12 марта в российские кинотеатры выйдет приключенческое фэнтези «Пиноккио» по мотивам классической сказки Карло Коллоди. Над картиной работал широко известный у себя на родине итальянский режиссер Маттео Гарроне. Ранее он поставил «Страшные сказки» — мрачную экранизацию сразу нескольких средневековых легенд Джамбаттисты Базиле.

Нищий ремесленник Джеппетто (Роберто Бениньи) вырезает из бревна деревянного человека и дает ему имя Пиноккио (Федерико Иелапи). Но злодей почти сразу бежит от своего создателя. Буратино нелегко быть послушным, он регулярно идет на поводу у провокаторов и мошенников и поддается различным соблазнам. Больше всего герой мечтает стать обычным мальчиком, но преображение произойдет только тогда, когда его разумом займется кукла.

Честный пересказ без цензуры

Сам режиссер признается, что идея снять еще одного «Пиноккио» не нова. Ведь сказку уже много раз экранизировали (первое, что приходит на ум, конечно, диснеевский полнометражный мультфильм 1940 года). Но в то же время в картине Гарроне нет ровно никакого постмодернистского переосмысления, обязательного для большинства современных фильмов, основанных на волшебных сюжетах. И это их отличает.

Как и предыдущий фильм режиссера, «Пиноккио» при всей своей красоте остается удивительно анахроничным. Если пропустить все происходящее через призму современных ценностей, то можно удивиться: ведь родители и добрые самаритяне (тот же Говорящий Сверчок) далеко не всегда правы, а в учебных заведениях часто учат чуши. Поэтому поучительную нагрузку картины лучше воспринимать как дань классике, а не как руководство к действию в 21 веке.

Но в то же время фильм может стать бесценной находкой для всех, кто хочет познакомиться с оригинальным «Буратино», не искаженным цензурой.

Здесь надо сказать, что Маттео Гарроне подходит к экранизациям старых сказок с потрясающей прямотой и не пытается смягчить спорные моменты. Пиноккио естественно проходит все круги ада: его ноги надежно обжигают в пламени очага, он попадает в желудок рыбы, его даже пытаются задушить. Если в оригинале четыре черных кролика обещали положить Пиноккио в гробик за отказ пить лекарство, то в фильме эта сцена воспроизведена не только дословно, но и максимально нелепо пугающе и странно.