На российские экраны выходит новая историческая драма Ридли Скотта. Над ним работал опытный тандем сценаристов Мэтта Дэймона и Бена Аффлека. Они также снялись вместе со звездой «Убивая Еву» Джоди Комер и Адамом Драйвером.
Изначально релиз планировался на 28 октября. Но из-за карантина премьера перенесена на 18 ноября.
Ридли Скотт снял несколько грандиозных исторических фильмов: «Гладиатор», «Царство небесное», «Робин Гуд», «Исход: Боги и короли». Но «Последняя дуэль» скорее похожа на недавнюю «Легенду о Зеленом рыцаре» и позапрошлого «Короля Англии» с Тимоти Шаломом. С первым его роднит неторопливое повествование и деление на главы, а со вторым - реализм и жестокость.
Но это еще не все, что можно сказать о ленте. Дело в том, что это один из самых впечатляющих и сильных фильмов Ридли за последние годы. При этом снято оно все же крайне необычно. Но обо всем по порядку.
Три героя — три разных точки зрения
В основу сюжета положен рассказ о последней легальной европейской дуэли, которая состоялась в XIV веке – собственно, отсюда и название картины. Жан де Карруж (Мэтт Деймон) и Жак Ле Грис (Адам Драйвер) познакомились и подружились во время службы при дворе графа Робера Алансонского.
Но все меняется, когда он умирает и к власти приходит его брат Пьер (Бен Аффлек). Граф сразу дает понять, что предпочитает компанию Ле Гри, и это начинает сказываться на отношениях старых друзей.
Их растущее соперничество и конкуренция за землю, в частности за поместье Арно-ле-Фукон, все больше усложняет ситуацию. Тем временем Жан де Карруж женится на молодой Маргарите де Тибувиль (Джоди Комер).
За боевые заслуги мужчину посвящают в рыцари, и жизнь, казалось бы, налаживается. Но в какой-то момент Маргарита признается мужу, что Ле Гри выбрал момент, когда Жана не было дома, ворвался в замок и жестоко изнасиловал ее.
Понимая, что добиваться справедливости от графа Алансонского бессмысленно, Карруж бросает вызов своему бывшему другу. Он обращается к королю с просьбой назначить судебную дуэль, которая и определит виновного. И ставки в этой битве очень высоки, ведь если Жан де Карруж умрет, его жена будет сожжена заживо за прелюбодеяние и лжесвидетельство.
К этой темной истории кинематографисты давно присматриваются. Хотя вполне возможно, что при обычном подходе из него вышла бы обычная средневековая эпопея. Но Бен Аффлек и Мэтт Дэймон вместе с соавтором сценария Николь Холофсенер (кстати, ученицей Мартина Скорсезе) написали довольно креативный сценарий. Фильм предлагает зрителю три точки зрения: муж, насильник и жертва.
Этот принцип повествования открыл японский режиссер Акира Куросава. Так, в его фильме «Расёмон» 1950 года история разделена на главы и рассказывается с разных точек зрения. Этот прием даже получил название «эффект Расёмон» (Rashomon effect). Кстати, фильм Куросавы тоже об изнасиловании женщины.
Также нельзя не вспомнить о принципе «ненадежного рассказчика». Имеется в виду герой, который рассказывает историю от своего имени, но не говорит всей правды. Причем делать это он может как намеренно, так и потому, что просто не знает полной картины событий.
Субъективное восприятие и интерпретация истории
Создатели The Last Duel умело использовали все эти инструменты и показали, что границы правды порой слишком размыты и условны, а однозначно правильных или неправильных героев не бывает. Например, глава «Правда Жана де Карружа» раскрывает характер Дэймона как человека взрывного, довольно жесткого, но в целом весьма неплохого.
И когда симпатии зрителей уже на стороне Карружа, следующая часть — «Правда Жака Ле Гри» — переворачивает восприятие ситуации. В глазах товарища Карруж предстает уже не как борец за справедливость, а как упрямый солдафон, чья отвага больше похожа на безрассудство. И в том, что Ле Грис сделал с Маргаритой, он видит не насилие, а ухаживание.
Но судьбоносный визит героя выглядит совсем иначе с точки зрения самой женщины. Для Ле Гри ее отказ прозвучал как кокетливое приглашение к более решительным действиям. При этом самой героине было действительно страшно и больно.
Такой подход подводит зрителя к мысли, что какое-то событие не может иметь единственно верную интерпретацию. Ведь на самом деле история человечества складывается наполовину из фактов, а наполовину из смутных мифов и фантазий.
Ридли Скотт достигает своей цели, например, снимая одну и ту же сцену разными камерами под разными углами. Безусловно, огромная часть заслуг принадлежит актерам, сыгравшим тончайшие оттенки эмоций.
В качестве иллюстрации здесь идеально подходит эпизод, в котором Маргарита по просьбе Карружа целует Ле Гри. В одном варианте этой сцены лицо Джоди Комер выражает вежливость, в другом — обещание страсти, в третьем — легкий интерес. И это только один пример.
Культура насилия — от Средневековья до наших дней
Ридли вновь проявил себя как профеминистский режиссер — не стоит забывать, что именно он снял первого «Чужого» с сильной женской героиней и важный для феминистского движения фильм «Тельма и Луиза». «Последний поединок» — это не только мощное заявление о недопустимости однозначного толкования истории, но и драматический рассказ о пережитом сексуальном насилии.
Несмотря на то, что средневековые нравы остались далеко в прошлом, вопросы, которые задают Маргарите на церковном суде, мало чем отличаются от тех, которые приходится слышать сейчас жертвам травли. Вместо того, чтобы допрашивать преступника, судьи сосредотачиваются на действиях потерпевшего. Она спровоцировала мужчину? Находит ли он его привлекательным? Она сделала что-нибудь, чтобы остановить секс? Разве это не ее собственная вина?
При этом оба участника роковой дуэли не так сильно переживают за женщину, из-за которой они борются. Для них она вещь. В одной из самых сильных сцен фильма Маргарита рассказывает мужу, что ее изнасиловали, а Жан де Карруж в своей части повествования услышал совсем другое — «обесчещенную».
Разница вроде бы небольшая — но если подумать, то она колоссальная. Для мужчины речь идет об утрате достоинства (и, в первую очередь, похоже, своего), а не о том, что пострадала конкретная женщина.
«Последняя дуэль» вышла на Западе раньше, чем в России, и с треском провалилась, собрав примерно в 10 раз меньше при бюджете в 100 миллионов долларов. Скорее всего, такая же катящаяся судьба ожидает фильм и в нашей стране. И это невероятно расстраивает.
Поэтому просто заходите на эту мощную ленту, которая точно стоит вашего внимания. В нем есть все: эпические батальные сцены, тонкий драматизм, предельная жестокость и чарующая музыка Гарри Грегсона-Уильямса. Но главное, «Последняя дуэль» бросает вызов чувствам и не оставляет зрителя равнодушным. А именно это и есть главный признак талантливого кинематографа.