У «Звездных войн» одна из самых больших фан-баз в мире. И вот сага заканчивается. Нет, конечно, будут выходить новые фильмы и сериалы, не говоря уже о мультфильмах и комиксах. Но семья Скайуокеров, отвечавшая за баланс Силы в галактике, всегда была в центре сюжета основных эпизодов. И девятая часть завершает их историю.

Эксперимент Райана Джонсона с предыдущим фильмом «Последние джедаи» получился довольно спорным: режиссер решил отказаться от истории прошлого Рей и убил главного злодея Сноука. Поэтому работу над финалом доверили Джей Джей Абрамсу, уже снявшему седьмой эпизод «Пробуждения силы».

И, пожалуй, это самый неудачный ход за всю франшизу. Потому что фильм «Скайуокер. Восход» создает два прямо противоположных ощущения. Боевые сцены, спецэффекты и экшен здесь на высоте. Но сценарий оказался настолько расплывчатым, что воспринимать его всерьез просто невозможно.

Максимализм вместо сюжета

После выхода «Пробуждения силы» Абрамса уже обвиняли в том, что он просто в третий раз пересказывает историю «Новой надежды». Но режиссер решил и дальше идти по проторенному пути. И потому «Скайуокер. Восход» оказывается очередной версией «Возвращения джедая». И если оригинал считать далеко не лучшей частью франшизы, то что уж говорить о пересказе.

@iVideos / YouTube

Но еще большей сюжетной проблемой оказалось то, что после смерти Сноука в «Звездных войнах» не осталось главного злодея, а Кайло Рен, мечущийся между светом и тьмой, никак не подходил на эту роль. И поэтому авторы решили просто ввести в действие одного из персонажей старых фильмов.

Даже не удосужились объяснить это толком, просто во вступительных титрах зрителям рассказывают, что он жив и все эти годы скрывался, составляя зловещий план. Кайло Рен хочет вступить с ним в коалицию, и Рей, Финну и По предстоит победить ситхов в неравной борьбе. Но сначала им предстоит найти тайное убежище главного антагониста.

С пояснениями и логикой в «Восходе» вообще все достаточно сложно. Тех фанатов, которые все еще мечтали узнать, как образовался Первый Орден после распада Империи и почему он так силен, ждет разочарование. Более того, появится еще более опасная армия. Тоже из ниоткуда.

Но все подобные недостатки авторы стараются компенсировать максимализмом. Теперь галактике угрожает не просто Первый Орден, а самый мощный флот в истории, где на каждом корабле есть пушка, уничтожающая планеты (ранее на это была способна только Звезда Смерти и ее вариации). И, конечно же, с ними будут бороться все свободные миры.

Использование Силы также стало невероятно гротескным. Опытный Люк Скайуокер после десятилетий познания Силы смог перенести свою бестелесную оболочку на другую планету. Кайло Рена легко переносить даже физически.

Величайший мастер Йода изо всех сил пытался поднять корабль, лежавший на дне озера. А Рей справляется с полетами. Способность к исцелению увеличивается на глазах, теперь даже смертельные раны не очень опасны. И это как бы обесценивает трагедию Энакина Скайуокера, искавшего в Силе возможность спасти возлюбленную.

Раньше Рей обвиняли в том, что она слишком Мэри Сью (так называют архетип всемогущей и чрезвычайно удачливой героини). Сейчас ей везет абсолютно во всем. А потому она идеально сражается на мечах, плавает по бушующему морю, лечит раны, договаривается о помощи со всеми встречными и даже немного летает.

Игрушечные персонажи и фансервис

Чтобы хоть как-то поддерживать накал эмоций, герои постоянно попадают в смертельно опасные ситуации и расстраивают зрителей из-за своей смерти. Единственная проблема в том, что большинство из них в конечном итоге остаются живыми.

Один персонаж чуть не умирает три раза в фильме. И каждый раз все устроено максимально трагично.

Герои так трогательно прощаются друг с другом, что зрители обязательно расплачутся. И через 15 минут снова в строю.

Более того, таким образом трактуются даже второстепенные персонажи. Они появляются в фильме по нескольким причинам. Во-первых, большинство новичков выполняют простые функции по продвижению Рей и ее соратников: каждый раз буквально из ниоткуда выскакивает помощник, который подсказывает, что делать дальше. Причем мотивация героев объясняется в двух-трех словах, что в случае с предателем в Первом Ордене выглядит почти комично.

Во-вторых, они сами регулярно попадают в опасные ситуации, чтобы лишний раз заставить волноваться публику. Ну и в-третьих, похоже, Дисней просто хочет выпускать больше игрушек с разными персонажами. Иначе никак не объяснить появление симпатичного, но ненужного дроида и, главное, очень харизматичных рыцарей Рена, которые совершенно не влияют на сюжет.

И при этом авторы максимально давили на ностальгию, возвращая многих старых героев. И если появление джедаев в виде призраков Силы понятно, то парочка других персонажей возвращается без особой логики, лишь бы вызвать улыбку у поклонников классики.

На самом деле, они не так уж и плохи сами по себе. Все понимают, что последние фильмы «Звездных войн» — это чистый фансервис. Но, заигрывая с новыми персонажами, о старых часто просто забывают. В девятом эпизоде Финн не делает ничего полезного до самого конца, он просто везде ходит за товарищами. По словам Дэмерона, в отличие от «Последних джедаев», сейчас он хоть и успевает много летать, но и мало влияет на развитие сюжета.

Осталась единственная надежда - Рей. Но и здесь история не удалась. В предыдущей части Джонсон смело отменил представление о наследственности Силы и показал, что даже дочь простого крестьянина может быть джедаем. И уборщик в финале это только подтвердил.

Теперь Абрамс отказывается от этого хода, причем самым банальным образом: фразой в стиле «я не это имел в виду». Он пересматривает вечные вопросы наследственности, которые рассматривались в классической трилогии, полностью обесценивая громкую фразу «Прошлое должно умереть» из восьмого эпизода. А про мальчика просто забыли.

В результате сюжетная часть картины выглядит как творение фаната, склонного к максимализму. Все каноны пересказывают по кругу, увеличивая драматизм в 2-3 раза. Хотя зритель уже точно знает, чем дело кончится.

Поклонники и недоброжелатели «Последних джедаев» сошлись во мнении: фильм стал смелым экспериментом для мира «Звездных войн». И именно поэтому споры вокруг него не утихают до сих пор. «Скайуокер. Восход» вряд ли вызовет бурное обсуждение. О сюжете почти нечего сказать. Остается только удачная визуальная часть.

Но в то же время красивые сцены и крутой экшн

Как ни странно, главным достоинством фильма остается все тот же максимализм автора. Просто потому, что это делает картинку насыщенной, а сюжет наполняет действием. Героев с самого начала бросают в подобие квеста: они должны летать по планетам в поисках зацепок. А потому в «Восходе» показывают сразу несколько удивительных миров с пустыней, морем, пещерами и многими другими красивыми локациями.

Более того, «Звездные войны» всегда славились своими забавными инопланетными расами, и их здесь тоже немало. Туземцы говорят на необычных языках, а еще забавно двигаются и танцуют.

В этих красивых локациях происходят сражения. И они очень хороши. В «Последних джедаях» не хватало боев на световых мечах. В «Восходе» авторы показывают чуть ли не самую красивую драку в истории франшизы. Рей и Кайло совершают невероятные прыжки, сражаются в одиночку с несколькими противниками.

Плюс погони на спидстерах и внезапно налетающие штурмовики, уничтожение истребителя световым мечом, перестрелка на корме космического корабля и множество других масштабных схваток.

И, конечно же, не забывайте о сражениях флотов как в космосе, так и над поверхностью планет. С эпическими батальными сценами этой франшизы не сравнится ни одна предыдущая часть. Поэтому «Скайуокер. Восход» непременно понравится тем, кто ждет от фильма только красивой картинки и приключений.

Да и уже упомянутая ностальгия, вполне возможно многим понравится. Финал полностью зацикливает всю историю, возвращая к самым началам. Тут главное не пытаться анализировать происходящее на экране и не искать логику. А то можно снова расстроиться.

Ни для кого не секрет, что «Звездные войны» изначально задумывались как молодежное фэнтези без особой глубины. Это была просто компиляция классических сюжетов в оболочке космического вестерна. Но поскольку мир франшизы так сильно разросся за эти годы, фанаты, конечно же, ждали ответов на многие вопросы и четкого завершения сюжетных линий из предыдущих частей.

Ведь когда-то сам Джордж Лукас пытался понять природу Силы и происхождение Дарта Вейдера. Изгой-один прояснил брешь в системе безопасности на Звезде Смерти.

Возможно, когда-нибудь фанатам расскажут о прибытии Первого Ордена, родителях Рей, выжившем злодее, внезапном превращении Леи из принцессы в мастера-джедая, капитане Фазме, рыцарях Рен. У Disney и Lucasfilm, вероятно, еще есть много фильмов и сериалов для этого.

Но увы, сейчас во всем этом не удосужились разобраться. А потому, что «Звездные войны: Скайуокер. Восход» — это всего лишь простое развлечение на два с половиной часа, а не конец истории.