Премьера мини-сериала «История Лизи» на Apple TV+ состоится 4 июня. Он основан на романе Стивена Кинга, который сам автор назвал своим любимым. Это вполне логично: значительная часть повествования посвящена популярному писателю, которого всю жизнь преследуют потусторонние ужасы.

Кинг так хотел перенести историю на экран, что сам написал сценарий для сериала. Постановку поручили чилицу Пабло Ларраину, создателю байопика «Джеки" о Жаклин Кеннеди.

У авторов получился мрачноватый и очень атмосферный проект, в котором проблемы реального мира пугают даже больше, чем мистика. Но, как ни странно, именно сценарная работа самого Кинга кажется главным недостатком сериала: сюжет развивается слишком медленно, а второстепенные персонажи выглядят ярче главного героя.

Понятные и жуткие проблемы

Два года назад Лизи (Джулианна Мур) потеряла мужа, известного писателя Скотта Лэндона (Клайв Оуэн). Он был застрелен фанатом-маньяком во время публичного мероприятия. С тех пор издатели охотятся за неопубликованным наследием автора. Более того, некоторые из них готовы пойти на жесткие меры, чтобы отобрать у вдовы ценные рукописи.

Но у Лизи много и других проблем. Она до сих пор не может оправиться от потери мужа, ее старшая сестра Аманда (Джоан Аллен) страдает психическим расстройством и даже пытается навредить себе. И помимо агрессивного поклонника, героиню преследуют призраки, которые когда-то терзали Скотта.

За Стивеном Кингом уже давно закрепилось звание «Король ужасов». Но большинство поклонников автора знают, что его мастерство всегда заключалось не столько в умении выдумывать монстров и иные миры, сколько в рассказах о буднях американских городков. Именно поэтому в кошмары, которые случаются с героями, верится легко.

В последние годы эту идею успешно подхватили создатели сериалов по его книгам. В «Мистер Мерседес» от AMC, «Незнакомец» от HBO и даже в «Касл-Роке» от Hulu упор делался на раскрытие персонажей, оставляя ужасу лишь дополнительную элемент.

Теперь аналогичный проект обзавелся Apple TV+. Что касается мрачной атмосферы, Lisey's Story отлично справляется со своей задачей. В первой половине сезона лишь изредка проскальзывает мистика, основное время посвящено проблемам Лизи. После смерти мужа ей приходится буквально заново учиться жить, повсюду встречая напоминания о Скотте.

Линия Аманды, странным образом пересекающаяся с прошлым писательницы, тоже вполне реалистична. Тот, кто испытал психологическое заболевание у близких, увидит в поведении Лизи и еще одной сестры Дарлы (Дженнифер Джейсон Ли) знакомые черты: смесь заботы, гнева и бессилия.

И даже маньяк Джим (Дейн ДеХаан) не вышел из мистики. Это типичный одержимый фанат, который осаждает звезд и их близких.

Элементы хоррора больше похожи на метафору скрытых эмоций. В психике Скотта навсегда отпечатались детские травмы. Поэтому он лучше всех понимал Аманду, страдающую от болезни. Их проблемы неизменно выплескиваются на окружающих, а потому сама Лизи тоже захвачена их страхами.

Но это не значит, что сериал не страшный. Поначалу зрителю будет мешать нарочитая зацикленность на воде. Затем - мистические видения героинь. А в конце даже покажут жуткого монстра. Она, конечно, полностью нарисована на компьютере, и это заметно. Но все равно выглядит грубо.

Но очень медленное развитие

Книги Стивена Кинга даже при неторопливом повествовании не кажутся скучными и затянутыми. В первую очередь потому, что автор прекрасно описывает мыслительный процесс героев, их воспоминания и окружающий мир.

Но при переносе на экран этот прием не работает. Казалось бы, в экранизации хорошо визуализированы несколько временных линий. Так вот, в мемуарах главный герой выглядит иначе: и образ, и просто выражение лица другое. Вдобавок к этому действие представлено в разных красках: прошлое показано более теплым, а мир фантазий, наоборот, уходит в серо-голубые тона, создавая ощущение леденящего холода. Но в основной временной шкале главный герой почти ничего не делает. Целые серии уходят на то, чтобы найти очередную зацепку у погибшего мужа и еще раз что-то вспомнить.

С диалогами дело обстоит еще хуже: герои просто стоят друг напротив друга и разговаривают. Создается впечатление, что текст из книги перенесли на экран, забыв добавить к нему какое-либо движение.

Эта теснота создает странное ощущение. Судя по отдельным кадрам и сценам, "История Лизи" снята очень красиво и атмосферно. Но сериалу не хватает динамики и интересных визуальных приемов. Зрителям сложно прочувствовать состояние героини, ведь большую часть времени она просто ходит и смотрит в пустоту.

Яркие второстепенные персонажи

Если еще раз вспомнить литературное творчество Стивена Кинга, то можно увидеть, что во многих его произведениях присутствует образ писателя. Несложно догадаться, что эти персонажи — альтер-эго самого автора. В таких книгах, как «Сияние», «Оно», «Противостояние», он явно пытался рассказать о своем внутреннем мире, страхах и проблемах.

Таким же автопортретом можно считать Скотта Лэндона в «Истории Лизи». Именно поэтому персонажу, который к началу основного действия уже умер, отводится в сюжете так много времени. Харизматичный Клайв Оуэн приковывает к себе все внимание, как только появляется в кадре. В его характере сочетаются любовь к жене, звездная болезнь, травмы прошлого и страхи настоящего. Поэтому любая сцена со Скоттом наполнена событиями. Более того, воспоминания Лизи перемежаются мистикой, и каждый раз непонятно, чего ждать дальше.

Еще одна замечательная находка авторов – сестры главной героини. Странная, замкнутая Аманда и острая, но заботливая Дарла - как два полюса, отражающие две стороны жизни Лизи. Один призывает рационализировать происходящее, другой — поддаться мистическому ужасу. Увы, только Джоан Аллен уделяет достаточно экранного времени, хотя персонаж Дженнифер Джейсон Ли тоже заслуживает внимания.

Но с Дейном ДеХааном обошлись странно. Авторы явно хотели превратить яркого актера в отражение безумия и агрессии. Но, в отличие от Гарри Тредэвэя в «Мистере Мерседесе», он получился уж слишком гротескным. Персонаж все делает зловеще, даже пиццу режет, а иногда это выглядит просто комично. Трудно поверить, что работодатель не увидел в этом герое маньяка и искренне удивлен его поведением.

Но главный герой странный

Показав, что Лизи окружают такие интересные люди, авторы как будто забыли прописать саму ее характер. И здесь снова чувствуется влияние Кинга.

Ведь в таланте Джулианны Мур можно не сомневаться: достаточно посмотреть хоть «Все еще Элис», хоть «Дитя человека», где она играла с тем же Оуэном. А режиссер Ларрейн уже имеет опыт работы в этом жанре. Сюжет фильма «Джеки» удивительно похож на «Историю Лизи»: женщина справляется с травмами после смерти всенародно известного и любимого мужа.

Поэтому возникает ощущение, что именно для сценариста сама Лизи осталась функцией, развивающей действие, а не интересным персонажем. Актриса идеально отыгрывает каждую сцену, но вокруг героини всегда слишком много пустоты. Если остальные всегда в гуще событий, то Лизи как будто просто ждет, что будет дальше.

Он все еще работает в первых сериях. Кажется, именно так авторы показывают ее утрату после смерти мужа. Но сериал продолжается, а в образе Лизи ничего не меняется. А под конец, несомненно, Кинг очень хотел рассказать об ужасах, преследовавших Скотта. Ведь даже последняя серия во многом посвящена этому. А Лизи остается всего лишь отражением страхов писателя, решая только его проблемы.

«Историю Лизи» нельзя назвать неудачным или даже слабым сериалом. Он отлично передает депрессивную атмосферу, рассказывает о потере близких, болезнях и одержимости. Но восьмичасовые серии кажутся слишком большим временем для такой истории. Тем более что за это время авторы на удивление мало рассказывают о героине. Остается только наслаждаться хорошей стрельбой и яркими второстепенными персонажами.