Завершился второй сезон одного из главных проектов HBO – «Большая маленькая ложь». Его сюжет напрямую продолжает историю, представленную два года назад в первом сезоне: после случайного убийства Перри Райта (Александра Скарсгарда) герои пытаются скрыть свою причастность, выдавая его смерть за несчастный случай.
Но каждый из них тяжело переживает случившееся. И вдобавок ко всему в город приезжает Мэри-Луиза Райт (Мерил Стрип), мать убитого. Она решила позаботиться о внуках и всеми силами пытается докопаться до истины.
Даже сам сюжет второго сезона выглядит проще и отличается от первоначальной идеи сериала. И этому есть простое объяснение.
«Большая маленькая ложь» должна была закончиться с первым сезоном.
Этот проект основан на книге, и его сюжет был полностью пересказан в первых семи сериях, что привело к логическому финалу. Но сериал стал настоящим хитом, завоевав любовь как публики, так и критиков, и тогда продюсеры решили его продлить.
Это оказалось главным недостатком сиквела. Просто это казалось ненужным. Режиссер Жан-Марк Валле создал целый семичасовой фильм в своей нелинейной манере, подарив зрителю детективную историю нового типа: не только имя убийцы, но и сама жертва на протяжении всего времени неизвестна. первый сезон.
А в финале оказалось, что здесь важнее не само преступление, а прошлое Джейн (Шейлин Вудли), о котором навязчиво напоминают воспоминания.
Казалось, что тогда они поставили точку. Но теперь есть второй сезон. А с ним все далеко не так однозначно.
Сложности съемок и сравнение с оригиналом
В первых сериях сразу бросается в глаза, что сиквел утратил почти все фирменные черты оригинала. Даже видео изменилось. Валле отказался режиссировать новые эпизоды, а вместо него наняли режиссера Андреа Арнольд, которая привнесла свое видение: добавила ручную камеру, отказалась от нелинейности и плюс по-другому обработала цветовую схему.
Эта идея даже хороша. Поскольку режиссер другой, нет смысла копировать его стиль, лучше показать новый подход. Но, как потом выяснилось, за окончательный монтаж отвечал все тот же Жан-Марк Валле. А потому примерно с середины сезона флэшбеки, нелинейное повествование и включение в сюжет саундтрека возвращаются к своему стандарту.
Но если раньше это была значимая часть повествования, то теперь это создает лишь ощущение слишком резкого перехода между сценами и обрыва сюжета: все равно создается ощущение, что исходный материал принадлежит другому автору.
Возможно, подход Арнольда был немного проще и «лобнее», но все же он добавлял картине свежести. А ближе к финалу действие местами становится откровенной копией сцен из первого сезона.
И это создавало еще больше проблем. Ведь продолжение неизбежно сравнивают с оригиналом. Еще во время выхода второго сезона «Настоящего детектива», который многие критиковали, среди зрителей бытовала поговорка:
Главной проблемой второго сезона этого сериала является существование первого.
А «Большая маленькая ложь» оказывается в еще более сложной ситуации. После ухода из проекта Валле выпустил мини-сериал «Острые предметы" с Эми Адамс, во многом посвященный теме детских травм и взаимоотношений детей и родителей.
Сознательно или нет, но сценаристы второго сезона «Большой маленькой лжи» взялись за тот же мотив: в сюжете появляются родители Бонни (Зои Кравиц) и, главное, Мэри-Луиза Райт. Похожая проблема заставляет сравнивать сериал с новой работой Валле. Опять же, не в пользу «Большой маленькой лжи».
Отсутствие динамики и интриги
Отсутствие литературной основы поставило перед авторами трудную задачу. Первый сезон был построен как детектив, он плавно подвел героинь к финальной точке — убийству — и одновременно показал расследование преступления. И уже в этой захватывающей оболочке развернулась драматическая составляющая.
Устраивать новую трагедию во втором сезоне было бы сродни превращению сериала в «Она написала убийство»: такой ход уничтожил бы всю реалистичность ситуации. Поэтому сценаристы выбрали честный, но не самый выгодный путь — просто оставили героинь переживать случившееся.
Честно, потому что это соответствует самой идее сиквела. Поскольку второй сезон — это, по сути, размышление авторов о популярности первого, то пусть герои попытаются разобраться в том, что произошло.
А это невыгодно, так как продолжение потеряло всю интригу и теперь захватывает не сюжет, а только знакомых персонажей. Они снова и снова возвращаются к темам прошлого и пытаются вникнуть в цепь слухов и подозрений, распространяющихся в обществе.
У каждого персонажа свои проблемы. Селеста (Николь Кидман) пытается разобраться со своей навязчивой свекровью, одержимой смертью сына, Джейн пытается начать новую жизнь, но уже поползли слухи об отце ее ребенка, Мадлен (Риз Уизерспун) ссорится с ней мужа, а Рената (Лора Дерн) узнает, что их семья обанкротилась. Но хуже всех Бонни: она не может отойти от случившегося и полностью уходит в себя.
Общее у них только одно - ложь. И в этом плане второй сезон полностью оправдывает название сериала. В основном он посвящен тому, как обман и неспособность открыться сказываются на семейных отношениях. Вернее, разрушают их, приводя к пониманию того, что правда, какой бы страшной она ни была, дает главное — доверие.
Но, к сожалению, такое построение сюжета слишком сильно делит его на линии, которые теперь не имеют почти ничего общего. Пути героинь иногда пересекаются, но большую часть времени каждая занимается своими заботами. И о целостной истории речи не идет.
И все же это очень важная история
Но все эти недостатки видны только при сравнении продолжения с первым сезоном. Можно сколько угодно говорить о проблемах и недостатках, но «Большая маленькая ложь» по-прежнему остается одним из самых важных заявлений о домашнем насилии и отношениях на телевидении за последние годы.
Первый сезон поднял несколько очень важных тем. И в первую очередь говорил об эмоциональной привязанности к насильнику и постоянных попытках жертвы оправдать его в собственных глазах.
Второй сезон развивает эту мысль дальше и показывает, что мучитель, как ни странно, не может отпустить жертву даже после ее смерти. Во-первых, потому что привычный образ жизни был нарушен. Во-вторых, потому что общество все еще стремится оправдать ее.
А в роли «света» здесь выступает мать Перри Райт. И авторы поступили вполне разумно, взяв на эту роль Мерил Стрип. Ее актерский талант позволил ей создать настолько реалистичный персонаж, что с определенного момента хочется просто возненавидеть.
Она раз за разом задает одни и те же страшные вопросы, которые, к сожалению, так любят повторять наяву при обсуждении подобных неприятностей:
Почему вы не ушли от мужа? Почему она не обратилась в полицию? Или, может быть, это то, что вы хотели?
Все это вкупе с прессингом самых светлых воспоминаний и апелляцией к родственным связям оборачивается для пострадавших настоящей пыткой.
Эта линия, конечно же, сосредоточена на Селесте и Джейн. А вот остальные героини не превращаются в простой фон. Ведь ложь, которая их объединяет, отдаляет женщин от их семей. В итоге выясняется, что Мадлен может искренне поговорить с не самой приятной Ренатой, но все скрывает от мужа.
А Бонни фактически остается наедине со своими переживаниями. Не очень любят говорить на такие темы в фильмах и детективах. Почему-то в скриптах принято считать, что просто убить или самозащититься человеку несложно. На самом деле такая травма переживается очень тяжело и буквально разрушает героиню изнутри.
Кроме того, Бонни добавляет еще одну проблему — сложные отношения с матерью. Контраст с Мэри-Луизой Райт здесь выглядит ярко: родители Бонни хотят только самого лучшего, но даже не пытаются прислушаться к мнению дочери.
Эти линии не сойдутся в конце каким-то причудливым и неожиданным образом. «Большая маленькая ложь» больше не детектив. Это очень эмоциональная драма о посттравматическом расстройстве и тяжелом бремени лжи.
Нельзя отрицать, что продолжение менее захватывающее, чем первый сезон. В нем слишком много длинных сцен, какие-то ненужные драматические реплики, а персонажи порой выглядят чересчур гротескно.
Но все же этой серии можно простить даже такие недостатки. Снято потрясающе хорошо. А главное, откровенно рассказывает о многих самых сокровенных и постыдных моментах жизни. Те, что обычно прячутся за внешним благополучием.
Насколько было необходимо продолжение, решать каждому зрителю. Тем не менее, этот сезон стоит посмотреть. Хотя, несмотря на открытый финал, третий точно был бы лишним. История подошла к концу.