Британо-французский фильм «Отец» сразу привлекает внимание звездным актерским составом: главные роли исполняют оскароносные Энтони Хопкинс и Оливия Колман. Их также сопровождают Оливия Уильямс, Марк Гаттис и Имоджен Путс.

Но громкие имена — не единственное преимущество этой работы. Экранизация одноименной пьесы затрагивает очень важную тему - старческое деменция и взаимоотношения взрослых детей с родителями.

Более того, фильм позволяет не только взглянуть на историю со стороны. Он как бы делает зрителя участником событий, позволяя ему пропустить через себя чувства главного героя и его близких. Из-за этого фильм выглядит как трогательная драма, местами запутанная история, где трудно отличить правду от вымысла. А иногда картинка страшная, как настоящий ужастик.

Драма, чтобы жить

Пожилой Энтони (Энтони Хопкинс) живет в Лондоне. Его дочь Энн (Оливия Колман) планирует переехать с женихом в Париж. Но для этого она должна найти отцу постоянную няню. Но у Антония невыносимый характер, которого не может вынести никто из наемных рабочих. Старик убежден, что ему не нужна опека. В реальности он все больше путается, не узнает родного дома и даже дочери.

Странность этого фильма в том, что даже к синопсису в конце каждого предложения было бы правильно добавить слово «кажется». Ни в одном из событий, показанных на экране, нельзя быть полностью уверенным. Но это не игра с внимательностью зрителя, как, например, на картине Чарли Кауфмана Думаю, как это закончить", а необходимый ход.

О старческом слабоумии в кино говорят регулярно. Но большинство этих картин анализируют историю со стороны: вот человек, у которого проблемы с памятью, вот его близкие, пытающиеся помочь (или просто бросить бессильного). Однако в этом часто чувствуется некая манипулятивность: зритель вынужден со стороны наблюдать, как человек теряет себя.

Но дебютант режиссуры большого кино Флориан Целлер, взяв за основу собственную пьесу, взял на себя невероятную ответственность. Он ставит зрителя на место самого Антония, заставляя его не смотреть, а проживать эту историю. В первой сцене картина дает четкое представление: главный герой, его дочь, ситуация, которую придется решать. Но уже через 15 минут зритель чувствует себя растерянным вместе с пожилым персонажем.

Сюжет будет подбрасывать такие неожиданности без остановки, заставляя гадать, злиться, пытаться как-то рационализировать происходящее. Но это неизбежно ведет к провалу. Ведь цель автора - передать чувства. И если в самом начале сюжета поведение героя Хопкинса кажется надоедливыми выходками озорного старика, то в финале его почти истерические попытки изобразить, что он контролирует ситуацию, вызовут лишь сочувствие.

При этом Целлер не дает оценок поступкам героев. "Отец" вообще ни о какой морали. Нельзя осуждать дочь за то, что она хочет жить своей жизнью. И кто знает, что показано в реальном времени, а что просто обрывки воспоминаний.

Детектив, которого не было

Сложность построения картины при кажущейся интимности повествования наверняка вызовет у некоторых зрителей ассоциации с классическим закрытым детективом. Добавляет атмосферы и отчасти британское происхождение фильма. Ведь именно жители Туманного Альбиона настолько любят запутанные истории, что непрерывно ставили «Мышеловку» Агаты Кристи более 27 тысяч раз.

Наследственность пьесы в «Отце» совершенно ясна. Буквально чувствуется, что за главным героем меняются актеры и декорации, а Энтони отводит все внимание на себя. Из-за этой обманчивой атмосферы у зрителя скоро появится робкая надежда: а вдруг все происходящее поддается логическому или хотя бы мистическому объяснению?

Теперь главный герой прозреет и во всем разберется. Или раскроется какой-то обман, ведь характер Гэттиса больше всего похож на злодея: уж слишком часто он играл неприятных личностей, да и лицо имеет.

Но все втайне поймут, что все это просто самообман — и для героя, и для зрителя. Я просто не хочу признавать горькую правду.

Однако некая детективная часть в сюжете останется, просто над ней нужно поработать самому — Эркюль Пуаро с внятным объяснением в жизни не придет. Можно попытаться собрать воедино головоломку происходящих событий и уложить их в почти связную историю. Трагизма сюжета это не изменит, но все равно создаст иллюзию контроля. Чего так не хватает Антону.

Ужас, который действительно пугает

И самое удивительное, что совершенно драматическое кино, посвященное болезни и взаимоотношениям отцов и детей, словно наследует приемы совершенно не родственного жанра - ужастиков.

Нет, демоны не выскочат из-за спины героя. Но, как и во многих фильмах ужасов, картина заставляет всматриваться во множество деталей, создавая настоящий саспенс в духе Хичкока. Камера вытаскивает отдельные элементы интерьера: капающий кран, посуду, картину — и тут же возвращается к лицу Энтони.

В этом фильме, вероятно, больше крупных планов Хопкинса, чем в любой другой его работе. Но этот актер способен сказать больше глазами и мимикой, чем сложными съемками и многословными диалогами. Страх на его лице совершенно естественен.

Одержимость героя своими часами кажется маниакальной. Сумасшедший танец, который исполняет старик, чтобы доказать свою силу, настолько неестественно весел, что даже пугает. И можно не сомневаться, что за эту роль Хопкинс заслужил свой второй «Оскар».

Остальные, даже великолепная Оливия Колман, всегда привлекающая внимание в других фильмах, лишь поддерживают его трогательное и в то же время жутковатое исполнение. Как ни крути, "Отец" - театр одного человека.

Сочетание неоднозначного сложного для восприятия сюжета и образа Энтони Хопкинса превращают картину в пугающее зрелище. Но он кажется страшным только из-за своей реалистичности. Невольно возникают мысли, что с этим может столкнуться каждый. Вопрос только в том, какой персонаж.

Нет сомнений, что полнометражный дебют Флориана Зеллера удался. «Оскары» за лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль, а также еще четыре номинации говорят уже о всеобщем признании.

Но в первую очередь «Отец» остается маленькой, трогательной и очень важной историей. Он говорит об общей и очень знакомой проблеме. Причем превращает сюжет не в декларацию морали, а в личный опыт, который зрителю предстоит пережить самостоятельно. Это сложно, но необходимо.