24 сентября на стриминговом сервисе Netflix выйдет хоррор-сериал «Полночная месса». Его сценарий написал Майк Флэнаган, он лично режиссировал все эпизоды и выступал в качестве продюсера. За последние годы этот автор уже зарекомендовал себя с самой лучшей стороны среди любителей неспешных и эстетичных хорроров, завязанных на драме. Он снял «Призраки дома на холме», а также фильмы «Доктор Сон» и «Игра Джеральда». Но все его самые успешные проекты были основаны на известных книгах. Теперь Фланаган стреляет по собственной идее.
И новый сериал получился не хуже предыдущих работ режиссера. Пожалуй, в «Полуночной мессе» не так много страшных сцен. С другой стороны, великолепно прописанные персонажи и обилие диалогов превращают сюжет в неоднозначную драму с рассуждениями о религии и человечности.
История о потерянных людях
Однажды Райли Флинн (Зак Гилфорд) в пьяном виде попал в аварию, в результате которой погибла девушка. Он провел время в тюрьме и сейчас возвращается в родительский дом — на остров Крокет-Айленд с населением всего 127 человек.
В этом тихом месте жизнь течет без происшествий. Шериф Хассан (Рахул Коли) даже не носит с собой пистолет. Ведь самое страшное, что может случиться, это местный пьяница, пытающийся разбить окно. А после этого дебошир просто уснет в открытой камере участка.
Вместе с Райли на остров приезжает молодой священник — отец Пол (Хэмиш Линклейтер), который должен заменить местного пастора, заболевшего во время паломничества. Именно с приездом Павла поселение удивительным образом преображается: люди исцеляются от болезней и молодеют на глазах. Однако постепенно становится понятно, что за этим стоит не только добро: все жители в опасности.
В своей оригинальной работе Фланаган продолжает использовать движения из классических ужасов и триллеров. Герой прибывает в небольшую деревню с дружелюбными жителями, и там начинает происходить необъяснимое. Это было в «День третий" с Джудом Лоу, в классическом «Плетевом человеке» и даже в «Солнцестоянии» Ари Астера. Но такая техника хороша тем, что ее можно использовать бесконечно – и каждый раз по-новому. Более того, «Полуночная месса» не зацикливается на одном персонаже. Формат сериала позволяет рассказать о многих жителях, даже сложно выделить конкретно главного героя.
Изначально Райли уделяется много времени, и это как бы приводит к теме, явно интересующей Фланагана. В его фильмах герои часто возвращаются в свой травмированный родительский дом. Так было и в «Окулусе», и в «Призраках дома на холме», и даже отчасти в «Докторе Сне», хотя в оригинальном романе Стивена Кинга сюжет был другим. Эта идея, кстати, роднит автора с вышеупомянутым Ари Астером. Он и в «Реинкарнации», и в «Солнцестоянии» рассказывал о попытках вырваться из плена родственных уз.
Но тогда становится понятно, что для Флэнагана Райли не главный герой, а всего лишь сторонний наблюдатель, с которым зрителю легче себя ассоциировать. У постоянных жителей острова Крокет не менее интересные судьбы. И большую часть сезона сериал превращается в исследование историй разных персонажей и их взаимоотношений. Здесь есть девушка, получившая инвалидность по оплошности соседа, который потом спился. Есть шериф-мусульманин и его сын, которые всеми силами пытаются стать «своими». И даже женщина-врач, которая наблюдает, как угасает разум ее матери.
Такие персонажи дальше всего далеки от плоских персонажей из слешеров: они явно родом из драмы. И даже если из «Полуночной мессы» убрать все намеки на ужас, все равно будет интересно понаблюдать за жизнью маленькой деревушки. Герои бесконечно разговаривают во время прогулок или даже 10 минут экранного времени могут рассказать о том, что будет после их смерти.
Все они выглядят очень по-разному. Но у многих персонажей есть одна общая черта: Фланаган снова рассказывает о людях, которые не могут найти свое место. Именно такими были персонажи «Призраков дома на холме», и там тоже, кстати, половину сезона просто рассказывали о своей жизни. Буквально каждый житель острова Крокет потерян. Те, кто пытался убежать и спастись, вернулись ни с чем. Остальные понимают, насколько однообразна их повседневная жизнь, но понятия не имеют, что с этим можно сделать.
Большинство, кажется, находят спасение в религии. Но эта тема очень неоднозначна.
Рассуждения о Боге, добре и судьбе
Отец Павел – самый яркий и интересный персонаж «Полуночной мессы». Благодаря ему в сериале звучит много интересных мыслей, связанных с религией.
Диалог с Райли об алкоголизме — одна из самых сильных драматических сцен всего сезона. Один утверждает, что именно вера в Бога позволяет людям оставаться в стороне и ничего не делать, пока происходит зло. Другой отвечает мудрой мыслью, которую слишком часто пытаются игнорировать последователи многих деноминаций. «Ни в Писании, ни вообще в мире нет ничего, что предполагало бы, что Бог отрицает личную ответственность», — говорит пастор.
Более того, автор сериала намеренно избегает соблазна занять какую-либо сторону по отношению к вере. В «Полуночной мессе» есть персонажи, для которых церковь становится настоящим спасением. А есть одержимые экстремисты, оправдывающие любые преступления религией.
Возможно, самым противоречивым утверждением по этому поводу является сцена, в которой мусульманин подробно объясняет и объясняет, почему Библию нельзя преподавать в государственной школе. И сразу же следует не менее подробный ответ, почему это все-таки нужно сделать. Приводятся равные аргументы в пользу любого мировоззрения. И здесь каждый может выбрать для себя, какие мысли ему ближе.
Хотя главный камень преткновения — способности самого отца Павла. Его силы помогают окружающим, но есть тонкая грань между добром и искушением. Более того, именно игра Линклейтера позволяет передать всю гамму эмоций. Невероятно трогательный и искренне верящий в свои слова герой располагает к себе.
При этом Павел постоянно говорит о спасении и поддержке, но с определенного момента руководствуется чисто корыстными мотивами. Разве что руками одержимых фанатиков. И это снова роднит идею сериала с действительностью.
Красивые кадры и слишком медленный хоррор
"Полуночная месса" может расстроить только тех, кто страстно любит классические фильмы ужасов. Все дело в том, что по-настоящему пугать сериал начнет где-то часа через 4. В первых сериях скримеры и вообще страшные моменты будут появляться раз или два за серию, просто напоминание, что это не только философская драма.
Сериал, кажется, иллюстрирует догму о том, что терпение является важной добродетелью. С пятой серии действие начинает ускоряться, превращаясь к концу в полноценный ужастик.
При этом автора нельзя обвинить в затягивании времени. Длинное вступление помогает проникнуться сопереживанием и даже любовью к героям, поэтому судьба каждого выглядит по-настоящему трагично. Вряд ли кого-то зацепит смерть персонажа, мелькнувшего на экране на пару минут. А для жителей острова, которые уже стали родными, это страшно.
Но даже до того, как Майк Флэнаган начнет пускать в ход свои любимые скримеры и монстров, в сериале есть на что посмотреть. Ценители его предыдущих работ уже убедились, что режиссер умеет снимать очень эстетично.
Он любит длинные планы во время драматических сцен. Правда, здесь не будет получасовой сцены без нарезок, как в «Призраках дома на холме», но и неторопливых пассажей хватает. Даже жуткие моменты у Флэнагана преподнесены красиво: сцена с котами на берегу кажется и отвратительной, и очень элегантной. А сочетание видений и реальности и поворота камеры на бок словно исходило от Доктора Сна. Такие моменты позволяют буквально ощутить тревогу героев.
В результате «Полуночная месса» становится неторопливым и очень эстетичным сериалом, построенным на диалогах. Проект завораживает своим визуальным рядом и заставляет зрителя погрузиться в размышления, а то и в обсуждение спорных тем. А под конец еще и выдает порцию адреналина в виде хорошего фильма ужасов.