунглей» выглядит куда лучше, чем жуткий «Маугли» от Энди Серкиса.
Но все же, даже взяв за основу великую классику, авторам не удалось избежать ровно тех же проблем, которые преследовали предыдущие подобные проекты. Причем специфика «Короля Льва» их только усугубляла: здесь недостатки графики за актерской игрой не спрячешь — в кадре просто нет живых артистов.
По традиции такие фильмы не несут в сюжете ни одной важной новой линии. Это точно такая же знакомая с детства история, уходящая корнями в шекспировского «Гамлета»: брат короля убивает монарха, а изгнанный наследник должен восстановить свое доброе имя, вернуть себе власть и спасти своих подданных.
В общем, пересказывать содержание «Короля Льва» бессмысленно — смотреть его пойдут либо те, кто уже знает сюжет, либо их дети. Для первого авторы припасли большую порцию ностальгии, для второго — современную анимацию, позволяющую увидеть «актерскую игру» реалистичных животных. Но есть проблемы с обоими.
Дословное, но медленное повторение классики
Все поклонники оригинального «Короля Льва» наверняка испытают удивительно приятные воспоминания буквально с первых кадров. Та самая сцена с маленьким Симбой и его родителями под отличную музыку невольно заставит вас улыбнуться и вспомнить первый просмотр классического мультфильма.
Но тогда именно этот ностальгический подход становится проблемой. Ведь те, кто знаком с оригиналом, ничего нового не увидят. И дело не только в основных поворотах и развязках. Несмотря на то, что хронометраж увеличился на полчаса, создатели ремейка не смогли ничего добавить от себя. История была просто растянута под формат современного кино.
В «Аладдине» и «Красавице и чудовище» у авторов был хоть какой-то простор для подгонки сюжета под современные тенденции. Поэтому Жасмин и Белль стали более самостоятельными и активными.
Но в «Короле Льве» таких тем просто некуда добавить. Это связная и очень простая история, которую пришлось удлинить. И сделали это самым простым способом: растянули множество сцен и диалогов, добавили общие планы, песни и шутки. Но все это пошло только во вред.
Во-первых, вставки сильно снижали динамику. Ведь, если судить объективно, даже оригинальный «Король Лев» не слишком нагружен событиями: после трагического вступления значительную часть времени Симба просто развлекается с Тимоном и Пумбой. В основу мультфильма легли эмоциональные моменты, связанные с Муфасой, Налой и другими персонажами из прошлого.
Лишние минуты хронометража лишь еще больше «размазали» сюжет, и теперь пауз между яркими сценами, вызывающими ностальгию, стало гораздо больше, а значит, у зрителя есть время расслабиться и перестать болеть за героев.
Во-вторых, такие моменты слишком заметны, потому что выбиваются из общего темпа. Это хорошо видно в самом начале: после вступительной сцены в оригинальном мультфильме появляется суетливая мышка, которую Шрам ловит через 10 секунд. В новой версии этому грызуну было уделено около полутора минут. Просто чтобы показать красоту съемок и занять время.
Комедийный дуэт Тимон и Пумба добавили шуток, Шрам намного дольше рассказывает о несправедливости выбора короля, Нале и Сараби дали больше времени, чтобы показать трагедию своей жизни во времена правления злодея. Но все это не усиливает драматизма, а просто затягивает каждую сцену.
Также чувствуется разница в саундтреке — классические композиции укладываются в единую концепцию, а новые выглядят инородными и поэтому менее запоминающимися. Тут, кстати, возникает еще одна проблема — русская озвучка. Конечно, поскольку фильм рассчитан еще и на детей, логично продублировать песни. Но исходные голоса при этом теряются - их лучше потом послушать отдельно.
Слишком живой мультфильм
Что касается визуальной составляющей фильма, то она все же более неоднозначна. С одной стороны, это действительно триумф современных компьютерных технологий. С другой стороны, именно излишний реализм, как ни странно, мешает нам воспринимать персонажей как живых.
С ремейком «Аладдина», который понравился зрителям, все было проще. Там большинство персонажей просто люди, нужно было только найти подходящих актеров. И даже в «Дамбо» компьютерный слоненок существовал среди настоящих артистов, которые перетягивали многие важные сцены.
«Король Лев» можно назвать фильмом лишь условно — он почти полностью создан на компьютере, и живые актеры в нем не появляются. По сути, это тоже анимация, только современная и реалистичная в отличие от классических рисунков.
И поначалу его уровень порадует не только детей, но и самых искушенных взрослых. Пушистый львенок выглядит совершенно живым, у него милая мордочка и мех, который так и хочется погладить. Животные двигаются так естественно, будто показывают не художественный фильм, а документальный фильм от Animal Planet. Иногда даже сложно поверить, что все это отрендерено, а не снято где-то в Африке.
Такая живость привлекает внимание. Ведь что бы ни говорили о нестареющей классике, сегодня картинки из старых 2D мультфильмов многим, а особенно детям, порой кажутся недостаточно детализированными. Можно просто сравнить визуал современного «Человека-паука: Через вселенные», где в каждом кадре сотни мелких элементов, и схематичных персонажей классического «Короля Льва», которых дети в девяностые легко копировали с вкладышей. .
Но все же они были сделаны такими не случайно. И в новом фильме это становится понятно, как только дело доходит до драматической части, особенно разговоров.
Вся история просто начинает разваливаться.
Недаром в классике Диснея у животных всегда были человеческие глаза, форма рта и зубы. Это позволило передать страх, веселье, удивление и другие эмоции, понятные и привычные нам. Даже нарисованные животные часто двигались, как и люди, сохраняя от оригиналов лишь самые важные черты.
Если заставить говорить реалистичного льва или бородавочника, то окажется, что он просто открывает рот, не передавая никаких эмоций и не меняя выражение глаз. А в озвучке можно услышать радость, печаль или гнев. Но представьте себе человека, который говорит очень эмоционально, и при этом выглядит совершенно спокойно – такое же ощущение вызывают и герои фильма.
Сейчас в их внешности нет никакой «человечности». А недавний забавный тред, где лица положительных и отрицательных мультгероев поменялись местами, просто не сработал бы - морды львов выглядят примерно одинаково.
Уже в «Книге джунглей» того же Фавро можно было заметить подобные проблемы. Но там животные хотя бы часто вели себя как люди, как в оригинальном мультфильме. Здесь они сменили повадки на звериные, а внешний вид сделали совершенно натуралистичным.
Поэтому персонажи потеряли значительную часть своего обаяния. Да, многие люди любят настоящих львов. А как же Пумба? Веселый и милый персонаж превратился в довольно жуткое существо. Просто потому, что на самом деле бородавочники не очень приятны.
Симба и Шрам в фильме «Король Лев», 2019 г.
Симба и Шрам в «Короле Льве», 1994 год.
При этом в мультфильме даже злодеи выглядели скорее смешно, чем страшно. В фильме Шрам стал не подлым и изворотливым, о чем свидетельствуют лукавая улыбка и движения, а просто облезлым и злым. Внешний вид и поведение гиен не развлекает, а отталкивает. Вы должны забыть о шутках с их стороны.
С комедийной составляющей вообще сложно, потому что в оригинале она построена как раз на нереалистичных моментах и гротеске. Достаточно вспомнить забавную сцену из мультфильма, где Шрам пытается съесть Зазу, а тот разговаривает, высунув клюв изо рта. Или шокированное лицо Тимона в тот момент, когда взрослый Симба встречает Налу.
Тимон в Короле Льве, 2019
Тимон в «Короле Льве», 1994 год.
От всего этого пришлось отказаться ради той же реалистичности. Эмоции, юмор, любовь, страх и ненависть — все это было заменено текстом. Герои теперь озвучивают свои мысли и тем самым заставляют зрителя их понять. Но как передать словами страх Муфасы перед падением?
Ностальгия по максимуму
Но даже при всем вышеперечисленном нужно понимать, что студии Диснея — профессионалы, которые наверняка предвидели подобные обзоры. Поэтому и вся рекламная кампания, и сам фильм построены по проверенной рабочей схеме: минимум нововведений, максимум эмоций и ностальгии.
Критики могут сколько угодно критиковать фильм, но зрители пойдут в кино и получат именно то, что хотят. Сначала все пускают скупую слезу при вступлении, потом откровенно плачут во время трагедии и смеются, когда появляются Тимон и Пумба. Просто потому, что такие моменты не поддаются рационализации, они рассчитаны на эмоции детей и воспоминания взрослых.
Ведь даже документальные фильмы о ящерицах и змеях от Дискавери часто цепляют — достаточно просто красиво их заснять. А если к этому добавить текст, музыку и ностальгию, слезы и смех в зале обеспечены.
В том, что фильм будет иметь хорошие кассовые сборы, сомнений нет. Его будут смотреть, хвалить за ультрасовременные спецэффекты и говорить о полном погружении в животный мир. Детям понравятся милые зверюшки, а взрослые запомнят свою молодость.
Но все же «Король Лев» — это некий апофеоз «живых» ремейков диснеевской классики. Это очень качественный, но стерильный и бездушный пересказ знакомой истории.