23 августа на американском канале Epix (в России — на Амедиатеке) стартует сериал «Чапелвейт». Он основан на рассказе Стивена Кинга «Заселение Иерусалима» — приквеле к роману «Жребий» (также переводится как «Жребий Салема» или «Жребий Салема»).

Сценаристы Джейсон и Питер Филарди и режиссер Берр Стирс взяли историю Кинга и превратили ее в необычную драму о семейном наследии и одержимости. Поэтому сериал иногда действительно пугает. Хотя затянутость и слишком предсказуемые мистические элементы отчасти портят атмосферу.

История о человеческой жестокости

В детстве Чарльза Буна (Эдриан Броуди) пытался убить обезумевший отец. Из-за этого герой отдалился от родных и много лет путешествовал. Но после смерти жены Чарльз переезжает с двумя дочерьми и сыном в Чапелвейт, поместье своего покойного кузена Стивена. Он нанимает гувернантку Ребекку Морган (Эмили Хэмпшир) и пытается открыть бизнес в соседнем городе Принс-Корнер.

Оказывается, вся округа не любит семью Бунов, считая их сумасшедшими и опасными. Чарльз безуспешно пытается доказать окружающим, что хочет жить мирно и развивать город. Но вскоре в окрестностях начинают происходить жестокие преступления, и вся вина возлагается на Булочек. Тем временем у героя начинаются странные видения.

Сразу оговоримся, что Чапелвейта следует отнести к слоубернам — историям, в которых сюжет развивается очень медленно, постепенно нагнетая мрачную атмосферу. После динамичного вступления, наполненного преувеличенной жестокостью, действие надолго затормозится, чтобы познакомить зрителя как с главными героями, так и с новым местом, в котором они поселились. В данном случае этот подход может быть реализован двумя способами.

С одной стороны, это позволяет лучше раскрыть наиболее удачную часть сериала. Вдумчивый зритель поймет, что авторы говорят не столько о монстрах, убийствах и видениях, сколько о семейных проблемах и отношениях между людьми. Причем тема представлена в духе «Призраков дома на холме» Майка Фланагана или даже «Реинкарнации» Ари Астера.

«Чапелвейт» говорит о ценности семейных уз: недаром в экранизацию добавили детей Чарльза, которых не было в оригинале. Их общение с отцом было показано максимально тепло и трогательно. Особенно выделяется физически и эмоционально травмированная младшая дочь Лоа, которую играет Сирена Гуламгаус.

Параллельно «Чапелвейт» раскрывает излюбленную тему того же Астера: твоя семья — твоя ячейка, от наследственности некуда деться. Именно поэтому так трогает нарастающее безумие главного героя. Чарльз пытается убедить всех, что он максимально далек от странностей своих родственников, но постепенно сам проходит их путь.

С другой стороны, неторопливое повествование иногда слишком затягивает сюжет. В «Чапелвейте» целых 10 часовых серий, и иногда авторам приходится отвлечься, чтобы чем-то занять хронометраж. Отношения Булочек с жителями соседнего города как бы неплохо дополняют действие: типичные горожане боятся нового и списывают все свои страхи на одного врага, которого сами же и придумали. А вот личные истории обитателей Притчерс Корнер далеко не всегда интересны и выглядят простыми филлерами — боковыми линиями, которые должны заполнить время.

Удачный саспенс и простой хоррор

«Иерусалимское поселение» Стивен Кинг своей атмосферой и даже отдельными сценами явно отсылает к классике готических ужасов. Прежде всего, это повесть «Крысы в стенах» Говарда Филлипса Лавкрафта и роман «Логово белого червя» Брэма Стокера. Стоит отдать должное авторам экранизации: они постарались сохранить мистическую и тревожную атмосферу, а не делать весь сериал набором скримеров. Но слишком трепетное отношение к классике почти лишает историю сюрпризов.

Поначалу пугает само старое поместье, куда приехали Булочки. То, как персонаж Броуди постоянно прислушивается к звукам из стен, заставляет зрителя затаить дыхание. Большая часть действия происходит при свете масляных ламп. А в ночных сценах часто нагоняют туман, делая картинку холодной. Это не очень сложные приемы, но они хорошо вписываются в сюжет и отлично работают.

В сериале есть моменты, типичные для простых фильмов ужасов. Например, галлюцинации героя, связанные с червями. Причем здесь эти существа не только вызывают чувство отвращения, но и служат отражением душевного состояния персонажа. Хотя в сцене, где герой берет бритву, особо впечатлительным лучше закрыть глаза заранее: не все это выдержат.

Но к середине сезона сюжет меняет направление. Появляется жуткий маньяк, а затем сверхъестественные силы, что ускоряет действие: четвертый эпизод заканчивается очень динамично. Увы, при этом удачный саспенс разменивается на классический хоррор, который скорее развлечет, чем напугает. Все-таки человеческие эмоции в этой истории сработали лучше, чем монстры.

Отличные актеры и легкая съемка

Многих зрителей заинтересует Эдриан Броуди в главной роли. И они получат максимальное удовольствие от этого проекта. Возможно, обладатель «Оскара» не выдает своего лучшего исполнения, но каждый раз, когда его персонаж появляется на экране, он приковывает к себе все внимание. Броуди из эпизода в эпизод показывает трансформацию персонажа. Сначала он разбит из-за проигрыша, но еще энергичен и стремится вперед, а вскоре сомневается в своей адекватности. Его раздраженный шепот в некоторых сценах чертовски пугает меня.

К счастью, интересно наблюдать не только за главным героем. Эмили Хэмпшир, уже полюбившаяся всем за «Шиттс-Крик», отлично справляется с ролью Ребекки Морган. Мотивация ее персонажа поначалу кажется слишком поверхностной, но авторы постепенно раскрывают образ. По большей части девушка отвечает за голос разума и становится связующим звеном между семьей Бунов и горожанами.

А вот с второстепенными персонажами и общей проработкой «Чепелвейт» справляется посредственно. Остальные лица часто выглядят стереотипно и нужны только для завершения истории. У них нет запоминающихся особенностей. Хотя кого-то могут зацепить маленькие человеческие трагедии, которые каждый житель города скрывает от остальных.

Костюмы и антураж проработаны лучше, чем в дешевых исторических проектах вроде «Хроник Франкенштейна». Но все же в массовых сценах на улице слишком чувствуется театральность. А одежда многих героев кажется только снятой с манекенов. Хотя к таким условностям легко привыкнуть, учитывая мистицизм и безумие сюжета.

Но подход к операторской работе сбивает с толку. Очень удачные моменты, нагнетающие тревогу, порой соседствуют с рваным монтажом. В обычном спокойном диалоге гувернанток и детей ракурсы меняются буквально каждые 2-3 секунды, будто авторы боятся, что зрители быстро наскучат. Но если да, то скорее из-за другой длинной сцены, чем из-за слишком длинного кадра.

Chapelwaite — атмосферный мистический сериал в историческом сеттинге, в основе которого игра главных действующих лиц и жизненные темы. Он погружает героев в бурную жизнь и заставляет задуматься о семейном наследии. Однако затянутость повествования и слишком предсказуемые классические сюжеты могут несколько испортить впечатление. Поэтому стоит заранее настроиться на неспешный эмоциональный рассказ.