В 2021 году всех поклонников остроумного авторского кино ждала печальная новость: знаменитый тандем братьев Коэнов, снявших фильмы «Большой Лебовски», «Фарго», «Старикам тут не место» и многие другие легендарные произведения, распался. Младший, Итан, решил отдохнуть от кино и заняться театральными постановками.
Поэтому «Трагедию Макбета», новую экранизацию классической пьесы Уильяма Шекспира, Джоэл Коэн создал в одиночку — впервые с момента своего дебюта в 1984 году. И в этом можно увидеть некоторую иронию: пока Итан занимается театром, его Брат приносит сценические постановки прямо домой публике. 14 января фильм вышел на Apple TV+.
На самом деле это произведение сложно даже назвать фильмом. Это классический театральный Шекспир. Такой подход не делает «Трагедию Макбета» хуже, просто нужно скорректировать ожидания: не будет масштабных исторических сеттингов и попыток приблизить сюжет к современному миру. Только оригинальный текст, отличная актерская игра и изысканная постановка.
Настоящий Шекспир
Фильм без изменений пересказывает сюжет классической пьесы. Генералы Макбет (Дензел Вашингтон) и Банко (Берти Карвел) побеждают норвежцев. Когда герои возвращаются к королю Дункану (Брендан Глисон), на их пути встречаются три ведьмы (за всех играет Кэтрин Хантер), которые предсказывают, что Макбет станет королем, а Банко даст начало целой семье правителей. Узнав об этом, леди Макбет (Фрэнсис МакДорманд) подталкивает мужа убить Дункана и остальных соперников.
Пьесы Шекспира переносятся на большие экраны чаще других произведений классиков. И тому, наверное, две причины.
Во-первых, признание автора в сочетании с отсутствием необходимости получения прав. Ведь вряд ли имя Кристофера Марлоу или Томаса Кидда (известных драматургов той же эпохи) привлечет к себе столько же внимания.
Но что еще более важно, произведения Шекспира, если их правильно адаптировать, выглядят актуальными и сейчас. «Ромео и Джульетта» одинаково хорошо вписывается как в тему уличных драк в США 1950-х (речь о «Вестсайдской истории»), так и в современную преступность («Ромео + Джульетта» в 1996 году База Лурмана) и даже эпоха соцсетей и экранного формата -жизнь (R#J от продюсера Тимура Бекмамбетова). А Иэн Маккеллен с "Ричардом III" и Рэйф Файнс с "Кориоланом", оба главные роли в своих фильмах, показали, что исторические пьесы Шекспира о войнах и предательствах пугающе близки к новым временам.
Примеры можно перечислять долго, но все это необходимо лишь для того, чтобы подвести к главному: Джоэл Коэн даже не пытается каким-либо образом модернизировать «Макбет». В нем сохранен исходный текст, разве что с некоторыми сокращениями (скорее ради темпа, чем из желания уложиться в формат), оставлено то же время и место действия. Но именно это наиболее ярко подчеркивает, что «Макбет» — одна из самых актуальных и кинематографичных пьес Шекспира. Без всякого заигрывания с повесткой картина зацепит любого зрителя в любом уголке мира.
Потому что это история о чрезмерной жажде власти, которая заставляет некогда достойного человека идти на подлые дела. Это также история о тайном давлении: на самом деле Леди Макбет реализует свои амбиции руками своего мужа. И, конечно же, о возмездии.
Хотя тут, пожалуй, можно и не объяснять: этот сюжет знает каждый, кто читал Шекспира, смотрел хотя бы одну из театральных постановок или экранизаций. А для тех, кто не слышал о нем, вам обязательно стоит окунуться в него. Версия Коэна — отличный вариант для первого знакомства. Фильм также визуально красив.
Театр в нуарной эстетике
Джоэл Коэн — далеко не первый яркий автор, снявший «Макбет». Еще в 1948 году великий Орсон Уэллс поставил свою версию. В 1957 году Акира Куросава выпустил Throne of Blood. Роман Полански присоединился к ним в 1971 году. Есть и другие, менее удачные варианты. Но, кажется, ни один предшественник так необычно не относился к визуальным эффектам.
С одной стороны, «Трагедия Макбета» — вполне театральная постановка. Картинка отказывается масштабироваться, заменяя сражения интимностью. Об этом говорит даже вступительная сцена с ведьмами — одна из самых красивых и в то же время пугающих в фильме. Кэтрин Хантер разговаривает сама с собой, изображая трех героинь, и в то же время превращает монолог в пластический театр. И в последующем действии персонажи часто будут стоять на месте и произносить текст на фоне весьма условных декораций. Но на удивление, это только плюс: в предыдущей экранизации 2015 года от Джастина Курзеля за размахом терялась немалая часть драмы.
С другой стороны, Коэну удалось снять технически совершенный фильм, почти напоминающий «Гражданина Кейна» упомянутого Уэллса. Достаточно обратить внимание на монолог Макбета, идущего по коридору. Трудно представить, что камерная сцена может быть настолько эстетичной. Здесь проверяется буквально каждый кадр. Если не хотите верить на слово, просто пролистайте иллюстрации к этому тексту и посмотрите трейлеры — весь фильм ничуть не хуже.
И в этих невероятно стильных сценах роли играют великолепные актеры. К актерскому составу относились очень свободно: обычно на постановку берут более молодых артистов. Но вряд ли у кого-то повернется язык придираться к основному составу.
Да, Дензел Вашингтон черный, но, к счастью, Apple выпускает фильмы без дубляжа. Можно включить оригинальный трек и буквально утонуть в его голосе и манере речи. Да, Фрэнсис МакДорманд — жена режиссера. Но она также является обладательницей трех «Оскаров» и одной из лучших характерных актрис современности. От некоторых ее интонаций мурашки по коже — то ли от восхищения, то ли от страха, трудно разобрать.
И сама мысль о том, что за власть борется не эмоциональная молодежь, а люди, для которых это последний шанс реализовать свои амбиции, может вызвать отклик у зрителя.
Немного хоррора в классике
Тема испуга, уже дважды встречавшаяся в этом тексте, не случайна. Ведь Коэн, вроде бы ставящий классическую пьесу, иногда заставляет вспомнить старые американские ужасы в духе Франкенштейна, потом Бергмана или даже Роберта Эггерса с его "Маяком".
Последняя ассоциация самая ироничная. «Трагедию Макбета» выпускает студия А24, которая в последние годы сделала себе имя на том самом «возвышенном ужасе», который, в частности, снимает Эггерс. А еще есть черно-белая картинка и устаревшее соотношение сторон экрана 1:1.19.
Но все же чаще на ум будет приходить классика кинематографа. Даже образ Хантера напоминает Смерть из "Седьмой печати" (страшно представить, двигался ли так же Бенгт Экерут в произведении Бергмана). Ночные сцены Бирнамского леса заставляют чуть ли не затаить дыхание в ожидании какого-нибудь крикуна. К счастью, на такие банальные ходы режиссер не пойдет, полагаясь на саспенс.
Конечно, следует иметь в виду, что театралы и шекспироведы ничего принципиально нового в этом фильме не увидят. Это просто очень красивая версия классики. Похоже, Джоэл Коэн просто хотел реализовать свои давние амбиции. Поэтому он сам поставил «Трагедию Макбета», лично продюсировал и даже редактировал ее. В итоге мы получили выверенную работу, в которой вряд ли можно найти хотя бы одну фирменную черту создателя.
Но отдельные компоненты просто завораживают. Наверняка в предстоящей гонке за «Оскаром» имена исполнителей главных ролей и оператора Бруно Дельбоннеля прозвучат еще не раз. Лента позволяет ощутить себя одновременно и в театре рядом с известными актерами, и в фильме-нуар с угрюмыми воронами, кружащими над бледными пейзажами.