12 октября новая серия от режиссера третьей части "Мажора" Игоря Твердохлебова и продюсеров нашумевшего ностальгического проекта "Мир! Дружба! Резинка!" начнется на ТНТ и стриминговом сервисе Premier.

Жанр «Территории» заявлен как сочетание фольклорного хоррора, основанного на верованиях жителей Пермского края, роуд-муви и семейной драмы. И если с двумя последними жанрами Россия уже научилась справляться, то приложение для ужасов сразу вызывает опасения. Практически все отечественные фильмы и сериалы, пытающиеся напугать зрителя сказками о Бабе Яге, леших или ведьмах, выглядят в лучшем случае смешно, а чаще просто конфузно.

Но, судя по первым двум сериям, у «Территории» есть шанс хотя бы частично исправить сложившийся стереотип. Хотя желание рассказать лишнее может все испортить.

Спешящий сюжет

Родители 19-летнего Егора Чудинова (Глеб Калюжный) пропали во время этнографической экспедиции в Пермский край. Молодой человек вместе со своим дядей Николаем (Андрей Мерзликин) отправляется на поиски. Недалеко от города Кудымкара они встречают студенток Таню (Ксения Отинова) и Надю (Анастасия Чистякова), которые изучают местный фольклор. Вместе герои продолжают исследовать жуткие места, все больше погружаясь в мир мистических верований и потусторонних существ.

Главный и пока единственный недостаток сериала в том, что авторы слишком быстро бросают персонажей в самую гущу событий, не давая толком познакомиться с ними зрителю. Как ни странно, поначалу лучше всего писался не сам Егор, а Николай. Он работает патологоанатомом, отсюда цинизм и резкость, но в то же время герой заботлив и много знает.

Хотя Егора, скорее всего, намеренно делают таинственным. С его прошлым, странным шрамом и исчезновением родителей наверняка будут связаны основные повороты сюжета. Вот только семейная драма, о которой явно хотят рассказать создатели «Территории», может сильно мешать мрачной атмосфере. Немногим удается сохранить необходимый баланс двух жанров.

А вот Таня и Надя сначала выглядят просто дополнительными персонажами, у которых две основные задачи. Во-первых, они объясняют мистические события. Недаром из героинь сделали филологов, изучающих фольклор — проще всего наделить их знаниями. А во-вторых, они попадут в беду, чтобы их спасли Николай и Егор. «Девушка в беде» — очень популярное киноклише.

Но если с главными героями можно познакомиться по ходу развития сюжета, то различные мистические существа и необычные места очень быстро сменяют друг друга. Как мы уже говорили, авторы декларируют жанр «Территории» как роуд-муви. После первой серии персонажи переезжают в новое место. Хотя о предыдущем местоположении почти ничего не было сказано.

Если персонажи будут продолжать двигаться одинаково в каждом последующем эпизоде, есть опасность, что вся атмосфера потеряется. Чтобы зритель поверил в мистические миры хоррора, лучше раскрыть их подробно, а не удивлять количеством локаций. Из-за такой ошибки многим не понравились финальные серии еще одного хита ТНТ и Премьер — «Игры на выживание». Из-за частой смены настроения и местности к концу казалось, что у создателей просто закончились идеи.

Но есть вероятность, что дальнейший сюжет «Территории» пойдет по другому пути, и сериал получится очень хорошим.

Несмешные убеждения

Часто при съемках фольклорных фильмов ужасов российские режиссеры берут какого-нибудь знакомого персонажа, чтобы сразу привлечь к себе внимание. Но беда в том, что ни Баба Яга, ни злые русалки уже серьезно не пугают зрителя. Более того, весь кошмар в таких фильмах пытаются представить через плохие спецэффекты.

Интереснее поступили создатели «Территории». Они взяли настоящие мифы коренных жителей Коми-Пермяцкого округа. Те, кто интересуется фольклором, слышали о белоглазых чуди, которые якобы владели колдовскими знаниями и ушли в подполье, кто-то читал о мелких бесах и икотах. Но эти сказки не слишком известны широкой публике, а потому и не надоедают.

Бросив своих героев в глушь, создатели «Территории» знакомят их и зрителей со страшными поверьями. Иногда хоррор в сериале выглядит слишком гротескно: например, если появляется волшебница, то это либо отшельница в лохмотьях, либо страшная бабка. Но этим грешит весь современный жанр, за исключением таких мастеров, как Ари Астер и Роджер Эггерс.

В остальном баланс гоблинов и других мистических существ и реалистичных жутких сцен хорошо выдержан. В паре сцен сериал действительно пугает, и это уже успех для такого проекта.

Атмосфера деревенского ретро

В рекламе особое внимание уделяется участию продюсеров главного ностальгического хита "Мир! Дружба! Жвачка!". И несмотря на то, что в «Территории» действие происходит в наши дни, сериалу тоже удается окунуть зрителя в атмосферу прошлого. Все дело в том, что герои попадают в отдаленные деревни, где время словно остановилось.

Контраст очень яркий: у Егора современный смартфон и Bluetooth-наушники, а водитель автобуса играет музыку на старом магнитофоне. Даже участковый выходит на связь по древнему стационарному телефону, а в домах стоят пузатые ламповые телевизоры.

И сериал совершенно нельзя обвинить в преувеличении. В российской глубинке действительно есть такие населенные пункты, где пожилые люди круглый год ходят в старых тулупах, все друг другу родственники, а единственный автобус ходит не чаще одного раза в день.

В такой обстановке легко умещаются страшные сцены, которые точно напугают типичных горожан — основную целевую аудиторию сериала.

«Территория» — еще одно подтверждение того, что российские производители сериалов наконец-то нашли правильное направление развития индустрии. Он не копирует западный стиль и обращается к русскому фольклору. Хорошая стрельба и антураж глубинки только дополняют ощущения. Важно только, чтобы авторы не торопились, не смешивали жанры и позволяли зрителю погрузиться в атмосферу ужаса.