14 апреля на российские экраны выйдет полнометражное аниме «Красавица и дракон» от известного режиссера Мамору Хосода. Летом 2021 года фильм был показан на Каннском кинофестивале, где получил высокую оценку критиков. Тем более, что это уже не первый раз, когда режиссер участвует в конкурсе: в 2018 году в тех же Каннах была показана одна из самых известных его работ — «Мирай из будущего».
Аниме Hosoda хороши тем, что понятны любому зрителю. Их могут смотреть как любители японских мультфильмов, так и те, кто совсем не знаком с этим видом искусства. «Красавица и дракон» не исключение: картина вызывает серьезные вопросы, но при этом остается легкой и сказочной, так что понравится и взрослым, и детям.
Сочетание нескольких интересных тем
Застенчивая школьница Судзу с детства любила музыку. Но после смерти матери, отважно бросившейся спасать незнакомого ребенка, девочка перестала петь.
Неожиданно Сузу помогает новая сеть U Network, предлагающая людям погрузиться в анонимную виртуальную реальность. Там девушка берет имя Белль и становится популярной певицей.
Но однажды она встречает Дракона, агрессивного пользователя, который сражается на ринге. Сузу понимает, что этому человеку нужна помощь, но не может понять его настоящую личность.
Мамору Хосода уже много лет создает аниме на одни и те же темы. Он часто говорит о важности семьи (как в «Ученике зверя» или «Мирай из будущего»), поисках себя и размышлениях о прошлом («Девушка, покорившая время»). Даже виртуальный мир уже фигурировал в его «Летних войнах».
Поэтому «Красавицу и дракона» можно назвать компиляцией всего творчества автора. Он старается охватить сразу несколько важных тем. С одной стороны, Хосода рассказывает о застенчивых и травмированных людях, которые боятся открыться другим. И в этом плане он очень интересно использует виртуальный мир.
Слишком часто старшее поколение (а Хосоде все еще за 50) любит критиковать соцсети и бегство от реальности в интернет. «Красавица и дракон», напротив, показывает, что анонимность и фантастические аватары могут быть своего рода терапией и помогать справляться с травмами реальной жизни.
Но история на этом не останавливается. Мамору Хосода одновременно рассказывает о своей привычной теме семьи и поиске близких. Страдая от потери матери, Сузу не замечает своего понимающего отца. Более того, она даже не видит, что рядом с ней есть еще один заботливый человек.
При этом они захватят еще одну интересную тему: даже самые популярные люди, которых все окружающие считают красивыми и уверенными в себе, могут быть такими же робкими и закомплексованными внутри.
А к концу «Красавицы и дракона» неожиданно наступит самая тяжелая и мрачная часть: история домашнего насилия. Эта проблема актуальна в патриархальной Японии. И, увы, во многих других странах.
К сожалению, приходится признать, что автору не удалось полностью уместить все вышеперечисленное в рамки двухчасового произведения. Возможно, «Красавица и дракон» выглядел бы лучше как 10-серийный аниме-сериал. Увы, некоторые персонажи остаются просто функциями, и даже о самом драконе говорят недостаточно.
Да и концовка немного запутанная. Хотя Хосоду уже больше года обвиняют в том, что он не может придумать финал.
Много интересных ссылок
Оригинальное название аниме — «Дракон и веснушчатая принцесса». Но в данном случае русские локализаторы были правы, сделав заголовок похожим на «Красавица и Чудовище». Произведения Хосоды часто отсылают к этому произведению (особенно к диснеевской экранизации) как по сюжету, так и визуально: дракон здесь даже выращивает розы в своем скрытом замке.
Но дело не ограничивается лишь обращением к классике. На самом деле мир U очень напоминает OASIS из фильма "Первому игроку приготовиться". Так что в бесконечном количестве аватарок внимательные зрители обязательно заметят намеки на знакомых персонажей из других мультфильмов.
Сам сюжет напоминает многих современных исполнителей: от появления группы Gorillaz, состоящей из выдуманных аватарок, до виртуальной певицы Хацунэ Мику. И вообще, некоторые музыканты уже несколько лет продвигаются через интернет, а известные исполнители регулярно выступают в игре Fortnite.
А в «Красавице и драконе» немалую часть хронометража составляют песни. Можно даже сказать, что режиссер поставил настоящий мюзикл.
К его чести, в отличие от «Первого игрока приготовиться», работа Хосоды не превращается в бесконечное множество отсылок к поп-культуре. Здесь история и персонажи на первом месте.
Необычный подход к анимации
Существование персонажей в двух мирах открывает простор для авторской фантазии. Режиссер создает контраст между обычной жизнью и виртуальной реальностью. Однако здесь есть проблема.
Мир внутри сети выглядит красиво и логично: он показан в 3D, ярко и насыщенно. Но в обычном мире Хосода рисует персонажей в классическом минималистичном стиле. При этом фоны проработаны более тонко. И получается, что среди реалистичных домов и деревьев стоят и разговаривают плоские персонажи, которые были нарисованы всего несколькими штрихами.
А на самом деле хочется придраться после просмотра. Динамичное действие заставляет забыть обо всех проблемах визуального сериала. Более того, Хосоде даже удается сделать статичные сцены захватывающими.
Примерно в середине сюжета будет гомерический забавный момент, когда две минуты показывают одну и ту же картинку и даже персонажи почти не разговаривают. Но все подается с такой тонкой иронией, что нет ощущения затянутости действия.
Отдельный плюс «Красавицы и дракона» в том, что его могут посмотреть буквально все. Для понимания не требуется погружение в японскую культуру или доскональное знание мира аниме. Кроме того, мультфильм затрагивает важные темы, каждая из которых обязательно найдет своего зрителя. И за это ему можно простить и сумбурный сюжет, и проблемы с визуалом.