Никто не сомневался, что на «Оскаре-2020» «Паразиты» возьмут статуэтку в категории «Лучший международный фильм». Также не удивил и приз за лучший оригинальный сценарий. Но неожиданно Пон Джун Хо получил награду за лучшую режиссуру.
И тогда картина получила «Лучший фильм». Эта победа оригинального корейского режиссера выглядит еще более фантастично, если вспомнить, что конкурентами ленты были «1917» Сэма Мендеса, «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, «Джокер» Тодда Филлипса и «Ирландец». " Мартин Скорсезе.
Бон Джун Хо — это Стивен Спилберг во всей красе.
Все это не случайно, ведь фильм южнокорейского режиссера оказался близким и понятным любому думающему зрителю. Мы рассказываем, как «Паразиты» иносказательно, но очень наглядно анализируют важные социальные вопросы.
Бедная семья Ки живет в загаженном полуподвале и перебивается непостоянными заработками. В частности, они штабелируют коробки из-под пиццы, но и это делается плохо.
Шанс вырваться из бедности появился из ниоткуда: друг старшего сына просит заменить его репетитором по английскому для симпатичной дочери местного IT-магната. Сменив имя Ки Ву на звучное Кевин и показав фальшивый диплом, подделанный его сестрой, молодой человек получает желанную работу в роскошном доме семьи Пак.
Вдохновленный удачей, Ки решается на рискованную авантюру: хитростью изгнать всех слуг из дома богача и занять вакансии самим. Сначала план идет как по маслу. Но однажды происходит то, чего никто не ожидал. Режиссер просит всех молчать об этом сбивающем с толку повороте сюжета, чтобы не раскрыть интригу и не испортить удовольствие тем, кто еще не ходил в кино.
Жанровые подмены и мощный социальный подтекст
Создатель «Паразитов» Пон Джун Хо не ограничивает себя одним жанром. В фильмографии режиссера — абсурдный детектив «Воспоминания об убийстве», постапокалиптический триллер «Сквозь снег» и приключенческая сказка «Окча» производства Netflix.
Но в «Паразитах» Джун Хо пошел еще дальше. Картина начинается как эксцентрическая комедия, превращается в психологический детектив, а ближе к третьему акту вырождается в сюрреалистический триллер. При этом от экрана невозможно оторваться: несмотря на то, что жанровая подмена каждый раз действует как пинок, следить за происходящим все равно жутко интересно.
И все это жанровое разнообразие приправлено мощнейшей социальной драмой. Классовое неравенство давно беспокоило Пон Джун Хо: антиутопия «Сквозь снег» рассказывала о противостоянии бедных и богатых пассажиров поезда, несущегося в никуда по смертельному морозу. В «Паразитах» само название намекает на суть происходящего.
Но вопрос в том, кто настоящие паразиты? Мошенники, пытающиеся подняться за счет богатых людей, или богатые люди, которые ничего не могут сделать? Старший Пак считает себя слишком важным, чтобы водить машину, а его жена понятия не имеет, как содержать собственный дом в порядке.
Так Пон Джун Хо рассказывает зрителю, что миллионеры получили привилегии не из-за избранности или исключительности, а благодаря банальному везению: оказались в нужное время в нужном месте. Бедняки, с другой стороны, прозябают на дне жизни не из-за глупости или невежества. Наоборот, у семьи Ки нет ума. Просто им не так повезло, как Пакаму.
Образ «лишних людей» и атмосфера бессилия
Современное южнокорейское общество полно противоречий. С одной стороны, Корея тянется к западной культуре. С другой стороны, в стране, как и в соседних Японии и Китае, очень сильны традиции. В результате планка, установленная обществом, непомерно высока: чтобы тебя везде принимали, ты должен быть богатым, успешным, красивым, ухоженным — и в то же время скромным, трудолюбивым и уважающим всех.
Понятны опасения старшего сына семейства Ки, который, глядя на беззаботных гостей Стаи, нерешительно спрашивает своего богатого ученика: «Как ты думаешь, я подхожу?» В какой-то степени это замечание отражает опасения любого, кто живет в корейском — да и в любом — развитом обществе.
Еще один остросоциальный лейтмотив фильма – невозможность изменить свою жизнь. Даже имея таланты, бедняк не способен направить их в положительное русло (например, Кей-старший пытался открыть кондитерскую, но разорился) и становится преступником.
Художественные приемы и символика
Режиссер использует выразительные визуальные эффекты, чтобы раскрыть глубокое содержание. По самой конструкции кадра Пон Джун Хо отделяет бедных от богатых. А лестницы представляют собой ступени социальной иерархии, которые предстоит преодолеть героям.
Зная основную сюжетную интригу, пересматривать картину еще интереснее. В этом «Паразиты» напоминают триллер Джордана Пила «Прочь», в котором аллюзии на суть происходящего были искусно скрыты на протяжении всего фильма, но зритель их до поры до времени не замечал.
Пон Джун Хо неоднократно сравнивает бедняков с тараканами — живучими и почти неистребимыми насекомыми. А социальная пропасть между богатыми и бедными людьми выражается еще и в запахе нищеты, который последние при всем желании не могут скрыть.
Даже если «Паразиты» станут вашим первым южнокорейским фильмом, не бойтесь. Эта картина заставляет смеяться, грустить, плакать — словом, сопереживать неуклюжим героям Пон Джун Хо. Ведь остроумный «Паразит» понятен не только посвященным, но и всем, кто любит хорошее кино, сделанное с любовью.