23 сентября в российские кинотеатры выйдет драма «Холодный расчет» с Оскаром Айзеком. Пол Шредер, друг Мартина Скорсезе и сценарист фильмов «Таксист», «Бешеный бык» и «Последнее искушение Христа», отвечал за сценарий и производство. Он также много работал в качестве режиссера, в том числе создал свободный римейк « Дневника сельского священника» 1951 года режиссера Роберта Брессона . Кстати, эта картина — «Дневник пастуха» — была номинирована на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

Еще на заре своей карьеры Шредер нашел своего героя, переходя от одного сюжета к другому. Это одиночка с сексуальными проблемами, который даже не пытается стать частью окружающего мира, но во имя добра решается на радикальный поступок. Это были таксист Трэвис Бикл, боец Джейк Ла Мотта, пастух Эрнст Толлер. И центральный персонаж из «Холодного расчета» как раз идеально вписывается в эту галерею образов.

Ослепительный Оскар Айзек и коллеги, которые намного ему уступают

Бывший военный Вильгельм Телль (Оскар Исаак) отбывает срок за преступления, совершенные им в Ираке. Выйдя из тюрьмы, герой становится игроком в блэкджек. Он переезжает из одного города в другой, останавливается в недорогих мотелях и не интересуется большими деньгами. Однажды талант Телля замечает агент по азартным играм Ла Линда (Тиффани Хэддиш), и постепенно их деловые отношения перерастают в романтические. Примерно в то же время к Уильяму обращается молодой человек по имени Кирк (Тай Шеридан), который мечтает отомстить своему бывшему командиру Гордо (Уиллем Дефо).

Оскар Айзек с его рельефными чертами лица и тяжелыми проницательными глазами, казалось, был создан для роли в фильме Пола Шредера. Плюс к этому герой придумал богатую предысторию, сделав охранником печально известной тюрьмы Абу-Грейб, которая существовала в реальности. Кстати, прежде чем идти в кино, стоит прочитать о пытках, которым подвергались заключенные. Это значительно обогатит понимание контекста.

Но вот персонажи Ла Линды и Кирка, словно на скорую руку, набросали самые общие черты. Эти персонажи вышли оскорбительно плоскими. Между ними и героем Оскара Айзека нет никакой химии, хотя по сюжету она должна быть. Из-за этого фильм смотреть не совсем комфортно: как будто есть недожаренное блюдо. Кроме того, и Хэддиш, и Шеридан уступают Айзеку в актерском мастерстве и даже близко не приближаются к обладанию такой сумасшедшей харизмой, как у него.

Спорная драматургия и вопросы без ответов

Трейлер мог создать впечатление, что покер является центральной темой фильма. Но на самом деле азартные игры здесь лишь фон. Гораздо больше Шредера беспокоит психологическая травма, нанесенная всей стране событиями 11 сентября и вторжением в Ирак.

Идея отличная, но есть проблемы с драматургией в картине. Например, персонаж Исаака заворачивает мебель в мотелях, где он останавливается, белыми простынями. Но не совсем понятно, что это значит. Пытается ли он воссоздать атмосферу тюрьмы? Считает ли он отели негигиеничными? Или герой просто не желает оставлять следы?

Такой подход можно принять за преднамеренную инсинуацию. Но почему-то это больше похоже на недостаточно продуманную деталь. То же самое относится и к ведущей характеристике героя: Уильям — игрок, но какое отношение этот факт имеет к его прошлому? Как будто персонажу дали красивую обертку, но забыли как-то обосновать ее содержание.

В то же время некоторые решения очень удачны, как, например, сцены с скандированием «США!». игроки. Такие кадры сразу приобретают двойной смысл, стоит только представить раскол в американском обществе после фото из Абу-Грейб.

Стерильное пространство кадра и кошмарные воспоминания

Помимо всех этих грубых краев, пленка чрезвычайно стерильна. Кадр пустой, но совсем не такой, как на картинах Эдварда Хоппера, где в скудном окружении тоскуют одинокие люди. В «Холодном расчете» пространство вокруг персонажей по большей части безжизненно. Ему неинтересно учиться.

При этом любопытно, что действие происходит как бы вне времени. Только машины и гаджеты могут угадать, когда разворачиваются события. Этот ход делает фильм немного старомодным.

Что действительно сработало, так это сцены воспоминаний из Абу-Грейб. Несмотря на ограниченный бюджет, не позволивший воссоздать атмосферу настоящей тюрьмы, Шредеру удалось визуализировать кошмар, оставшийся в памяти персонажа. Эпизод снят одним длинным планом, а широкоугольный эффект со специфическими искажениями создает поистине сюрреалистический мир.

«Холодный расчет» показывает, что не каждый хороший сценарист может стать хорошим режиссером. Полу Шредеру как будто не хватает визуального чутья, которым, например, отличается тот же Мартин Скорсезе. Но ослепительная игра Оскара Айзека делает этот фильм достойным просмотра.