22 апреля в российский кинопрокат выходит новый остросюжетный триллер Гая Ричи «Гнев человека». Главную роль в фильме сыграл Джейсон Стэтхэм, без которого не обходилось ни одно знаковое произведение режиссера («Карты, деньги, два ствола, большой куш и револьвер»).
Гай Ричи пользуется в России особым уважением, его фильмы очень любят и ждут. Возможно, потому, что их характеры всегда сочетали магнетическое обаяние с жестокостью. Вот так они покорили целое поколение зрителей.
Но в какой-то момент режиссерский путь повел режиссера не в ту сторону: после фильмов о Шерлоке Холмсе в 2017 году на свет появился неоднозначный «Меч короля Артура». Более того, Гай Ричи снял картину в жанре нетипичного средневекового фэнтези. Затем его позвали на съемки «Аладдина» — еще одного игрового ремейка классики Диснея. Только теперь продюсеры вытравили любой намёк на авторский образ, которым славится Ричи.
Но в 2020 году Гай Ричи вернулся с задорными «Джентльменами». Он снял очень похожий фильм в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Поклонники встретили картину восторженно: она не только вернула веру в любимого режиссера, но и заставила с нетерпением ждать следующего выпуска.
Арсенал проверенных методик
По сюжету таинственный парень по имени Х нанят инкассаторской компанией Fortico. Когда один из броневиков пытаются ограбить с деньгами, новый неожиданно показывает себя опытным бойцом с железной выдержкой. Коллегам сразу становится понятно, что простой работяга просто не может так метко стрелять. И H действительно внедрился в фирму по одной причине: он ищет кого-то, кто сильно обидел его в прошлом.
Собственно, это все, что допустимо сказать о сценарии во избежание критических спойлеров. В этом случае очень важно сохранить интригу во время разговора о фильме, ведь лишние детали могут испортить все удовольствие. Но это не мешает объяснить, почему поклонники оригинального стиля Гая Ричи будут очень довольны новой картиной.
Режиссер снова щедро излил приемы, ради которых его картины идут в кино. Использовались параллельный монтаж, энергичное повествование, частые сокращения и уникальные вступительные титры, напоминающие классические боевики 1990-х годов. Кроме того, зрителям, как и в старых произведениях Гая, придется запоминать имена десятка разных персонажей, иначе легко запутаться в перевернутом сюжете.
К счастью, все персонажи обладают ярко выраженной харизмой, а кто-то еще невероятно крут. Все-таки Гай Ричи — один из тех режиссеров, которые умеют показать парня, щелкающего затвором оружия, так, что сразу дух захватывает. Порадовал и герой Скотта Иствуда (сына легендарного Иствуда-старшего), который на этот раз выложился по полной.
Нелинейная структура повествования
Здесь важно отметить, что трейлер фильма всех обманул. Можно было легко подумать, что следующей работой режиссера будет обычный бодрый боевик со звездой в главной роли и минимумом пищи для размышлений. И в нем совершенно не чувствовался фирменный стиль Гая Ричи.
На самом деле структура сценария стала еще более извилистой, чем в «Джентльменах». Похоже, британец решил зайти на территорию своего соотечественника Кристофера Нолана и поиграть в нелинейность. Хотя такой способ повествования имел место в «Револьвере» — Ричи вообще любит экспериментировать со сценарным построением.
Разделение на главы роднит фильм с произведениями Квентина Тарантино, еще одного виртуоза жанра. И с каждой новой частью градус драматизма возрастает. Ближе к середине даже вставили сцену с пытками, сделав сравнение с Тарантино еще более уместным: ведь раньше Гай старался не показывать насилие без купюр.
Кстати, если на минуту поставить события в хронологическом порядке, то получится самый обычный боевик, и вся прелесть сразу развалится. Вот только то, что в руках обычного режиссера не представляло бы интереса, здесь бесповоротно пленяет, заставляя вместе с Н гадать, кто главный злодей в этой истории.
Тонкая ирония над жестокими героями
В этот момент допустимо снова вспомнить о Тарантино, который также умело разбавляет кровавую баню шутками разной степени неприличия. Только в «Гневе» смешные моменты в основном сосредоточены в первой трети ленты.
После этого картина резко выкинет драматический козырь и плавно мутирует в фильм про ограбление, и острот больше не будет.
Но даже в самых напряженных сценах Гай Ричи все же находит момент, чтобы пошалить на полную катушку. Например, режиссер забавно обыгрывает сюжетный троп, часто устроенный так: один из персонажей входит в комнату, а там его уже ждет друг, настроенный на серьезный разговор. И он драматично ждет - сидя в кресле под зловещим светом лампы.
Естественно, в данном случае Джейсон Стэтхэм играет роль этого товарища, непроницаемая суровость которого уже служит постоянным объектом иронии в фильме. Невозможно не засмеяться, глядя на то, как его персонаж мрачно смотрит в потолок или задает свой призыв к «Полету валькирий» — ну что еще мог выбрать человек, воплощающий брутальность.
Будь на месте Гая Ричи другой режиссер, такие выходки могли бы сойти за шутовство. Но автор с нежностью относится к своим героям, и сделано все это очень деликатно и тонко.
Сейчас, когда киноиндустрия по понятным причинам переживает кризис, новая работа Гая Ричи точно станет глотком свежего воздуха для поклонников зрелищного кино. Эта история, при другом подходе, могла бы так и остаться стандартным боевиком.
Но нелинейный сюжет превращает его в коробочку с сюрпризом, а рельефные во всех смыслах этого слова персонажи словно созданы для того, чтобы их обожать.