Картина о легендарном противостоянии знаменитых изобретателей электричества оказалась для авторов своеобразным долгостроем. Еще в 2017 году фильм был показан на кинофестивале в Торонто, но тогда то ли из-за недовольства зрителей, то ли из-за скандала вокруг Харви Вайнштейна, который числился одним из продюсеров, «Война течений» была дорабатывался почти два года.
Авторы даже пригласили самого Мартина Скорсезе, который помог с окончательным монтажом и сделал, как говорится, более стройное и интересное повествование. Правда, сейчас сложно узнать, насколько сильно изменился фильм, мало кто видел оригинал. Но, увы, у картины еще хватает проблем.
И это немного смущает. Ведь сама история, которая легла в основу сюжета, очень интересна. Да и отличный актерский состав радует. Но действие постоянно спотыкается, что сильно мешает восприятию.
Классные актеры, но персонажи не раскрыты
Сюжет картины посвящен двум легендарным личностям, подарившим Соединенным Штатам электричество. Высокомерный Томас Эдисон (Бенедикт Камбербэтч) пытается продвигать освещение с помощью постоянного тока. Но Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон), уже прославившийся изобретением пневматического тормоза для поездов, с ним не согласен.
Он считает, что переменный ток даст более дешевую электроэнергию, а с меньшими потерями напряжения ее можно будет распределять на большие расстояния. Однако Эдисон пытается доказать, что идеи Вестингауза опасны для людей.
Ирония истории в том, что каждый из них прав по-своему. Именно это и пытается показать фильм. Сюжет избегает зацикливаться только на одном персонаже, стараясь уловить вклад всех участников событий. Но, как ни странно, именно это и является главным недостатком картины. Внедрив сразу несколько ярких и интересных персонажей, да еще в исполнении любимых публикой актеров, у авторов просто нет времени рассказывать о каждом.
Похоже, больше внимания уделяется Эдисону. Зритель узнает и о его семейной трагедии, и о его готовности пойти даже на низкие поступки ради достижения своей цели. Но он все равно кажется очередным самонадеянным гением в исполнении Камбербэтча — уж слишком часто актер появляется в похожем образе на экране.
При этом Вестингауз выглядит более достойно, но времени на раскрытие своих мыслей просто не хватает. Отношения с женой, воспоминания с войны - все это показано лишь вскользь. Таланту Шеннона здесь просто негде по-настоящему раскрыться, его персонаж выглядит как простой деловой человек без особой искры.
Но самым обидным из всех является то, как в фильме обошлись с Никола Тесла. Непосредственный участник всех событий, внесший огромный вклад в развитие электричества, остается практически эпизодическим персонажем. Николас Холт всеми силами пытается выжать максимум эмоций из тех немногих сцен, которые подарили его герою, но образ гениального мечтателя просто теряется в круговороте событий.
Много интриги, но мало эмоций
Еще более странно авторы отнеслись к самой истории изобретений. Вернее, уделяли этому слишком мало времени. В основе всей истории лежат революционные для тех времен технологии.
Но вместо того, чтобы сосредоточиться на процессе создания лампочки, генератора и других удивительных вещей, сюжет больше о том, как изобретатели боролись за их продвижение. Даже разработка фонографа здесь выглядит лишь фоновым элементом для раскрытия личной жизни Эдисона, а не очередным прорывом в науке.
Конечно, именно в указанной в названии "войне" противостояние было важнее таланта изобретателя. Но видеть в Эдисоне не только коммивояжера, не гнушающегося черным пиаром, сюжету слишком не хватает романтики.
Невероятно трогательно выглядят те редкие сцены, где Тесла пытается рассказать об устройстве несуществующей машины, или финал, когда герой Камбербэтча описывает ощущения от создания первой работающей лампочки. А затем история снова переключается на деньги и конкуренцию.
Возможно, это отсутствие эмоций было бы менее заметным, если бы сам сюжет был более захватывающим. И здесь картине сильно вредит соседство в прокате с фильмом «Форд против Феррари» Джеймса Мангольда. Режиссеру как раз удалось показать настоящий накал страстей в истории инженеров. А в "Войне токов" передавались только факты.
При этом картинка выглядит очень привлекательно: актеры одеты в классические костюмы, а камера вытягивает очень изящные ракурсы. И даже саундтрек создает неплохую атмосферу на грани триллера. Но в самом действии напряжения нет.
Тем не менее, «Война течений» — это фильм, который стоит выпустить, хотя бы ради того, чтобы заинтересовать некоторых зрителей описываемыми событиями. Кто-то немного лучше поймет личность Эдисона, другой впервые услышит о Вестингаузе, а остальные, возможно, поймут разницу между постоянным и переменным током. Кроме того, такой актерский состав просто не способен сыграть плохо, а встреча с любимыми лицами станет подарком для многих поклонников.
И можно только сетовать, что такая интересная история заслуживает более яркого и эмоционального воплощения, чем то, что было показано в фильме.