Фильм ужасов «Зло» выходит в кинотеатрах 9 сентября (хотя в некоторых городах уже стартовали ранние показы). Режиссером и соавтором сценария выступил Джеймс Ван, наиболее известный как основатель серии «Пила» и создатель популярных франшиз «Астрал» и «Заклятие».
Джеймса Вана по праву можно считать королем коммерческого хоррора. В середине 2000-х он возродил жанр ужасов, находившийся тогда в упадке. В частности, режиссер стал уделять большое внимание атмосфере и сюжету.
Сделав себе имя, Ван долгое время не снимал страшилки (лишь в 2018 году снял кинокомикс «Аквамен»), а сосредоточился на продюсировании. Поэтому вдвойне было интересно узнать, чем обернется попытка режиссера войти в знакомую реку. Ведь его предыдущая работа внесла новизну в жанр и породила громкие франшизы.
Только на этот раз не стоит ожидать каких-то небывалых подвохов. Кажется, почерк Ванга узнаваем мгновенно, и идея неплохая. Но «Зло» совершенно не пугает.
Из ужасного - только ужасно предсказуемый сюжет
Действие начинается в 1993 году в закрытой психиатрической клинике, где группа врачей сталкивается с агрессией неизвестного существа. Уже сегодня симпатичная молодая женщина Мэдисон ждет ребенка. В прошлом у нее было несколько выкидышей, и поэтому она очень боится за свою нынешнюю беременность.
Но и на этот раз героине не суждено стать матерью: муж ее жестоко избивает. Сразу после этого в дом врывается сущность, от присутствия которой электроприборы ведут себя странно. Чудовище убивает тирана, а женщина чудом выживает, но теряет ребенка.
Затем происходит целая серия атак по всему городу. Виноват тот же монстр. При этом героиня чувствует тесную связь с существом: ее посещают галлюцинации, в которых она видит подробности убийств. Бойкая сестра и два заботливых детектива помогают Мэдисон разобраться в происходящем.
Вполне вероятно, что бывалые любители экранных ужасов уже начали понимать, в каком направлении будет разворачиваться сюжет. Он действительно поражает своей предсказуемостью, а персонажи - нелогичностью поступков (к этому мы еще вернемся позже).
Происхождение монстра наверняка кому-то напомнит фильм Франсуа Озона "Двуликий любовник". Здесь очень похожая интрига раскрыта более изящно и имеет в разы больше смысла. В «Зле» зритель словно принимается за дурака, которому нужно все объяснить.
При этом мы знаем не больше, чем персонажи. Но до сих пор не могут понять, что происходит, хотя поворот сюжета шит белыми нитками, а в английской версии подсказка читается даже из самого названия картины.
Крутые операторские решения и завораживающая палитра цветов
Джеймса Вана многие любят за его визуальный стиль, который отличает режиссера от других. И операторская работа в «Зле» на высоте: камера свободно перемещается вокруг персонажей, следует за ними по пятам, пролетает над их головами. Не хуже Вана и статичные планы с продуманной симметрией: такие можно даже на стену повесить.
О происхождении всей этой красоты режиссер рассказал поклонникам в социальных сетях. Он был вдохновлен своей любимой классикой кино: работами Брайана де Пальмы и Дэвида Кроненберга. Кроме того, «Зло» многое взяло из фильмов о джалло. Это те винтажные итальянские триллеры с захватывающими кровавыми сценами, из которых Ван позаимствовал свою любовь к зловещему красному свечению.
Цветами, а особенно их сочетаниями, в «Зле» невозможно не восхищаться. Особенно в сценах, где сочетаются холодный синий, теплый желтый и любимый алый Джеймса Вана. И в целом лента, надо признать, снята со вкусом.
Бесполезные диалоги и непроходимо тупые персонажи
Однако вся вера в фильм рушится, когда персонажи открывают рты или что-то делают. Больше всего впечатляет своими поступками главная героиня, которую играет Аннабель Уоллис. Нежелание покидать дом, где при странных обстоятельствах недавно был убит ее муж и чуть не покончила с собой, девушка просто мотивирует: она живет здесь.
Опытный сыщик при встрече с убийцей не спешит звать на помощь, а предпочитает сам разобраться с монстром, и его не останавливают нанесенные раны. Сестра Мэдисон изучает важные документы прямо там, где их находит. Кстати, необходимые документы, проливающие свет на прошлое родственника, успели не затеряться в архивах, а лежать на видном месте.
Некоторые вещи показаны, видимо, просто потому, что они красиво смотрятся в кадре. Например, в одной из сцен сестра главного героя появляется в платье принцессы. Такой образ объясняется тем, что девушка работает аниматором. Но эта информация ничего не добавляет к характеру персонажа и никак не влияет на сюжет. Просто режиссеру так захотелось.
История о домашнем насилии тоже выглядит как наспех наклеенная заплата из-за актуальности темы. А может, чтобы зрители не жалели о смерти героя (тем более, что они его даже особо и не помнят). Также остается совершенно непонятным, почему монстр умеет управлять электричеством и зачем ему это нужно.
Много клише и никакой интриги
Вероятно, все это было задумано как умная постмодернистская игра, но то, что могло бы выглядеть необычно у другого режиссера, Ван превратил в набор клише. Зрителей ждет винегрет банальностей: злодейский смех, жуткие телефонные звонки, страшные (на самом деле нет) дети, готический особняк, сочувствующий полицейский и его скептически настроенный коллега. Соскучились по заброшенным психиатрическим больницам с инвалидными колясками повсюду? Вот так будет.
Но самая большая проблема фильма в том, что он не страшный. Ни одна сцена, даже со скримерами, не создает достаточного напряжения. Антагонист меня совсем не пугает. Более того, вид злодея вызывает неловкий смех, особенно ближе к финалу, когда монстр будет показан во всей красе. Но мало что говорит о качестве хоррора больше, чем хихиканье в зале. Особенно, если фильм не заявлен как хоррор-комедия или заведомо абсурдный треш.
Вырезать Джеймса Вана из ленты на 15-20 минут, она ничего не потеряет, кроме бессмысленного диалога. Это не слишком страшно, это недостаточно смешно, и вы, вероятно, почти сразу же забудете об этом. На фоне современных умных ужастиков "Зло" выглядит очень слабо. Что касается отсылок к джалло, то Дарио Ардженто и Марио Бава гораздо лучше справились с работой Луки Гуаданьино в ремейке «Суспирии» и Питера Стрикленда в «Маленьком красном платье».