Netflix выпустил новый фильм от автора «Славных парней» и «Отступников». Мартин Скорсезе возвращается к любимой теме и снова рассказывает о жизни итало-американской мафии.

На этот раз он решил разобраться в реальной истории Фрэнка Ширана по прозвищу Ирландец, убившего множество преступников из соперничающих кланов. Но самое главное, перед смертью убийца сам признался, что именно он стоит за исчезновением известного профсоюзного лидера Джимми Хоффа.

Новая работа Скорсезе обязательно понравится поклонникам его творчества и встанет в один ряд с уже упомянутыми «Славными парнями» и «Казино». Но все же есть некоторые моменты, затрудняющие восприятие картины.

Большая и медленная сага

Сюжет охватывает буквально всю карьеру Ширана (Роберт Де Ниро), начиная с того момента, когда он случайно встретил босса мафии Рассела Буфалино (Джо Пеши) в качестве водителя грузовика и начал вести дела с ему. . Довольно быстро герой стал помощником преступника и постепенно перешел от сбора долгов к заказным убийствам.

А потом жизнь свела их с Джимми Хоффой (Аль Пачино), лидером профсоюза дальнобойщиков, который, пользуясь своим влиянием, часто помогал дилерам как деньгами, так и различными услуги. Но постепенно пути Буфалино и Хоффы разошлись, и ирландцу пришлось выбирать, на чьей он стороне.

Давняя история представлена нелинейно, что делает картину более захватывающей. Все начинается с истории очень пожилого Ширана. Затем действие возвращается на годы назад, к его путешествию с Буфалино, которое, в свою очередь, вызывает серию воспоминаний, знакомящих зрителя с началом их сотрудничества.

Таким образом, действие выглядит многослойным: зрителю постепенно раскрываются все важные моменты и добавляются к общей картине. Более того, Скорсезе в данном случае, почти в духе Дэвида Финчера, старается подать максимальное количество информации.

Например, когда показывают нового второстепенного участника событий, в титрах сразу поясняют, как и когда он погиб. А здесь видно, как мало из них умерло естественной смертью и на свободе.

Также они рассматривают оружие, которое применялось при совершении преступлений, организацию убийств и многие другие интересные подробности. Ну а когда сюжет переходит от криминала к судебным делам и политическим интригам, в ход идут исторические хроники и подробный разбор процессов.

Такой подход вкупе с отлично переданной модой и ретро-саундтреком превращает «Ирландца» в энциклопедию жизни мафии, да и Америки 50-х-70-х годов. Но все же именно глобальность делает картину слишком тяжелой.

«Ирландец» длится почти три с половиной часа — это гораздо дольше даже эпического «Казино» того же Скорсезе. И в этом плане можно только порадоваться, что фильм вышел именно на Нетфликсе, в кинотеатрах такая продолжительность наверняка многих отпугнет. Здесь некоторые зрители предпочтут разделить просмотр на два-три подхода, превратив картину в подобие мини-сериала.

Более того, Скорсезе тоже не экономит время на диалогах. Он вообще снимает в своем классическом стиле, как будто 90-е и не закончились. Режиссер показывает длинные планы, аккуратный монтаж без лишних мельканий и неспешных разговоров, раскрывая не только главных героев, но и их окружение. Это создает максимально реалистичные ощущения и превращает экранный мир в настоящий, где люди не делятся на героев и злодеев, а просто каждый преследует свои цели.

Но если кому-то покажется, что автор снова романтизирует жизнь преступников, достаточно дождаться последних 30 минут. А там уже станет ясно, что даже те, кто не погиб во время разборок мафии, закончили свою жизнь очень печально.

Актеры из прошлого в настоящем

Конечно, многих привлекло и то, что впервые за много лет в фильме собралась классическая «старая гвардия» криминального кино. Роберт Де Ниро уже несколько раз играл с Джо Пеши для Скорсезе и не раз делил съемочную площадку с Аль Пачино в работах других режиссеров.

Теперь они снова вместе, и это создает потрясающую актерскую игру. Хотя Скорсезе поступил несколько двусмысленно, показав персонажей разного возраста в исполнении одних и тех же артистов.

С одной стороны, заменить любой из них просто невозможно. Кроме того, компьютерные технологии с каждым годом демонстрируют все более естественное «сглаживание» лиц. И на первый взгляд молодые Де Ниро и Пеши выглядят вполне естественно. Но если присмотреться, особенно на хорошем экране, то можно увидеть, что все-таки их мимика и актерская игра страдают из-за эффектов.

И больше всего героев выдают движения. Всем центральным актерам уже за 70, и даже при усердном омоложении лица их жесты и поведение выглядят слишком медленными и плавными.

Именно поэтому вторая половина фильма, где актеры все чаще предстают в привычном для себя виде, выглядит более живой: они играют более свободно и эмоции уже вырываются на полную катушку. Ну а финальные сцены с Буфалино и особенно с Фрэнком Шираном точно кого угодно растрогают.

Скорсезе много лет мечтал снять «Ирландца». И в результате картина вышла монументальной, тяжелой и сложной. Видимо, такой автор хотел ее видеть. Кого-то такая глобальность отпугнет. Но все же мастерство режиссера и талант актеров делают этот фильм чуть ли не обязательным к просмотру если не за один вечер, то хотя бы за несколько дней.