Как Джордан Пил стал мастером ужасов
Прежде чем заслужить эту репутацию, Джордан Пил сделал себе имя в жанре стендап и юмористических скетчей. Впервые он появился в комедийном шоу Crazy TV, где познакомился со своим будущим партнером и постоянным соавтором Киганом-Майклом Ки. Вместе комики запустили на Comedy Central собственную серию скетчей под незатейливым названием «Ки и Пил», которая состояла из коротких абсурдных скетчей на самые разные темы.
Фирменный юмор Пила и Ки сильно отличается от того, к чему привыкло большинство зрителей. Так, в их шутках почти нет подстав (вступительная часть, задающая контекст) и кульминаций (развязки). Больше всего такой подход напоминает скетчи британской труппы «Монти Пайтон», целиком построенные на чувстве смущения из-за нарастающей нелепости.
Нередко юмористы затрагивали отношения между чернокожими жителями США и белым населением. Одним из самых вирусных компаньонов за всю его карьеру стал скетч о бывшем президенте Бараке Обаме, который по-разному приветствует своих коллег в зависимости от цвета их кожи.
Параллельно Пил работал над сценарием фильма своей мечты. Здесь важно сказать, что Джордан не просто прирожденный комик. Он вырос на жанровых фильмах, среди которых не только комедии, но и ужасы. Так, среди любимых фильмов ужасов режиссер называет картины 1986 года «Жуки» и «Муха». Также в его списке "Ребенок Розмари" (1968), "Степфордские жены" (1975), "Сияние" (1980) и "Мизери" (1990-j).
Именно из этих фильмов Джордан Пил позаимствовал приемы устрашения, которые позже использовал в собственном творчестве. Сразу после выхода «Прочь» режиссер получил статус восходящей звезды жанра ужасов.
Работу приняли очень хорошо, особенно в США, где она собрала огромные кассовые сборы при скромном бюджете. Режиссерский дебют понравился как широкой публике, так и профессиональной прессе (на момент написания фильма рейтинг критиков на Rotten Tomatoes составлял 98%). Фильм получил четыре номинации на «Оскар», одну из которых выиграл. Кстати, Пил тоже сломал своеобразный «стеклянный потолок»: он стал первым темнокожим человеком в истории премии, получившим награду за лучший оригинальный сценарий.
Успех «Прочь» предопределил дальнейшую карьеру режиссера, тесно связанную с жанром ужасов. Пил снял еще один талантливый социальный фильм ужасов «Мы», написал несколько эпизодов новой «Сумеречной зоны», спродюсировал сериал (увы, не самый примечательный) «Страна Лавкрафта». " и работал над сценарием хоррора Нии да Коста "Кэндимэн".
Теперь уже известно, как будет называться следующий полнометражный проект Джордана Пила: «Нет» (англ. Nope). В ролях Дэниел Калуя, с которым Пил ранее работал над «Прочь», звезда Minari Стивен Ян и звезда «Королев крика» Кеке Палмер.
Какие характерные черты отличают творчество Джордана Пила
Черные герои в главных ролях
Джордан Пил не скрывает, что предпочитает черных актеров. Из-за этого его фильмы иногда даже называют современной блэкэксплуатацией (имея в виду фильмы, снятые специально в первой половине 70-х годов с расчетом на завоевание внимания цветной аудитории). Действительно, если брать в качестве примера фильм Пила «Мы», то все главные роли в нем исполняют афроамериканцы. Причем сюжет вообще не касается межрасовых отношений, а главные герои, несмотря на темный цвет кожи, — упитанные, зажиточные люди из среднего класса.
Современное американское кино, похоже, взяло неуклонный курс на разнообразие. Но истинное положение дел в индустрии состоит хотя бы в том, что на первом плане в крупных голливудских блокбастерах по-прежнему играют в основном белые актеры.
Справедливости ради отметим, что с малобюджетными авторскими фильмами или сериалами дело обстоит несколько иначе. Но студии не торопятся отдавать роли в крупных проектах представителям меньшинств. А Джордан Пил — один из немногих влиятельных людей в Голливуде, который приглашает цветных актеров не только в драмы о расизме.
Свою политику он объясняет просто:
Я не могу представить себе ситуацию, в которой я выбрал бы белого парня на главную роль. Не то чтобы мне не нравились белые парни, но я уже видел такие фильмы.
Саспенс, построенный на чувстве паранойи
Джордан Пил превосходно умеет заставить зрителя отдохнуть. За внешней порядочностью его герои часто скрывают что-то ужасное.
Когда главный герой «Прочь» приезжает познакомиться с родителями девушки, он опасается, что они окажутся расистами. Вместо этого потенциальные свекор и свекровь встречают гостя с распростертыми объятиями.
Только вот ощущение некой неестественности происходящего все еще не покидает персонажа, а вместе с ним и зрителей. Как оказалось, не зря. Все дело в многочисленных деталях, которые намекают: что-то здесь не так.
Давайте посмотрим, как это работает на конкретном примере. В самом начале фильма герои случайно сбивают на машине оленя, которому главный герой от всего сердца сочувствует. А через несколько минут отец своей девушки разворачивает неловко длинную речь о том, как он ненавидит этих животных. Все подается в шутку, но возникает вопрос: почему вроде бы хороший человек не любит таких красивых и невинных созданий?
Затем диалог возвращается в нормальное русло, и зритель успокаивается. Но вскоре глава семейства вскользь упоминает, что в подвале завелась черная плесень. Это можно интерпретировать весьма неоднозначно, учитывая цвет кожи парня, с которым встречается его дочь.
Ужас как инструмент социальной критики
Режиссерское видение Пиля формировалось на основе хоррора, авторы которого занимались социальной повесткой. Некоторые из любимых фильмов Джордана — «Степфордские жены» Брайана Форбса и «Ребенок Розмари» Романа Полански. В этих картинах авторы использовали различные метафоры, чтобы показать, как общество сужает роль женщины. В первом живых девушек буквально заменили роботы, которых интересовало только ведение домашнего хозяйства. А во втором ожидание ребенка превратилось для героини в настоящий ад из-за тотального контроля над своим телом во время беременности.
Еще один фаворит Пила — классический фильм ужасов Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». Этот фильм интерпретировали по-разному. Чаще всего в нем видят намеки на расизм и социальную разобщенность. По сюжету афроамериканец прячется в доме с белой девушкой. Трудно сказать, чего больше боится героиня: того, что вокруг бродят восставшие из могил мертвецы, или того, что ей предстоит остаться наедине с черным парнем.
В своем дебютном фильме «Прочь» Пил исследует современное отношение белых в США к чернокожим. Причем объектом критики режиссера были вовсе не агрессивные расисты, а образованная либеральная элита. Эти люди утверждают, что дважды голосовали за Обаму, но скрывают за натянутыми улыбками завуалированную нетерпимость. Они по-прежнему оценивают других в соответствии с их расой.
В «Нас» режиссер смещает акцент с проблем афроамериканцев на угнетение беднейших слоев общества в целом. Главные герои настолько привыкли к своим привилегиям, что даже не замечают людей, которые пострадали больше. И вот однажды ночью в их идеальном дворе без предупреждения появляются обездоленные изгои.
Отсылки к кинокультуре прошлого
В своей работе Джордан Пил подмигивает многим режиссерам. И чаще это скорее жесты уважения, чем прямые обращения.
Например, зловещие близнецы из «Мы» напоминают призраков сестер из «Сияния» Стэнли Кубрика. Оттуда Джордан Пил позаимствовал стильные голубоватые названия для Get Out. А сцена, в которой темнокожего парня похищает кто-то в шлеме тамплиера, — явный намек на маску Майка Майерса, маньяка-убийцы из фильма Джона Карпентера «Хэллоуин». И еще много сходств.
Какие фильмы смотреть с Джорданом Пил
Уйти
Убирайся
- США, Япония, 2017
- Триллер, ужасы, детектив, комедия
- Продолжительность: 104 минуты
- IMDb: 7 ,7.< /li>
Талантливый темнокожий фотограф Крис Вашингтон едет на встречу с родственниками своей белой подруги Роуз. Ее отец и мать, нейрохирург Дин и психиатр Мисси, встречают гостью с удивительным радушием и теплотой. Но за их улыбками и объятиями скрывается темная тайна.
Джордан Пил взял за основу популярный сюжет «Знакомство с родителями» и отфильтровал его через черную комедию и ужасы.
Гениальность Get Out в том, что он выворачивает марки наизнанку. Вот яркий пример такой постмодернистской игры: в фильме есть второстепенный персонаж, единственная цель которого, на первый взгляд, — рассмешить зрителей. Но в итоге этот герой оказывается главным голосом разума в сюжете.
Изобретательный и остроумный подход Пиля заставляет зрителя разрываться между противоположными эмоциями: страхом и весельем.
Мы
Нас
- США, Китай, Япония, 2019
- Триллер, ужасы, детектив, комедия
- Продолжительность: 116 минут
- IMDb: 6,8 .
В 1986 году в рамках благотворительной организации "Руки через Америку" американцы взялись за руки в человеческих цепях, чтобы помочь голодающим. В это время маленькая Аделаида гуляет в парке развлечений в Санта-Крус с родителями. Там она забредает на тематический аттракцион «Найди себя», где встречает свою точную копию.
Спустя более 20 лет героиня возвращается на тот же берег с мужем и двумя детьми. Чуть позже на заднем дворе их семейного пляжного домика они видят людей, похожих на их двойников. Незнакомцы отнюдь не миролюбивы и, недолго думая, начинают охоту на главных героев.
На этот раз Пил обрушился на лицемерие прогрессивной общественности и высмеял благотворительные организации, которые на самом деле не решают реальных проблем бедности, неравенства и дискриминации.
Название картины (англ. Us) можно понять как аббревиатуру США (англ. United States). Режиссер как бы намекает на необходимость объединения всей страны для решения насущных вопросов.
Что еще посмотреть, если вам понравились фильмы Джордана Пила
Угадай, кто придет на ужин?
Угадай, кто придет на ужин
- США, 1967
- Трагикомедия, драма
- Продолжительность: 108 минут
- IMDb: 7,8
США, середина 60-х. Молодая пара едет на встречу с родителями невесты. Вроде обычная ситуация, но девушка белая, а ее жених афроамериканец. Отец героини всю свою жизнь посвятил борьбе за права негров. Но, по иронии судьбы, даже такому продвинутому человеку трудно смириться с тем, что его дочь выходит замуж за одного из них.
Стэнли Крамер снял один из самых провокационных фильмов своего времени. В том же году в США официально сняли запрет на межрасовые браки, но зрители все равно восприняли ленту как вызов общественным нормам. Именно Крамер впервые осмелился показать в голливудском фильме (правда, только через зеркало заднего вида) поцелуй чернокожего мужчины и белой девушки, да и вообще затронуть тему отношений и брака между расами.
Именно эту работу Джордан Пил взял за основу для «Прочь». Только его главному герою уже не приходится сталкиваться с открытым проявлением предрассудков, как Джону из "Угадай...". Однако события «Прочь» хорошо показывают, что разный цвет кожи до сих пор смущает людей, хоть они и научились лучше скрывать свои чувства. А ведь с премьеры фильма Крамера прошло более 50 лет.
Ключ ко всем дверям
Отмычка
- США, 2005
- Ужасы, триллер
- Продолжительность: 104 минуты
- IMDb: 6,5
Сердобольная девушка Кэролайн считает своим долгом помогать слабым людям. Она нанимает попечителя для пожилого инвалида, который живет с женой в старом особняке на болотах Луизианы. Героине дается ключ, которым можно открыть любую дверь в доме, кроме одной — на чердаке.
Этот мистический триллер часто сравнивают с «Прочь» (если вы досмотрите оба фильма до конца, то поймете почему). Лучшим моментом фильма является блестящий финал, который полностью меняет взгляд зрителя на персонажей и их поступки.
Маленькое красное платье
Ткань
- Великобритания, 2018
- Ужасы, комедия, детектив
- Продолжительность: 118 минут
- IMDb: 6.2. ул>
- США 2020
- Триллер, драма
- Продолжительность: 125 минут
- IMDb: 5,7
Разведенный служащий банка Шейла покупает элегантное красное платье. Поначалу девушка уверена, что смена имиджа поможет ей найти мужчину своей мечты. Но, надевая вещь, понимает: наряд приносит только неудачу.
Питеру Стрикленду удалось снять стильное кино на стыке ужасов и черной комедии. Здесь, как и в других своих работах («Герцог Бургундский», «Берберская студия звукозаписи»), режиссер копирует черты старых европейских фильмов ужасов, в частности итальянских фильмов ужасов 1960-е с богатым визуальным содержанием - джалло.
В «Платье» он делает это очаровательно, но своеобразно: так, в середине ленты повествование без предупреждения переключается на других персонажей. Возможно, этим и объясняется относительно низкий зрительский рейтинг картины.
Довоенный
Довоенный
Черная писательница и активистка Вероника Хенли необъяснимым образом оказывается во время Гражданской войны в Соединенных Штатах и становится рабыней на плантации. Ей нужно понять, что происходит, и вырваться из этого кошмара.
Фильм Джерарда Буша и Кристофера Ренца был выпущен под эгидой продюсерской группы «Прочь» и «Мы». Режиссерам-дебютантам еще далеко до уникальной подачи Джордана Пила, но если вы хотите посмотреть что-то хотя бы отдаленно похожее в ожидании его новой фишки, Антебеллум вполне подойдет.