1 декабря Джейн Кэмпион, обладательница «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, выйдет на стриминговом сервисе Netflix. Уже после премьеры в Венеции критики высоко оценили фильм «Сила собаки», предположив, что в грядущем сезоне она получит множество наград.

Кэмпион взяла за основу одноименный роман Томаса Сэвиджа и превратила его в очень трогательную и противоречивую драму, которая зацепит зрителей в любой стране. Ведь «Сила собаки» посвящена героям, которые не могут найти свое место в жизни. Более того, режиссёр подаёт историю неоднозначно, оставляя каждому место для размышлений и собственных выводов.

Трагедия потерянных людей

Братья Фил и Джордж Бербанки (Бенедикт Камбербэтч и Джесси Племонс) владеют большим ранчо в Монтане 1920-х годов. Родственники очень разные как внешне, так и по характеру. Джордж стильно одевается, водит машину и делает все возможное, чтобы попасть в высший свет. Фил не приемлет прогресса и даже отказывается принимать ванну. Тем не менее, он очень хорошо управляет бизнесом.

У братьев возникают конфликты после того, как Джордж женится на вдове Роуз (Кирстен Данст), муж которой покончил жизнь самоубийством из-за алкоголизма. Но еще больше ситуацию усугубляет сын женщины Питер (Коди Смит-МакФи), который кажется совершенно не приспособленным к жизни на ранчо. Однако именно Фил станет для него самым близким человеком.

На первый взгляд может показаться, что «Сила собаки» обыграет вполне привычные и стандартные идеи вестернов. Не так давно вышли «Братья-сестры» Жака Одиара о двух вечно ссорящихся братьях. А о том, как приверженцы старых порядков сталкиваются с прогрессом, снятым десятилетиями: достаточно вспомнить хотя бы необычную сцену с велосипедом в фильме «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид».

Но если хотя бы немного изучить фильмографию Джейн Кэмпион, то можно догадаться, что она не останется в рамках жанра. Все ее картины, вплоть до отмеченного наградами «Фортепиано», всегда рассказывают о личной трагедии людей. И Power of the Dog не исключение. Ведь все четыре главных героя, по сути, находятся в одинаково сложном положении.

Так что попытки Джорджа отделиться от брата и ранчо выглядят нелепо: они не приносят никакого результата, только провоцируют конфликты. Роуз не может найти свое место в новой семье и домашнем хозяйстве. Ее поведение постоянно меняется: то она старается быть ближе к слугам, то просто замыкается в себе и просто спивается.

В Питере еще сложнее. У этого персонажа больше скрытых демонов, чем у других. Он хочет стать врачом и пугает окружающих, препарируя кролика в своей комнате. Он отличается от остальных как внешним видом, так и поведением. Ему явно не место в таком обществе. Хотя постепенно будет возникать вопрос: а где вообще он может чувствовать себя как дома? Слишком все запутано в голове подростка.

Но главный обман скрыт в характере Камбербэтча. Ведь Фил на первый взгляд кажется абсолютно простым и понятным. Сначала он представлен чуть ли не главным антагонистом картины: герой словно из вредности мешает счастью своих близких. Но постепенно выяснится, что именно он травмирован больше остальных. А близость Фила и юного Питера — самая трогательная часть истории. Ведь одного постоянно травят за его странности, а другой старательно скрывает их за напускной черствостью. История с попытками влиться в общество, осуждающее особенности человека, звучит одинаково актуально как в антураже начала ХХ века, так и сто лет спустя.

Оказывается, на самом деле в этой истории, как и в жизни, нет стопроцентно хороших и плохих людей. Просто каждый несчастлив по-своему и справляется с трудностями в меру своих возможностей. Будущее кажется уже не таким светлым, а прошлое не таким темным и суровым.

Метафорический и сдержанный

По предыдущему описанию «Сила собаки» может показаться слезливой драмой. Но большой плюс картины в том, что большая часть переживаний здесь подается не в лоб. Зрителю никогда не скажут прямо ни об отношении Фила к жене брата, ни о его тайных увлечениях.

Прежде всего, это добавляет реалистичности происходящему. Ведь часто в кино герои без особой причины начинают открывать свои самые сокровенные мысли каждому встречному. Вряд ли так поступил бы человек, годами отгородившийся от мира.

Но даже такой подход позволяет лучше прочувствовать всю трагичность ситуации. Четверо героев находятся в самых близких отношениях, но не могут поделиться своими эмоциями. На огромном ранчо все одиноки, чувствуют себя максимально некомфортно и стараются спрятаться от окружающих: кто в комнате с бутылкой, кто в вечных командировках, а кто в тайном, почти детском приюте.

Образы и метафоры, которыми Кэмпион щедро дополняет действие, помогают еще лучше погрузиться в мир. Некоторые из них поначалу могут даже показаться слишком нарочитыми и забавными. Как, например, ночная сцена, где персонаж Камбербэтча яростно трет свое седло ночью.

Но постепенно все эти странности сложатся в одну стройную историю. И получается, что в картине не было ни одного лишнего элемента.

Необычные образы и отличный стиль

Безусловно, многих привлечет яркий актерский состав во главе с Бенедиктом Камбербэтчем. А фанаты точно будут в восторге от того, с какой грацией камера снимает персонажей.

Для Камбербэтча Power of the Dog — третий релиз за год (даже четвертый в России: Spy Games вышел в марте). При этом актер не славится радикальными изменениями во внешности, как, скажем, Хоакин Феникс или Кристиан Бэйл. Но при этом он удивительным образом не превращается в западного аналога Александра Петрова: художник все время разный. Например, Камбербэтч в «Силе собаки» полностью отличается от своего персонажа из недавних «Кошачьих миров Луиса Уэйна». На смену скромному и смешному персонажу пришел потрепанный грубиян с одержимым взглядом.

Его камера любит больше всего. Режиссер дает актеру множество странных, почти фантасмагорических сцен. При этом Камбербэтча явно не обошли вниманием при придумывании образа. Чего стоит только момент, когда его персонаж, совершенно голый, натирается грязью.

Паре Джесси Племонс и Кирстен Данст, кажется, вообще не нужно вживаться в роль. Супруги в реальной жизни очень легко играют влюбленную пару в начале картины. Более того, актеры в некоторых моментах словно подтверждают убеждение, что у близких людей даже мимика становится похожей. И тем трагичнее перевоплощение Роуз во второй половине сюжета. При всей разнице жанров трудно не вспомнить персонажа Данста в «Меланхолии» Ларса фон Триера.

Племонс подтверждает свой статус одного из самых интересных характерных актеров последних лет. Кажется, что его персонажи просты, но они всегда запоминаются и кажутся максимально живыми. Неудивительно, что Племонс так любили Скотт Купер и Мартин Скорсезе.

Также приятно видеть, что Коди Смит-Макфи ничуть не теряется на фоне более статусных коллег. Конечно, у молодого артиста уже есть и неплохая фильмография: он сыграл и в одной из частей «Людей Икс», и в авторской «Дороге» Джона Хиллкоута, и в подростковом фильме «Впусти меня». Но все же здесь ему уделяют не меньше времени, чем остальным актерам. И именно «Сила собаки» может стать звездным часом Смита-Макфи.

Но дело не ограничивается яркими персонажами и образами. Джейн Кэмпион удалось создать на экране совершенно невероятную атмосферу. С одной стороны, персонажи живут в реальном мире. Правда, трудно сказать, насколько правдоподобно отражены времена (это оценят только специалисты), но происходящее не кажется игрушечным. Режиссер берет антураж вестерна, но отказывается от всех жанровых элементов: не будет ни одного экшена или перестрелки.

С другой стороны, камера Ари Вегнер (она снимала «Леди Макбет» с Флоренс Пью и очень эстетичный фильм ужасов Стрикленда «Маленькое красное платье») находит красоту в самых повседневных и даже пугающих моментах. Кажется, что оператор умеет красиво снимать все что угодно: колышущуюся траву, купающихся обнаженных рабочих, молчаливую потерянную героиню. А превратить веревочное плетение в почти эротическое зрелище – это отдельный навык.

Завершающая составляющая атмосферы — музыка Джонни Гринвуда из Radiohead. Популярные сейчас виолончели создают нервозную атмосферу. Более того, с помощью звука они отражают настроение каждого из персонажей. И, кстати, именно композитору пришла в голову идея добавить в сюжет «Марш Радецкого» Иоганна Штрауса-отца. Знакомая всем мелодия, исполняемая дуэтом фальшивого фортепиано и банджо, превращается в лейтмотив безумия Роуз.

«Сила собаки» — глубокая драма, в которой режиссер берет элементы вестерна, но рассказывает важную и понятную каждому историю. Такие потерянные персонажи могли существовать и сегодня, а потому им хочется сопереживать. Сознательный отход от мелодрамы делает картину только интереснее. После просмотра вам наверняка захочется его обдумать, обсудить с кем-нибудь или включить снова. Именно так и работает хорошее кино: оно не отпускает даже после финальных титров, а потом полностью проецируется на реальную жизнь.