18 марта в прокат вышел британский фильм «Шпионские игры», в котором также снялись российские звезды. Главные роли в нем исполнили Бенедикт Камбербэтч и грузинский актер Мераб Нинидзе, неоднократно принимавший участие в зарубежных проектах.

Режиссером картины стал Доминик Кук. Этот британский режиссер стал одним из создателей сериала «Пустая корона», являющегося экранизацией исторических пьес Шекспира. Кук также известен по фильму «На берегу» — экранизации одноименного романа Иэна Макьюэна.

В команде с Куком над «Игрой в шпионов» работал сценарист Том О’Коннор, известный по фильму «Телохранитель убийцы».

Фильм основан на реальных событиях

Фильм рассказывает о двух шпионах, которые в эпоху холодной войны пытались предотвратить Карибский кризис. Один из агентов — Олег Пеньковский (Мераб Нинидзе), полковник ГРУ из СССР. Второй — британский бизнесмен Гревилл Винн (Бенедикт Камбербэтч).

Пеньковский опасается, что Хрущев может начать ядерную войну. Герой тайно выходит на связь с посольством США, чтобы помешать планам главы государства в сотрудничестве с западными спецслужбами.

Но Гревилл Винн, по сути, вынужден стать помощником Пеньковского. Представители спецслужб обещают Винну гонорар, гарантируют безопасность и порой манипулируют чувствами бизнесмена. И он соглашается поехать в СССР, чтобы установить контакт с русским шпионом.

Так начинается история сложной операции. Пеньковский дает Винну конверты с документами о советских разработках, и тот доставляет их в МИ-6. А со временем между героями завязывается дружба, на которую не влияет ни языковой барьер, ни страна происхождения, ни социальный статус.

Дело Пеньковского стало очень известным в СССР, а его имя надолго стало синонимом слова «предательство». Некоторые историки считают Пеньковского одним из самых значимых шпионов США. Другие утверждают, что он не имел доступа к секретным материалам, а потому его деятельность не могла подорвать планы правительства.

Но даже не зная исторической основы, зритель легко вникает в суть сюжета. Повествование построено последовательно и точно — мы понимаем, о чем идет речь, и не задаем лишних вопросов.

Сюжет держит в напряжении

Винн и Пеньковский изображены в фильме живыми, человеческими, и поэтому мы проникаемся симпатией к героям. Мы хотим, чтобы их операция завершилась успешно. Мы понимаем, что агенты в опасности, и это нас беспокоит.

Медленный темп истории также работает на это. Ведь на таком «гладком» фоне даже беглый взгляд и брошенное мимоходом слово выглядят не менее мощно, чем взрывы в боевиках. В каждом взаимодействии персонажей мы видим, что уровень самообладания героев зашкаливает. Агенты вынуждены контролировать себя — на публике и дома, внимательно следя за тем, что и как они говорят.

Такое ощущение, что герои играют в шахматы. Чтобы победить, а в случае с героями, чтобы выжить, нужно просчитывать на много шагов вперед, предусмотреть разные варианты. Зритель быстро считывает эту «искусственность» повседневных действий, что также держит его в напряжении.

Советский Союз изображен ярко и со вкусом

В картине нет привычных "плохих русских" и прочей "клюквы". Медведи по улицам не ходят, и люди не играют на балалайках. Нам показывают обычных живых людей с их страхами, горестями и радостями. Все выглядит не плоско, естественно.

Прекрасно воссоздана атмосфера середины прошлого века. На экране хорошо знакомые нам предметы: хрустальные бокалы, сигареты, ленточки в косичках. Такие детали, а также масштабные декорации вызывают ностальгию. Работа стилистов великолепна: костюмы и прически персонажей также отсылают нас в прошлое.

Возродите СССР и стрельбу на природе. Узнаем переулки Москвы, здания сталинского ампира. Правда, здесь есть гостиница со странным названием «Виталий», но, похоже, это единственный недостаток.

Интересные режиссерские ходы

Стоит отметить нуарную атмосферу фильма. Мужские персонажи здесь, как и положено, в основном довольно жесткие, холодные, балансирующие на грани добра и зла. У них есть свои неоднозначные мотивы действий. Герои сдержанны, скрытны, самоуверенны. Разговоры иногда происходят в переулках, а пространство города, как и сами герои, выглядит тяжелым, гнетущим.

Костюмы также стилизованы и выдержаны в монохромном стиле: персонажи часто одеты в длинные плащи и шляпы. Герои без конца курят и сурово смотрят исподлобья.

Здесь нет роковых соблазнительниц, но важную роль играют женские персонажи. Жена Гревиля — дама с характером, подозревающая мужа в измене. Их отношения напряженные и страстные, и это тоже напоминает нам нуар. Кстати, Джесси Бакли, недавно снявшаяся в фильме Чарли Кауфмана «Я думаю покончить со всем этим», отлично справилась с ролью жены.

Художественные детали заслуживают особого внимания. В фильме есть сцена, в которой герои смотрят балет «Лебединое озеро». Лебеди в спектакле — заколдованные люди, ведущие двойную жизнь: днем они птицы, а ночью принимают человеческий облик. Мы видим, как в театре герой Бенедикта Камбербэтча не может сдержать слез, потому что слишком хорошо понимает, что такое быть «заколдованным» и скрывать настоящего.

Еще один пример яркой, пронзительной детали — эпизод, в котором главные герои держатся за руки. Этот жест красноречивее слез и громких слов характеризует измученных жизнью людей, нашедших друг в друге настоящих товарищей.

Идеи, которые тронут зрителя

Фильм приводит зрителя к ряду интересных рассуждений. Герой Бенедикта Камбербэтча в одной из серий произносит емкую фразу: «Наши политики ненавидят ваших политиков». Эта линия является одной из центральных идей фильма: холодная война на самом деле не велась между сверхдержавами. Воевали только те, кто был у руля, а простые люди продолжали жить своей жизнью.

Изучение мотивов Пеньковского показывает нам, что история с годами переосмысливается. Тот, кого считают предателем, предстает перед зрителем в новом свете. На картине полковник ГРУ изображен как человек, который хочет взять на себя ответственность и предотвратить катастрофу. Он тот, кто сознательно идет на риск и пытается повлиять на судьбу своей страны.

И это наводит нас на еще одну важную мысль: не только главы государств творили историю, но и темные лошадки действовали незаметно. И они внесли весомый вклад в наше настоящее, которое без их участия могло бы выглядеть иначе.

«Шпионские игры» — захватывающий и хорошо сделанный исторический фильм. Напряженная нуарная атмосфера и захватывающий сюжет делают его достойным просмотра. Большой интерес вызывает и многонациональный кастинг: в картине снялись актеры из Великобритании, Грузии, России и США. Отличная постановка не только увлекает зрителя, но и дает пищу для глубоких размышлений.